Теоретический подход к изучению личности.
1.Психоаналит-ое напрвление – личность, как продукт решения внутренних конфликтов, вызванных инстинктивным влечением ( Фрейд, Юнг, Адлер)
2.Бихевиористический подход + теория социального научения.( Торндайк, Уотсон, Скиннер, Бандура, Роттер)
3.Биологизаторское направление – личность по физическим данным( Ломбразо.)
4.Гуманистическое направление – личность рассматривается как результат системы врожденных потребностей, на вершине которых стоит потребность в самоактуализации. ( Маслоу, К. Роджер, Олпорт, Мэй) Оно возникло в противовес ПА и бихевиоризму. Они считали, что человеком двигают высшие потребности – саморазвитие и самоактуализация.
Еще в раннем детстве индивид включается в определенную исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Благодаря этому включению, а также процессу обучения и воспитания из индивида формируется личность. Т.о., это относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития.
Насколько более поздний продукт и отчего он зависит? Существуют разные точки зрения (Леонт. “Д. С. Л.”):
а) Личность есть результат процесса вызревания генотипических черт под влиянием социальной среды. Вначале многие черты индивида даны ему лишь как возможность. Под воздействием социальных факторов (каких?) в ходе онтогенеза эти потенциальные возможности развиваются и образуют относительно устойчивую структуру - личность. [Напр., развитие способностей - умелое использование анатомо-физиол. особ. в должных социо-культурных условиях]
б) Индивидные особенности (конституция, нервная система, система биол. потребностей и пр.) развиваются сами по себе и не являются опорой для формирования личности. Последняя есть специальное человеческое образование, которое не может быть выведено из его биологической приспособительной деятельности, а создается общественными отношениями, в которые вступает индивид. При этом изменение некоторых особенностей индивида составляют следствие формирования личности, а не причину. [Напр., посредством включение волевого процесса по воздействием определенных социальных потребностей человек может изменить свою конституцию]
И то, и другое положение доказуемы и опровергаемы в равной степени, в результате чего вопрос остается открытым: как же все-таки соотносятся свойства человека как индивида и как личности и нужны ли для формирования личности в принципе индивидные свойства или личность может существовать без индивида?
Существует 50 определений личности. Каждое определение несет в себе описание конкретной конфигурации личности.
Личность (психол. словарь) – это высшая интеграция психич. процессов и новообразований, которая формируется в процессе общения и совместной деятельности и характеризуется
- самосознанием;
- сознанием непрерывности и тождественности своего “ Я”;
- индивидуальностью;
- саморегулированием своего развития.
Наиболее полное определение личности включает критерии:
1.полнота – все аспекты д.б. перечислены;
2.идея изменчивости;
3.структурность и целостность – личностные феномены проявляются на разных уровнях:
- генетическом и приобретенном;
- аффективном и когнитивном;
- поведенческом и
- должно быть рассмотрено на всех уровнях
4.Идея уникальности.
Структура личности.
1.ПА.
Супер-Эго - цензура, контроль, соц. норма над ID
Эго – регулирует отношения м/у супер-эго и id.
Id – секс. влечения, агрессивные импульсы.
2.Существуют попытки структуры личности в отечественной психологии.
- Ковалев А.Г.
Он рассматривает личность, как синтез 3-х сложных структур:
а) структура природных свойств, т.е. темперамент
б) структура потребностей, интересов, идеалов, т.е. направленность
в) структура волевых и эмоциональных свойств, т.е. способности.
- Мясищев В.Н.: личность = единство направленности, уровня развития, структуры личности, темперамента (динамика нервно-психической реактивности). Т.о., структура личности - более частная ее характеристика, представляющая интеграцию мотивации, отношений (стремлений, требований, принципов и потребностей) и тенденций личности (их единство, целостность, двойственность и пр.).
- Платонов – выделяет 4-е осн. стороны.
а) Социально - обусловленные особенности – направленность, моральные качества.
б) биологически - обусловленные – темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности.
в) опыт – объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков, привычек.
г) индивидуальные особенности психол. процессов – память, внимание, мышление.