Античная и современная концепции здоровья

Античная Современная
Здоровье связывается с внутренним устройством человека и мало затрагивает систему его отношений с окружающим миром. Внутриличностный аспект здоровья - внутренняя согласованность телесных и душевных проявлений человека. Здоровье - гармония и соразмерность телесных и душевных составляющих. Быть здоровым означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей. Здоровая жизнь основывается на руководстве разума. Основные душевные качества здорового человека - здравомыслие и самообладание. Обращение к самому себе - необходимое условие здорового и полноценного существования. Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания: Космос - порядок и согласованность, первопринцип; в высших сферах – единое благо, в рамках полиса — единый закон, для человека — мудрость и здоровье. Главные принципы – умеренность (соразмерность) и забота о себе (самообладание и самоопределение). Оздоровительные техники: — процедуры испытания (самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни); — практика самоанализа или “рассуждений о делах” (ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий); — работа мысли над собой — глубокая рефлексивная практика (самоосмысление) Концептуальная основа: представления об организме как единой, целостной саморегулирующейся системе. Основные компоненты: - физиологический (уровень роста, развития и текущее состояние органов и систем организма) - обеспечивает физическую работоспособность и адекватную адаптацию организма к внешним условиям - психологический (состояние психической сферы; включает мотивационно-эмоциональный, мыслительный и нравственно-духовный элементы) - обеспечивает умственную работоспособность и адекватное поведение - поведенческий (внешнее проявление состояния организма на основе жизненной позиции (активной, пассивной, агрессивной) и способностей к общению) - обеспечивает адекватность/ неадекватность поведения во взаимодействии организма с внешней средой (биологическ. и социальн.), умение налаживать межличностные отношения. Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют адаптационные и резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Биологические принципы ЗОЖ: - соответствие возрасту, ритмичность и умеренность; - должен б. укрепляющим и энергетически обеспеченным. Социальные принципы – эстетики, нравственности, воли и самоограничений. Поведенческие факторы ЗОЖ: - культивация положительных эмоций, - оптимальная двигательная активность, - рациональное питание, - образ жизни, соответствующий биоритмам, - эффективная организация труд. деятельности, - отказ от вредных привычек. Приобщение к ЗОЖ начинается с формирования мотивации здоровья на возрастном и деятельностном принципах - с раннего детства через оздоровит. деятельность по отношению к себе. Мотивы к ЗОЖ: самосохранения, подчинения этнокультурным требованиям, получения удовольствия от здоровья, возможности самосовершенствования и маневрирования в обществе, достижения максимально возможной комфортности в плане здоровья.


Связь психологии и медицины

Каким образом связаны известные психологические направления с медициной? – Почти все они вышли из практического лечения неврозов.

Как связаны познавательные психические процессы с деятельностью врача? - Знание познавательных процессов непосредственно необходимо лечащему врачу. Зрение – офтальмология, слух – отоларингология и так далее. Психологические знания в работе врача – сфера межличностных отношений, отражение психического состояния в картине болезни, знание картины личности пациента.

Связь психологии с медицинскими науками обусловлена двойственной природой человека (социального и биологического существа). Большинство психических явлений имеет физиологическую обусловленность. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть в следующем: психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию какого-либо заболевания. Хроническое заболевание сказывается на психическом состоянии больного. В современной медицине получили активное развитие методы психотерапевтического воздействия словом.

Одна из отраслей психологии – медицинская психология – изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Область исследований медицинской психологии – вопросы возникновения, развития и течения болезней, влияние болезней на психику и наоборот. Важнейшая проблема медицинской психологии – взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской психологии: клиническая психология (патопсихология, нейропсихология, соматопсихология), общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

Связь психологии и медицины на уровне понятийного аппарата осуществляется через такие термины как здоровье, болезнь, телесная функция.

Здоровье – характеристика целостного развития человека; состояние организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Определение ВОЗ: состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье – состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Параметры здоровья:

1. Приспособленность к природному окружению — способность не только выживать в биологической среде, но и активно ее преобразовывать

2. Нормальность — соответствие определенным нормам, устоявшимся в рамках конкретной культуры

3. Стрессоустойчивость и стабильность - способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды

4. Гармоничная включенность в сообщество людей — приспособленность личности к ее социальному окружению, результат социализации

Болезнь (мед. термин) – состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности.

Болезнь (психол. термин) – состояние ущербной жизнедеятельности, которое проявляется тягостным самочувствием, временной утратой или стойким ограничением физической дееспособности, направленной, прежде всего, на самосохранение.

Внутренняя картина болезни – отражение в психике больного своей болезни; субъективно-психологическая сторона заболевания; концепция болезни, созданная больным (ощущения, эмоции, познание болезни). Термин Р.А. Лурия. 1944.

Модель ВКБ Гольдшейдера-Лурия. Разработка Лурией ВКБ базировалась на идеях Гольдшейдера. Модель состоит из двух частей: аллопластическая КБ (функциональные и органические патологические изменения в связи с развитием заболевания) и аутопластическая КБ (сумма всех ощущений патологии и интеллектуальное осмысление, сензитивный – совокупность болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний больного, и интеллектуальный – знание о болезни и ее эмоциональная оценка).

Уровни ВКБ: 1 – непосредственно чувственный, 2 – эмоциональный, этап первичного означения, 3 – когнитивный, вторичное означение, 4 – мотивационный, личностный.

Наиболее распространенными методами исследования внутренней картины болезни являются клиническая беседа и специальные опросники.

Составляющие ВКБ

I уровень – чувственный, непосредственно-чувственный.

Больной испытывает неприятные, дискомфортные ощущения, которые являются отражением в психике соматических или психических нарушений

II уровень – эмоциональный (переживание болезни), этап первичного означения.

Неявные, нечеткие впечатления переходят в перцептивные образы (образы восприятия). Образы внутреннего восприятия вербализуются - означаются определенным словом. Больной называет свои состояния. Найденное означение может влиять на чувственное ощущение человека.

III уровень – рациональная переработка, когнитивный этап, вторичное означение.

Создание концепции болезни, мифы болезни и лечения. Больной создает собственную концепцию болезни: определяет причины болезни, возможные пути течения на основе знаний о собственном теле и болезнях.

IV уровень – мотивационный, личностный.

Больной определяет, что значит для него то или иное заболевание, как оно повлияет на его дальнейшую судьбу. Идет переоценка ценностей, изменение миропонимания, вырабатывается тактика проживания с болезнью.

Наши рекомендации