Мифология здоровья и болезни

В центре мифов о здоровье и болезни находится основополагающее представление о болезнях как о чем-то внешнем и чужеродном. Чужеродная болезнь — это неуправляемое явление, обладающее независимой от человека собственной активностью, делающей неуправляемыми его функции.

Один из наиболее ярких мифов современности - представление о том, что человек – автомат, подчиняющийся программе, которую можно изменять, лежит в основе методов кодирования алкоголизма или НЛП. Элементы мифологизации материальных носителей здоровья (лекарств) можно проследить от «панацеи» древних до современных «стимуляторов иммунитета».

Большое число диет (исключающих из питания «вредные», по мнению авторов, элементы, лечебное голодание, «промывание» организма с помощью большого количества минеральной воды или клизм, удаление «шлаков», особые физические упражнения) основано на механистических теориях болезни.

Мифологизацию здоровья и болезни нельзя отменить, но можно изучать и расшифровывать скрытые мифы. Случается, что лечение, лишенное адекватного мифа, в значительной степени утрачивает свою субъективную эффективность, тогда как самые абсурдные рекомендации, включенные в миф, сохраняют свою притягательность, несмотря на объективно приносимый ими вред.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ

Защитные механизмы личности (ЗМ) – это такие способы поведения или искажения информации, которые помогают человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для благополучия.

ИЗБЕГАНИЕ – стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе, или тех ситуаций, которые могут оказаться неприятными, создают риск потери самоуважения. Человек становится невосприимчивым к тем сферам жизни и событиям, которые могут вызвать отрицательные переживания. Когда в чем-то никак нельзя признаться самому себе, то об этой сфере жизни вообще не хочется думать и говорить. Так, некоторые молодые люди, если от них ушла подруга, после этого довольно долго вообще избегают общения с девушками. Или если студент не может справиться с учебным предметом, то он сначала заявляет о его ненужности, а потом при каждом удобном случае стремится вообще его прогулять. Это для него гораздо проще и комфортнее, чем приложить усилия для освоения этого предмета или признать сложности самостоятельного освоения.

Близко к этому ЗМ ВЫТЕСНЕНИЕ – недопущение в сознание того, что не хочется осознавать, потому что это, к примеру, неприятно, может снизить самооценку, противоречит моральным убеждениям. Так многие люди забывают (абсолютно искренне) совершенные ими неблаговидные поступки – скажем, выполнение собственных обещаний. Ведь если об этом помнить, то снизится уважение к себе, что неприятно. Так же легко забывается и то, что нужно сделать, но очень не хочется. С вытеснением связано так же то, что и многие молодые люди охотно воспринимают похвалу в свой адрес, но едва их начинают критиковать, они как будто всё «пропускают мимо ушей» и через непродолжительное время просто-напросто забывают об этом разговоре. Или запоминают, что их «обидели», но чем именно – вспомнить не могут.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – придумывание «разумных» доводов для оправдания своих неприемлемых качеств или поступков. Так, агрессивный человек обычно говорит, что он сильный и поэтому «никому не позволит сесть себе на шею», трусливый – что он «благоразумный и осторожный», а неуверенный и застенчивый – что он «деликатный», «хорошо воспитанный» и еще что-нибудь в таком духе. А если не получается достигнуть чего-то желаемого, то через некоторое время люди начинают заявлять, что на самом деле не очень-то им это и нужно. Яркий пример рационализации описан в басне Эзопа о лисице, которая не смогла дотянуться до винограда, после чего заявила, что не очень-то и хотелось – все равно он кислый. Особенно изобретательны люди в придумывании доводов тогда, когда что-то обещали сделать, но не сделали.

РЕГРЕССИЯ – возврат к незрелым, детским формам поведения. Попав в какую-то сложную ситуацию, требующую активных усилий по ее преодолению, человек вдруг начинает плакать или «надувается» как маленький ребенок. И даже не пытается предпринять что-нибудь для того, чтобы решить проблему. Он реагирует как беспомощный малыш: бежал, споткнулся, упал, заревел и лежит – ждет, когда мама откликнется на его плач, подойдет, поднимет и пожалеет. Существует обоснованная точка зрения, что курение, к которому многие люди прибегают как к способу снять напряжение, расслабиться, - это тоже регрессия. Плачущему младенцу дают пустышку, чтобы он успокоился и перестал орать. Взрослый для «успокоения нервов» точно так же использует сигарету - в ответ на жизненные трудности.

ЗАМЕЩЕНИЕ – перенос каких-либо побуждений с недоступных объектов на доступные. Чаще всего это касается злости, агрессии. К примеру, студент разозлился на профессора, «несправедливо» оценившего его на экзамене, но выразить ему недовольство не решился – зато сорвал злость по дороге из университета, пнув ни в чем не повинную собаку, случайно подвернувшуюся ему под ноги. Собака, убегая от него, наткнулась на мирно шедшую по своим делам пенсионерку, которую и покусала. Потом, придя домой, студент накричал на младшую сестру. Та ему возразить не посмела, вместо этого взяла куклу и оторвала у нее голову. А ставший невольной причиной всех этих событий профессор, быть может, и сам поставил студенту несправедливую отметку только потому, что пришел принимать экзамен взвинченный после неприятного разговора с ректором (который, в свою очередь, «сорвался» после выговора, полученного от чиновников из Комитета по образованию). Во всех этих действиях проявляется замещение, в результате чего страдают не только люди.

Еще один пример замещения – имеющаяся у некоторых студентов привычка рвать или сжигать тетради по учебным предметам, как только сдан соответствующий экзамен.

Близка к этому ЗМ СУБЛИМАЦИЯ – перевод неприемлемых (к примеру, агрессивных) побуждений в приемлемую форму. В отличие от замещения здесь меняется не сам объект, а способ взаимодействия с ним. Агрессивный человек может заняться боксом, имеющий склонность к риску – найти себя в экстремальных видах спорта.

ПРОЕКЦИЯ – приписывание окружающим того, чего не хочется замечать в себе. Так, завистливые люди обычно убеждены в том, что все окружающие им завидуют, а агрессивные считают, что все вокруг им желают зла и, вообще, что весь мир настроен против них. Проекция проявляется в двух формах: 1) как распространение собственных мыслей и чувств на других людей, 2) как перенос на других ответственности за собственные неудачи. Так, студент, плохо успевающий по какому-либо предмету, обычно убежден, что преподаватель сам плохо знает предмет или не умеет преподавать. Обостренное восприятие недостатков других людей или несправедливостей в обществе - это в значительной мере отражение собственной неуверенности в себе и внутренних конфликтов.

Когда нет гармонии в своем внутреннем мире, человек становится очень чувствительным к «неустроенности» окружающего мира. Это тоже действие ЗМ проекции. Как в поговорке «В чужом глазу сучок увидел, в своём – бревна не замечаешь». Человек, который все время замечает в окружающих какие-то раздражающие отрицательные качества, так к ним чувствителен, потому что боится признать их наличие у себя.

Опасность психологических защит в том, что одна из них может стать устойчивым способом взаимодействия личности с собой и с миром. В этом случае о саморазвитии можно забыть – защита не меняет реальность, а только искажает ее восприятие. По сути, человек начинает жить в полувымышленном мире. Такая ситуация чаще всего возникает у людей с низкой самооценкой. Они воспринимают любую негативную информацию о себе как личную угрозу, реагируют на нее с помощью ПЗ, в результате чего информация чаще всего вообще не доходит до их сознания. Если же человек обладает адекватной самооценкой, он уверен в себе, реагирует на критику спокойно – она не воспринимается как угроза личности в целом, а свидетельствует о конкретных недостатках, которые можно и нужно исправлять. Если человек понимает, что у него есть отрицательные черты характера, то может работать над исправлением. Если человек приходит к убеждению, что у него плохо сразу всё – возникает расстройство.

Наиболее конструктивная реакция при столкновении с жизненными проблемами – решить их. Если попытка неуспешна, только тогда имеет смысл обратиться к ЗМ личности. Любой ЗМ по сути – не решение проблемы, а «уход» от нее.

Наши рекомендации