Структура самосознания в компонентах

1. сенсорноперцептивный. Процесс сознавания своего тела. Он выражается в сл. актах: самоощущение, самовосприятие, самочувствование. Результат – физическое Я.

2. когнитивный. Он основан на когнитивных процессах. Акты: самопознание. В нем 2 компонента: до подросткового возраста – самоинтерес, самонаблюдение и от подросткового периода – самоанализ, самокритика. Результат – образ Я – совокупность представлений о себе

3. эмоциональный. Он основан на аффективных и эмоциональных процессах. Акты: самоприятие (самонеприятие), самоуважание

4. регулятивный. Он основан на волевых процессах. Акты: самоконтроль, саморегуляция, самовоспитание и саморазвитие. 2 уровня в формировании этого компонента: я и другие (от 7 лет) и я и я (от 14 лет).

Самосознание имеет уровневое строение(Столин)

Подробная уровневая концепция самосознания предложена Эриксоном. Концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание, была сформулирована Столиным.

На уровне организма активности субъекта определена системой “организм - среда”, имеет двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическим благополучием организма. На уровне организма формируется самочувствие субъекта как итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Это самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.

На уровне социального индивида активность подчинена потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, уставами, предписаниями и т.д., которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношение других, принятие другими или отвержение ими.

На уровне личности активность субъекта вызывается потребностью в самореализации - в труде, любви, спорте, и реализуются с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы.Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное “Я”, собственные черты и качества оцениваются в соотношении с мотивом, выражающим потребность в самореализации.

Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является “Я - концепция”. Р. Берне (2) рассматривает “Я - концепцию” как совокупность установок, направленных на самого себя.

В этих установках выделяются три компонента:

1. Образ Я - представление индивида о самом себе;

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа “Я” могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Я - образом и самооценкой.

“Я - концепция” формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе.

Два уровня самосознания (Чеснокова)

по критерию тех рамок, в которых происходит соотношение знаний о себе.

1 уровень - сопоставления “Я” и “другого человека”.

2 уровень - соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства.

Формирование самосознание (Рубинштейн)

1. овладение собственным телом и возникновение произвольных движений (0-1)

2. самостоятельность передвижения и ходьба (1-2)

Изменение взаимоотношений с миром. Р. осознает свою самостоятельность через отношения с другими людьми, может направлять действия других.

3. развитие речи, воздействие на окружающий мир через (3-6)

Отражение всего в его сознании и изменение его внутреннего психологического состояния

4. умение поставить цель, критическое мышление, мировоззрение (до 16)

5. индифферентная самооценка

Большинство зарубежных и отечественных психологов признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию. Проявление самосознания можно проследить у ребенка в начале раннего возраста.

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице. Потом, к трем годам, появляется местоимение “я”. Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего “я”, но того, что “я хороший”, “я очень хороший”.

В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка.

В дальнейшем формировании личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе онтогенетического развития личности свои специфические особенности.

У дошкольника в ролевой игре формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная активность, самосознание. Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым. Он видит себя глазами взрослых, его воспитывающих.

Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний - “я рад”, “я огорчен”. Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: “когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. В начале младшего школьного возраста ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”.

До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

3. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ И КРИЗИСЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ. ПРИЧИНЫ РАСПАДА СЕМЬИ И НАРУШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭТИ ПЕРИОДЫ. РАЗВОД: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ТЕНДЕНЦИИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВОДОМ.

супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. в отношениях м возникать «непредвиденные» изменения, однако существует и ряд закономерных, «нормативных», изменений, типичных для развития брака.

На смену романтической любви - реалистическое. конфронтация идеалистических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» повседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и заботы. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют периодам воспитания детей, их отделения от родителей и ухода из дома.

Наши рекомендации