Поздняя фаза анафилаксии и ее механизмы.
Поздняя фаза анафилаксии, чаще всего, порождается ранней и следует за ней, но может присутствовать и как изолированная реакция. Поздний ответ наблюдается в сроки 4-48 час. после введения аллергена, достигает максимума к 6-12 ч и характеризуется участием медиаторов второго порядка, противовоспалительных регуляторов, а также важной ролью эозинофилов. Мастоциты, видимо, менее важны для его реализации, так как в поздних феноменах не участвует их маркерный продукт - простагландин D2. Наиболее типично для этой стадии участие эозинофилов и мононуклеаров, инфильтрирующих очаг анафилактического воспаления.
Роль эозинофилов в анафилаксии - прежде всего, регуляторная, что особенно выражено в позднюю стадию: привлеченные и активированные хемотактическими факторами, эозинофилы фагоцитируют выделяемые тканевыми базофилами секреторные гранулы, содержащие гистамин, нейтрализуют гистамин посредством гистаминазы, что снижает интенсивность воспаления и препятствует дальнейшему привлечению эозинофилов в очаг. Кроме того эозинофилы выделяют вещества (возможно, это Pg E1 или Pg E2), тормозящие дегрануляцию тканевых базофилов. Эозинофилы содержат фосфолипазы B и D, которые разрушают ФАТ (фактор активации тромбоцитов). Кристаллы Шарко-Лейдена, типичные для атопической бронхиальной астмы, состоят целиком из лизофосфолипазы, выделяющейся при распаде эозинофилов. Арилсульфатаза, пероксидаза, перекись водорода, выделяющиеся при стимуляции эозинофилов, инактивируют лейкотриены. Таким образом, эозинофилы - понижающие регуляторы анафилактического воспаления (см. также стр. 319). Не случайно, при многих анафилактических заболеваниях с приступообразным течением эозинофилия предшествует приступу, а в послеприступный период наблюдается эозинопения (А.Б.Кей, 1983). В фазу выхода из анафилактической реакции, помимо эозинофильных медиаторов, большое значение имеют выделяемый соединительнотканными мастоцитами гепарин, а также хондроитинсульфаты А, С, D и Е, секретируемые СЛМ и базофилами. Они тормозят экссудацию и активность сторожевой полисистемы плазмы, связывают гистамин, способствуют репарации.
.....
В то же время, эозинофилы (скорее всего, их специализированные субпопуляции) играют и противоположную, промоторную роль в патогенезе поздней фазы анафилаксии. Эозинофилы являются исключительным источником основного эозинофильного белка и эозинофильного катионного белка, которые обладают прямой токсичностью для тканевых паразитов, например, шистосомул (см. также “Иммунный ответ на инфекционные агенты”). У них имеется особая цианид-резистентная эозинофильная пероксидаза, оказывающая цитотоксическое действие на глистов. Это делает их мощными эффекторами защитного ответа на макропаразитов, в особенности - гельминтов, в отношении которых они работают как К-клетки. Решающую роль в противопаразитарном иммунитете играют так называемые эозинофилы пониженной плотности. Их количество минимально в норме, но именно эта субпопуляция эозинофилов становится основной при анафилаксии и гельминтозах. Это активированные IgE, ИЛ-3 и ИЛ-5, а также ГМ-КСФ клетки, активно освобождающие основной протеин и катионный белок, токсичные для паразитов, экспрессирующие много рецепторов реагинов и участвующие в антителозависимой клеточной цитотоксичности против гельминтов. Они выделяют наибольшее количество фактора активации тромбоцитов.
.....
В высоких концентрациях основной белок эозинофилов токсичен также для эпителиальных клеток хозяина, так например, он и аналогичные цитотоксические эозинофильные белки могут индуцировать апоптоз эпителия дыхательных путей и кожи, что очень отягощает астматические приступы и течение нейродермита. Фактор активации тромбоцитов способен активировать все клетки-участники воспаления и развязать гиперэргическое воспаление. Это делает эозинофилы пониженной плотности основными повреждающими эффекторами реакций поздней фазы анафилактического ответа. Итак, поздняя фаза анафилаксии решает судьбу анафилактического воспаления и определяет его быстрое затухание или пролонгированное течение. Это зависит от баланса противовоспалительных и провоспалительных сигналов эозинофилов разных субпопуляций.