Аспекты профессиональной ориентации.
1 Психолого-педагогический. Профориентационная работа оказывает воспитательное воздействие на профессиональные интересы людей, т.е. способствует формированию положительных мотивов выбора профессии, обеспечивающих согласование интересов личности и общества.
2. Медико-биологический. Правильно организованный и грамотный выбор профессии предполагает учет требований к здоровью и отдельным физическим качествам, необходимым для определенной деятельности.
3. Социально-экономический. Выбор профессии и дальнейшая профессионализация личности предполагают процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность.
Принципы профориентационной работы:
1. Безусловное соблюдение права на свободный выбор профессии в соответствии со сложившимися интересами, склонностями, направленностью личности.
2. Опора на потенциальные и актуальные ресурсы человека: его способности и таланты; состояние здоровья и особенности функционирования организма; психофизиологические особенности и личностные качества; знания.умения и навыки, определяющие профессиональную подготовку.
3. Учет потребностей общества и особенностей рынка труда.
4. Разумное согласование интересов и возможностей личности и общества при определении трудового пути.
5. Длительность и многоэтапность профориентационной работы
6. Обеспечение единства целей и соблюдение последовательности, преемственности и непрерывности профориентационньгх воздействий всеми участниками профориентационной деятельности.
7. Деятельностный характер профессиональной ориентации
ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПАМЯТЬ. ТЕОРИИ ПАМЯТИ. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.
Память – познавательный психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении информации индивидом. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Начало экспериментальному изучению памяти 19 века Эббингауз, наметил количественные законы заучивания, удержание и воспроизведения последовательностей бессмысленных слогов.
Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальт-психологией.
В психоанализе предпринималась попытка объяснения забывания «вытеснением» неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.
Отечественные психологи - представления о памяти как о «действии в собственном смысле слова», имеющем сознательную цель и опирающемся на общественно выработанные знаковые средства. Наряду с запоминанием произвольным изучалось и непроизвольное, исследовалась зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности.
Среди характеристик памяти выделяются такие природные свойства, как: 1) скорость запоминания; 2) объем запоминания; 3) скорость забывания; 4) точность.
Развитие памяти. Память не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.
Теории памяти
Ассоциативная теория памяти. Мы запоминаем некоторую информацию за счет ассоциативного связывания с той информацией, которая у нас существует: по смежности сходству контрасту
Смысловая теория памяти. Информация у нас укладывается в соответствии с ее смыслами.
Функциональная теория памяти. Информация укладывается в соответствии с той функцией, которую она должна выполнять.
Процессы памяти
Запоминание: начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременную память. Основа-образование временных нервных связей-образование следов.
Сохранение – хранение материала памяти. Основа-упрочнение. Важное условие-подкрепление временных нервных связей.
Воспроизведение-процесс восстановления и использования инф-ции. Основа-восстановление образов временных нервных связей.
Забывание– процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
Виды памяти
1.От длительн-ти сохранения инф-ции: опреативная, КВП, ДВП.
Операт.-запомин-е,сохр-е,воспроизвед-е материала, необходимого для выполнения какой-то операции.
КВП-хран-е материала не оч.длителное, восприятие мат-ла и мгновенное воспроизвед-е.
ДВП-хран-е с последующим воспроизвед-м.
2.По содержанию того, что запоминается:
· Двигательная – движения
· Эмоциональная – чувства
· Образная – запахи, звуки
· Словесно-логичесекая – мысли.
3.В зависим-ти от цели и деят-ти
Непроизвольная-запом-е и воспроизвед-е мат-ла, в кот. отсутств. специал.цель, что запомнить.
Произвольная-есть цель запомнить. Необходимо большое кол-во повторений.
4.По способам запоминания: механическая и логическая.
Факторы, влияющие на забывание: Возраст, Характер информации и степень ее использования; Интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящие до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала; Подавление (активное по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснения их в область бессознательного, современные психологи говорят о мотивированном забывании, с помощью него человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации).