Тестирование межкультурных (кросскультурных) различий

Возникло в 50-е гг. ХХ в. в связи с запросом «Максимальное использование людских ресурсов».

Факторы, связанные с культурой:

1)язык (нет заданий, связанных с речью и умением читать);

2)скорость мышления (нет ограничений по времени);

3)смысловое содержание (его нет, есть только абстрактные изображения).

Тест Кеттела (1949): ориентирован на теорию Спирмена, стандартизирован в 70-е гг. Шкалы для детей; для студентов и взрослых. Состоит из 4-х невербальных субтестов, не ограничен по времени. Коррелирует с тестом Векслера.

Матрицы Равена: часть «Словесных шкал Мак-Гилла». Способности мыслительного инсайта и упорядоченной мыслительной деятельности. Ориентированы на теорию Спирмена, диагностика фактора G.

Варианты:

1)цветные матрицы Равенна. Дети до 5 лет, умственно отсталые дети и взрослые, пожилые люди (от 65 лет);

2)Черно-белые: от 16 (8) до 65 лет – без высшего образования;

3)продвинутый: для людей с высшим образованием или показавших высокий результат в черно-белых матрицах. Единственный тест, позволяющий оценить достоверность результатов (фактор случайного угадывания).

ТЕСТ ГУДИНАФФ-ХАРРИС «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА». Проективный метод. 73 элемента рисунка должен воспроизвести испытуемый. Таблица перевода в баллы IQ. Наиболее валиден для детей (дошкольники и младшие школьники). Дошкольники: коррелирует с тестами арифметических способностей, младшие школьники: коррелирует с тестами пространственных способностей.

Перспективы развития тестов межкультурных различий:

1)выявление общих заданий, валидизация теста в каждой культуре отдельно;

2)создание теста и предъявление внутри одной культуры;

3)каждый тест создается, валидизируется и используется в одной культуре.

Младенцы и дошкольники, Лица, с дефектами сенсорной и моторной сферы, Свободные от влияния культуры. Тесты бывают: 1 – тесты действия (манипуляции), 2 – не языковые тесты, 3 – невербальные – не требующие умения читать. А) Младенцы и дошк: (до 5 лет) цель – предупредить возможные откл в развитии. Стимульный объект – взрослый. Тесты для младенцев – шкалы развития Гезела. От 4 недель до 6 лет. Существует подробное описание норм – дополнение к мед.обследованию. Шкалы развития младенцев Бейли (2мес до 2,5лет)оценивает умственное развитие. Шкалы развития Боженовой: от 0 до 12мес. Моторное и соц.поведение. Тесты Озерецкого (1923), позднее создана модификация Линкольна-Озерецкого. Д-ка УО и мозговых дисфункций. Различные типы моторгоно поведения. По Пиаже – анализ не рез-та, а процесса. Шкалы включают 6 видов заданий, от 2 до 12 лет. Существует в 2х основных формах, + С в которой есть задания на нахождение площади. Б) лица с дефектами сенсорной и моторной сферы.наибольшая трудность – создание норм. 1. Дефекты слуха: сказываются на вербальном интеллекте. Шкала действия из Векслера. Отдельная стандартизация д/слабослышащих, но можно сравнть с остальными. Тест интеллекта Хизкей-Небраска. Влияет степень дефекта, возраст возникновения. 2. Дефект зрения: сказываются на выполнении тестов действия. Устные тесты легко адаптируются. Возможно предъявление специальными шрифтами. Адаптация тестов Бине – отдельно д/слепых и слабовидящих. Хайес – Бине. Задания по типу матриц Равена с рельефными изобр-ми. 3. Дефект моторики. При тяжёлой степени тестирование невозможно. Матрицы Равена с другой регистрацией ответа. Шкалы действия Лейтера – испытуемый кивает. Серия тестов в картинках, длит-ю 15 минут. Д-ка отдельных познавательных функций.

Тесты интеллекта, свободные от влияния культур.возникли в 50е гг в США. Попытались убрать факторы: умение читать, язык, содержание стимульного материала, скорость. На сегодня 3основных: тест Кеттела, матрицы Равена, тест «Нарисуй человека». Тест Кеттела:общие флюидные способности – состоит из 3 шкал, которые различаются по степени сложности (4-8 лет, 8-взрослые без в/о, одарённые студенты и взрослые). Все задания невербальные, по принципу завершения ряда изобр. Отсутствуют тестовые нормы для русскоязычных. Шкалы Равена. Способности к интеллекту в целом. Варианты: цветные матрицы (4-8 лет, стар.65и для УО), Чёрно-белые – 60 заданий в 5 сериях, дети с 8 и взрослые до 65 без в/о.Единственный тест, который содержит достоверность от угадывания ответов – стандартное распределение по сериям. Тест не ограничен по времени. Ограничение ввели для усложнения, поменяв специфику. Продвинутые матрицы (1-2 серии), для взрослых с в/о, для тех у кого высокие результаты в Ч/б матрицах. Тест «нарисуй человека» - изначально для диагностики Я-концепции, есть перечень 78 признаков, на основании наличия или отсутствия кот делается вывод об IQ Субтест нарисуй женщину (мужчину) или себя, у дошк коррелирует и развитием арифметики, у мл шк с пространственным мышлением. Существует 3 варианта развития этой группы:1. Более подробно разрабатывать и валидизировать тесты внутри культуры, 2. Поиск заданий, которые являются универсальными для многих культур. 3.Создание теста в рамках одной культуры и предьявление его людям с разным культ. Опытом. Выводы о его успешности в данной культуре.



Наши рекомендации