Понятие воли и практика психотерапии
В значительной мере сохранение понятия воли в западной психологии обязано теории и практике психотерапии.
В дофрейдовской психологии считалось, что все принимаемые человеком важные решения зависят от наличия и степени развития у него силы воли. Это был период «викторианской» воли; с понятием воли ассоциировались такие эпитеты, как, например, «жесткий», «непреклонный», «суровый». З. Фрейдом был предложен новый источник поведения – неосознаваемые скрытые желания. По мнению Р. Мэя, психоанализ Фрейда является «антиволевой» системой, так как он разделил ту сферу, которая традиционно относилась к воле, на инстинкты и суперэго, а у воли появились три хозяина: ид, суперэго и внешний мир, которые вследствие своего влияния и давления делают волю абсолютно бессильной саму по себе. Проблеме воли, ее месту в современной системе психологических понятий посвящена монография известного американского практикующего психоаналитика Л. Фарбера. Он пишет: «…без ясной и четкой концепции воли как главного источника движения мы стараемся протащить волю в наши психологические системы под другими именами (как либидо по Фрейду)». Л. Фарбер определяет волю как «категорию, которой мы пользуемся при исследовании тех жизненных процессов, которые движут нами в определенном направлении или к конкретной цели в данное время». Спектр действия волевого поведения может варьироваться от простых физических усилий до серьезных решений на ход всей жизни.
Л. Фарбер предлагает разграничение воли по феноменологическим характеристика на две реальности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности, как спонтанность движения в любом направлении, дающего ощущение свободы и возможности развития, ибо результат этого движения, его итог заранее неизвестны. Воля может «присоединяться» ко всем способностям человека – физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным. Наличие воли при этом сразу может не замечаться и быть опознано лишь позже. Во втором случае воля «сознательная», она требует усилий и необходимости принимать решения. Эта та сфера воли, которая обычно изучается в психологии. Заранее ясна цель волевого поведения («Я делаю это для того, чтобы…»). Если во взаимоотношениях первой и второй реальности воли происходит перевес второй, возникает потеря спонтанности, свободы, активности в действиях человека.
Ортодоксальный психоанализ не дал сколь-либо приемлемых решений проблемы воли, ответственности, принятия решений. Здесь ведь не может быть абсолютного детерминизма (как считал Фрейд), но не может и полного индетерминизма (ибо в последнем случае отпадает необходимость в психотерапии вообще; нам достаточно принять определенное решение, и мы его сразу выполним!). Перед психотерапией встает задача: разбираясь с трудностями и конфликтами пациента, помогать ему меняться и учиться отвечать за собственные мнения и поступки, постепенно приобретать «разумное» ощущение свободы в действиях, целях, желаниях.
Р. Мэй, автор одной из крупных публикаций по проблеме воли, видит актуальность исследований волевого поведения в том, что в ХХ в. для человека складывается парадоксальная и вместе с тем тревожная ситуация: с одной стороны человек – царь природы, обладающий удивительной технической мощью, а с другой стороны, но становится, по сути, бессильным и пассивным перед своими же достижениями.
Р. Мэй сравнивает понятие воли со смежными, на его взгляд, категориями «бессознательное желание» и «интенциональность». Волю он характеризует как категорию, определяющую способность организовывать личность (Self) таким образом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в заданном направлении. В отличие от желания, воля подразумевает возможность выбора, несет в себе «черты» зрелости и требует развитого самосознания. Желание же дает «свежесть» и «тепло», а без соединения с желанием воля становится жестокой, «мертвой», «викторианской». Одним из основных у Р. Мэя является понятие «интенциональность». Она лежит в основе сознательных и бессознательных намерений и является как бы базой человеческой способности формировать намерения вообще.
Интенциональность проявляется, во-первых, в том, что наши намерения зависят от того, как мы воспринимаем и что ждем от окружающего мира. Например, осмотр дома в горах может производится одним и тем же человеком совершенно по-разному в зависимости от того, с какой позиции он на дом смотрит – как близкий друг хозяина, как завистливый и требовательный гость, как художник, как опытный покупатель и т.д. Во-вторых, интенциональность есть «мост» между объектом и субъектом, она является смысловой структурой, дающей нам возможность понимать мир. Поэтому психотерапевт в процессе анализа работает не с сознательными намерениями пациента, а пытается проникнуть именно к глубинному слою его интенциональности, и только тогда свободные ассоциации, мысли и фантазии приобретут форму и свой смысл, и это будет важным этапом на пути к успешному итогу. В процессе развития человека, а также при психотерапевтической работе имеет место последовательный переход от уровня сознания своего тела, идентификации со своими намерениями и желаниями к тому уровню осознания, который направлен на стремление к самореализации, интеграции, принятия ответственности за свои решения и на достижение зрелости личности.
В. Франкл выдвигает тезис о том, что свобода человека, учитывая конечность его существования, есть небезграничная свобода, ибо человек слишком зависим от разнообразных условий – физического, психологического или социального порядка. Но в чем человек сохраняет свою свободу, так это в возможности найти свое собственное отношение к этим условиям и к самому себе.
Эта способность отстранения от самого себя использовалась В. Франклом для создания в терапевтических целях специальной техники – парадоксального намерения, заключающийся в том, чтобы пациент смог со стороны посмотреть на себя и свои страхи и пожелать, как ни странно, осуществления этих страхов в конкретной ситуации. Поскольку при таком подходе реализация «худшего» и «страшного» варианта не удается, то, видя это, пациент постепенно освобождается от своих страданий. Так, например, больные, боящиеся потерять сознание или умереть от сердечного приступа в людных местах, при требовании терапевта сделать это, естественно, терпят неудачу, начинают посмеиваться на своими страхами, и вскоре симптомы исчезают. По мнению В. Франкла, основная задача логотерапевта – помочь человеку осознать глубинный смысл его существования. Понятие смысла вводится как нечто, что существует вне нас. Смыслу присущи одновременно и объективность (мы его не изобретаем, а лишь раскрываем в данном конкретном случае) и субъективность (нас интересует не смысл вообще, а лишь смысл жизни данной личности). Поиск смысла и есть отделение человека от самого себя и переход в так называемое ноологическое (духовное) измерение. В этом процессе участвуют в первую очередь воля, выражающаяся в возможности встать над повседневной бездумной жизнью, переосмыслить ее заново и найти в ней тот смысл, который даст силы и позволит творчески продвигаться вперед. Это можно проиллюстрировать примером из клинической практики. Пациенткой Франкла была женщина, совершившая после смерти своего сына суицидальную попытку. Второй ее сын был калека. Франкл предложил ей представить себя в возрасте 80 лет на пороге смерти и посмотреть на прожитую жизнь. Женщина начала говорить и вдруг поняла, что будущее спокойствие и, насколько это возможно, счастливая жизнь ее оставшегося сына и есть глубокий смысл ее жизни. Нужно отметить, что В. Франкл, как и большинство зарубежных психологов, редко употребляет термин «воля», но тем не менее широко использует содержание этого понятия. Своеобразное понимиание воли и структуры волевого поведения представлено в работах Р. Ассаджиоли, основателя психосинтетического направления в психотерапии. Проблеме воли полностью посвящена его монография «The act of will», основанная на его собственном опыте практикующего психотерапевта. Р. Ассаджиоли отводит воле центральную роль среди других психических функций. Ведь через волю «я», центр личности, выражает себя, управляет и дает человеку испытать радость выбора любых возможностей. Умелое использование воли – это координация и управление другими психическими функциями. «У воли есть направляющая и регулирующая функции, она балансирует и конструктивно использует остальные виды активности и энергии человека, не подавляя ни одной из них».
Р. Ассаджиоли очень широко рассматривает понятие волевого действия, так как часто любое осознанное действие в его системе становится волевым. Он выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли. К аспектам воли он относит ее оценочные характеристики, выделяя: 1) «сильную» волю; сила воли может быть достигнута за счет постоянной тренировки с использованием конкретных техник; 2) «умелую» волю – способность добиться результата с минимальными затратами; 3) «хорошую» волю; волевое действие должно непременно иметь перед собой «хорошие» цели, согласующиеся с требованиями общепринятой морали.
Среди качеств воли выделяются: 1) энергия – динамическая сила – интенсивность; это качество зависит от трудности достижения цели; 2) мастерство – контроль – дисциплина; здесь подчеркивается такая функция воли, как регулирование и контроль других психических функций; 3) концентрация – сосредоточенность – внимание; это качество имеет особое значение в тех случаях, когда объект воздействия или задача не являются привлекательными сами по себе; 4) решительность – быстрота – проворность в принятии решения; 5) настойчивость – стойкость – терпение; 6) инициатива – отвага – решимость (на поступки); у этого качества есть два истока: во-первых, осознание факта, что абсолютной безопасности не существует где бы то ни было и рисковать все равно приходится; во-вторых, переживание радости, чувства «расширения» сознания при встречах с риском и опасностью; 7) организация – интеграция – синтез; здесь снова отражена тенденция воли как организующего звена к объединению тех средств, которые нужны для успешного решения задачи.
Акт воли состоит из шести стадий:
1.Цель, оценка, мотивация. Цель должна быть осознанной, не только видимой, но и желанной. Из оценки поставленной цели рождаются мотивы.
2.Размышление.
3.Выбор (одной цели из нескольких).
4.Подтверждение
5.Составление программы действий, ориентированной на имеющиеся средства.
6.Исполнение.
Таким образом, мы видим, что в западной психологии проблема воли сохраняется в явном и неявном виде. Больший интерес вызывают не теоретические представления о воле, а экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения.
52. Психологическое консультирование: понятие, виды, цели
Консультация происходит от латинского слова koncylmare и означает – советоватся, заботится.
Алешина определяет психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми направленную на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Отечественные психологи – гуманисты ПК – поиск ресурса или усиление ресурса, который есть у клиента. В отличии от психотерапии. Которая является восстановлением ресурса
Цель ПК:
1.Является оказание помощи обращающимся людям в решении межличностных проблем и проблем личностного характера, которые привели их в консультацию (Алешина).
2.Помочь развитию способностей человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, помочь изменить систему личностных и межличностных отношений. (Тутушкина).
3.Сделать более динамичным отношение человека к различным свойствам своей психиченской реальности (Абрамова).
Задачи:
· Подвести клиента к принятию ответственного решения за свои поступки и конечный итог своей жизни.
· Помочь клиенту обрести свое истинное «я» (Роло Мей).
v Принятие и понимание консультируемого
v Помощь клиенту в осознании своего индивидуального «я»
v Поддержка клиента в его переживании кризисных моментов в процессе личностного роста
v Рефлексия консультантом собственных чувств, мыслей. Намерении возникших в ходе консультации для профилактики, контроля переносов. (Тутушкина)
üВыслушать клиента
üПомочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсудить те стороны взаимоотношений, которые являются источником его проблем, но им не осознаются
üСпособствовать в процессе консультативной беседы изменению установок на других людей, на различные формы взаимодействия с ними.
üПомочь клиенту шире взглянуть на ситуацию, увидеть свою роль в этой ситуации и изменить свое отношение и поведение в этой ситуации
üСпособность переноса локуса ответственности на самого клиента. (Алешина)
Общие принципы ПК:
1.П-п персонифицированности: предполагает положительную установку на личность клиента, ориентированность на его проблемы. Заинтересованность в их решении.
2.П-п безусловного принятия личности клиента.
3.Право консультанту быть самим собой.
4.П-п конфеденциальности, анонимности
5.Клиенту не следует давать советов.
Понятие консультативного контакта:
Одним из эффективных условий психологического консультирования (ПК) является консультативный контакт (КК). Определение Кочюнаса КК- это уникальный динамический процесс, когда 1 человек помогает другому человеку использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и использовать потенциал осмысленной жизни.
Характеристики КК:
· Эмоциональность
· Интенсивность
· Конфеденциальность
· Оказание поддержки
Факторы определяющие качество консультативного контакта:
Качество КК определяется 2-ми основными факторами:
1.Климатом возникшим в процессе консультирования
2.Коммуникативными навыками консультанта.