Восприятие – сумма ощущений.

Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл ( Э. Титченер).

Гельмгольц:

Первичный образ – совокупность впечатлений, формирующихся без влияния прошлого опыта, вытекающих из непосредственных, чувственных ощущений.

Перцептивный образ – совокупность ощущений актуальных и образов памяти ( прежний опыт). Ощущение и память дополняют друг друга в разных пропорциях.

Чувственная ткань и предметное восприятие (А.Н.Леонтьев).

Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование объекта, на создании его копии, такова роль «уподобляющихся» предмету руки и глаза в формировании перцептивного образа.

Фазовая динамика становления образа восприятия.

Стадии:

1.аморфное пятно.

2.стадия мерцающей формы( не возможно осознать какая форма, но виден силуэт).

3.появление отдельных крупных деталей, если предмет имеет смысловую нагрузку, она познается в первую очередь.

4.выделяется основная конфигурация, кроме отдельных деталей.

5.опознание изображение.

Основные свойства образа восприятия.

В восприятии сохраняются все свойства ощущений+новые: ЦПКО.

1.предметность. Мы видим мир в виде предметов на фоне. Предмет кажется ближе, чем фон. Границы принадлежат предмету

2.целостность. Целое складывается из множества частей и формируется новое качество более высокого порядка. Целое всегда больше суммы частей.

Константность.

Склонность видеть предметы не такими какие они есть, а такими, какими их запомнила наша память.

Обобщенность.

Объект воспринимается как представитель определенного класса объектов

Классификация восприятия.

1.Восприятие пространства. Точка отсчета – собственное тело, ведущая роль у зрительного анализатора. Это отражение: Формы Величины Взаимного расположения объектов и их рельефаУдаленность Направление

Восприятие времени. Два вида: – восприятие временной длительности

- восприятие временной последовательности.

Восприятие времени зависит от:

-ритмичности внутренних физиологический процессов

-особенностей нервной системы,

-восприятия ситуации в целом

Восприятие движения. Характеристики движения: скорость, ускорение, направление.

Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия.

Участвуют следующие процессы: движения руки, глаза, гортани.

Апперцепция.Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

Отличия ощущения и восприятия:

1.способность ощущать дана с рождения, восприятию надо учиться

2.ощущения находятся в нас самих, а восприятие локализовано в пространстве

3.ощущение порождает чувство, восприятие – образ

отдельные ощущения привязаны к анализаторам, построение образа – работа нескольких анализаторов.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ПСИХОЛОГИИ. СИТУАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, ВИДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА.

Псиди (Шмелев) - это обл пс-ой науки и одновременно важнейшая форма пс-ой практики, кот связана с разработкой и использованием разнообр методов распознавания индивид пс-их особ чела.

Психодиагностика:

1) научная (диагностические исследования – выявление тех или иных закономерностей, проверка их достоверности)

2) практическая (диагностическое обследование – как обнаруженные ранее закономерности преломляются в конкретном диагностическом объекте)

Общая - общей, со­ц-оой и диффер-ой Y, частная - мед, возр, консул, юрид, военная, труда, спорта и т. д.

Предмет ПсиДи:

Принципы разработки ПсиДих средств и их конк­ретное воплощение в диаг-их методиках, + их мето­дологическое и теор-ое обоснование, проверку валидности и надежности, входят в предмет общей псиди.

- методологические, теор и конктретно-методические принципы построения псидих инструментов и формир псидих закл

- методики псиди наиболее универсальных псидих объектов обследований (черты л, способности, мотивы, межл отн, созн и самосозн)

- диффер-ая психометрика

- нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

Д-ие ситуации

1 Обслед — это применение готового, уже разработанного теста. Рез-т — сведения о пс-их св-ах конкретного обслед-ого чела.

2 Исслед — это комплекс теор-их и экспер-ых работ, направленных на форм-ие концепции измеряемого пс-ого св-ва, на выявление д-их признаков, по кот можно получать инфо о заданном св-ве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.

3 СЭкспертизы испыт, диагност и заказчик. Методы должны представлять рез-ты в конечном виде и защищены от искажений.

4 СКлиета. Заказчик и испыт явл одним и тем же лицом. Личная заинтересованность. Рез-ты должны иметь кач-ую интерпр.

СК и СЭ разл по:

a.мотивация клиента, готовность к сотрудничеству.

b.Характер обратной связи.

Д-ие задачи:

Отл степенью ответственности психодиагноста и границами, кот он может и не может преступать в своей практике. Возникают, если данные псиди используются…

… для постановки не пс-ого диагноза или применяют для админ-ого решения. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз.

… для постановки пс-ого диагноза, но дальнейшее вмешательство в ситуацию осущ-ся спец др профиля. Такова, напри­мер, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школь­ной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психологопедагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь про­водят учителя, родители, другие воспитатели.

… самими психологами для дальнейшей работы

… самим клиентом.

Наши рекомендации