Классификация методов диагностики хар-ра личности

1) по теоретической основе

-методы диагностики черт (Кеттелл)

-методы диагностики типов (Шмишек, ПДО Личко)

2) методы диагностики нормы характера и патологии характера (акцентуации) (шмишек, леонгард)

3) по принципу конструирования опросника:

- факторно-аналитические опросники (Кеттелл; осн. на стремлении выделить ограниченное количество факторов.характеризующих поведение человека)

- критериально-ключевые (выделяются ключевые признаки\критерии, которые дифференцируют критериальные группы от контрольных – чаще эмпирическим путем – наблюдение, беседа и др.)-MMPI.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИИ.

Проф. Диагностика – с-ма м-дов и проц-р, к. напр-на на выяв-е ур-ея раз-я кач-тв, значимых для той/иной профессии. (предварительная.

Профконс-е – сотр-во, взаимод-е, в ходе кот. Кл-т и конс-т вместе рассм-ют проблемы планир-я проф д-тикл-та и стрем-ся найти пути их реш-я.

Проф. Ориентация – с-мавзаимод-я л. И об-ва, направлен-я на удовл-е потр-й л. В проф. Самоопределении и потр-ти об-ва в обеспечении соц.-профессиональной стр-ры. (осннапр-я: профинформ-е, профконс-я, проф подбор, проф отбор, проф, производ-я ад-ция)

Все методы можно разделить на неск групп, в зав-ти от целей и задач, на реш-е к-х они напр-ны:

1.Информационно-справочные, просветительские методо:

- справочн. Л-ра;

- экскурсии шк-ков на предприятия4

- познавательные и просветительские лекции о путях реш-я проблем самоопределения;

- учебные фильмы;

- использ-е СМИ;

- «ярмарки профессий»

2. М-дыпроф ПД:

- опросники проф мотивации;

- опросники проф способностей;

- личностные опросники;

- проективные личностные тесты;

-сбор косвенной инфо о кл-те от знакомых, родителей, педагогов;

Психофизиологические обследования;

- использование различных игровых и тренинговых сит-й;

- наблюдение за клиентов в трудовой д-ти;

- использование для исследования различных тренажеров, где отраб-ся труд. Навыки и прогнозир-ся готов-ть осваивать новые проф д-я.

3 М-ды эм. Поддержки:

- группы общения («длубы ищущих работу»), где на фоне благоприятной псих атмосферы удается более эффективно рассматривать профориентационные вопросы);

- тренинги общения (помогают освоить коммуникативные навыки поведения при приеме на работу);

- методы индивид-й и групповой психотерапии (позволяют лучше осознать смыс выбираемой д-ти, процесса реш-я проблем, связ самоопределением);

- профориентационные и профконсультационные методы с эл-ми психотреннинга)

Холланд «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП).

для помощи в оптимальном планировании профессиональной карьеры.

не моложе 17 лет и минимум среднее специальное образование.

исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.

В западной культуре большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов: реалистическому (Р-типу), исследовательскому (И-типу), артистическому (А-типу), социальному (С-типу), предпринимательскому (П-типу) и конвенциональному (К-типу).

Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями: способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей.

Реалистический тип –направленность на технику, промышленность, с/х, военное дело.

Исследовательский – инднаучндеят-ть

Артистический – творчество, искусство

Социальный – общен с др людьми, помощь др, состродание

Предпинимательский – самоорганизация свдеят-ти

Конвенциональный – компьютеры, вычисления, техника

Обработка: выбираем шкалы с наиб значениями и строим шестиугольник (гексагонГолланда). Если Буквы рядом – сформирпроф предпочтения, если не рядом не сформ.

Методы проф диагностики

Наблюдение: непосредств, опосред, открыт, скрыт, вкл, невкл, кратковрем, длит, непрерывн, дискретн, монографич-им, узким.

Ан док и рез деят: объект инфо об особ-х и достиж-х личн

Ан практич действ: подведен итоговреализацжизн планов

Анкетирование: выявлен личнжизненых планов, сбор биограф данных и бубъективн инфо. Виды анкет: дихотомические (да, нет), закрытые (из предлож вариантов), откр.

Беседы-интервью: могут проводится не только с объпрофор, но и с родителями, учетилями, сотрудниками, руководит. Имеют тематичнаправл-ть. Виды: структурир – по обознач-м вопр, неструкт – возможно отвлечение от подготовл плана беседы.

Тестирование: получен стандартизир-х данн о личн оптанта. Для активизацжизн и личнсамоопред. Виды тестов: тесты достижений, спец способн, личн-е тесты. Иногда исппроективнличн методики.

Экспер-е метод психофизиол. Обслед-я: для проф с особ услов труда. Виды: аппаратурные, бесаппар.

Метод проф проб: игровая форма, производств-я практика, занятия общ-но полезн трудом. Уточнени и подтвержден ранее получ данных.

Обобщен независхар-к:для повышен объ-тиданн беседы. Задействовать в опросе людей знающих оптанта с разн сторон.

Для глубок изучличн след испнескразличн методов, обобщая данн.

"Дифференциально-диагностичекий опросник" (ДДО). Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

"Матрица выбора профессии". Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.

Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой. По результатам испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен (человек-знаковая система, -техника, -природа, -художественный образ, -человек).

"Ориентация" анкета И.Л. Соломина. Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.

32 ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ КОНСУЛЬТАНТА. ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

Психолконс-е – профпсихол помощь кл-ту в поиске реш-я к-либо конкретн. Сит-ции.

Позицияконс-та – кем я ощущаю себя по отношению к клиенту. Важно не скатиться из проф. позиции в личную.

Составляющие позиции консультанта: 1.позиция «над» (доминирование), 2.позиция «под» (снизу, подстройка, «жилетка»), 3.позиция «на-равных». Необходимо гибко использовать все позиции.

Черты Л. эффективного консультанта.

З. Фрейд – психоаналитику не обязательно медицинское образование, а необходима наблюдательность и умение проникать в душу клиента.

Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:

· проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.

· чувствительность к установкам и поведению других людей;

· эмоциональная стабильность и объективность;

· способность вызыватьдоверие других людей;

· уважениеправ других людей.

Комитет по надзору и подготовке консультантов США установил следующие шесть качеств личности, необходимых консультанту:

· доверие к людям;

· уважение ценностей другой личности;

· проницательность;

· отсутствие предубеждений;

· самопонимание;

· сознание профессионального долга.

A. Gombs с соавт. в своем исследовании установил, что преуспевающий консультант обычно воспринимает других как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.

1.Аутентичность. Бьюдженталь выделяет три основных признака аутентичного существования:

· полное осознание настоящего момента;

· выбор способа жизни в данный момент;

· принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность – это способность оставаться самим собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном поведении.

2. Открытость собственному опыту – готовность встречаться с любым опытом, открытость всему спектру чувств. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитие самопознания –Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов

4. Сила личности и идентичность – уверенность в себе и наличие четкой внутренней позиции.

5. Толерантность к неопределенности – способность сохранять самообладание.

6. Принятие личной ответственности – способность делать сознательный выбор

7. Глубина отношений с другими людьми -способность свободно выражать свои чувства перед другими людьми, без страхов в непонимании и неадекватной оценке.

8. Постановка реалистичных целей – понимание ограниченности своих возможностей.

9. Эмпатия

Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.

К. Шнайдер выделяет три важные постулата квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

1.Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2.Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отнош-ю к клиентам.

3.Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

33 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Про индивидуальную психотерапию подробнее 47 вопрос

Психолконс-е – профпсихол помощь кл-ту в поиске реш-я к-либо конкретн. Сит-ции.

Индивидуальное консультирование – это работа практического психолога, направленная на одного клиента при отсутствии посторонних лиц.

Наши рекомендации