Кора гол.мозга. пластичность ее.

Высшим отделом ЦНС является кора больших полушарий. Она обеспечивает совершенную организацию поведения человека и животных на основе приобретенных в онтогенгезе функций.

Кора БП делится на древнюю (обонятельная система – луковица, тракт и бугорок), старую (часть лимбической системы мозга) и новую кору. Новая кора занимает 95-96% общей площади и является высшим отделом соматической нервной системы, интегрирующей и интерпретирующей сенсорную информацию, управляющей произвольной двигательной активностью, обеспечивающей возможность осмысленного восприятия мира. Деятельность новой коры осознается человеком, тогда как функции других отделов ЦНС не отражаются сознанием.

В процессе филогенетического развития кора головного мозга не только увеличивалась в размерах, но и усложнялась в морфологическом строении. У человека новая кора состоит из 6 слоев специализированных нервных клеток, старая кора состоит всего из 3х слоев клеток. По функциональному признаку корковые клетки делят на сенсорные (афферентные), двигательные (эфферентные) и ассоциативные. К сенсорным клеткам относятся звездчатые нейроны, входящие в состав 3 и 4 слоев сенсорных областей коры. К эфферентным клеткам – нейроны 5 слоя моторной зоны коры – гигантские пирамидные клетки Беца. К ассоциативным нейронам относятся веретенообразные и пирамидные клетки 3 слоя. Нейроны окружены нейроглией, клетки нейроглии осуществляют трофическую, опорную и другие функции.

Системная интегративная функция коры БП обеспечивается четкой вертикальной анатомической связью корковых клеток с периферическими рецепторами, а также обширными горизонтальными связями центральных корковых проекций сенсорных систем со всеми областями коры. Афферентные импульсы по проводниковым путям через таламус (за исключением обонятельных) поступают в центральные корковые проекции. Центральные корковые проекции сенсорных систем – первичные зоны – воспринимают только специфическую информацию (например, центральные Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru проекции зрительной сенсорной системы – только зрительную информацию. Во вторичные проекционные зоны, находящиеся рядом с первичными, поступает как специфическая информация, так и отличная от нее. Наконец, в третичные (ассоциативные) зоны поступает и специфическая информация от рецепторов, и сигналы от всех проекционных зон коры. Ассоциативные зоны коры занимают около 1/3 всей ее площади и обеспечивают сложную интегративную функцию: речь, письмо, интеллектуальные операции, и, наконец, сознательное отражение реальной действительности.

В коре головного мозга располагаются центры, регулирующие выполнение тех или иных функций. Локализация функций в коре полушарий представлена в виде цитоархитектонических полей (их 53), которые могут наслаиваться и частично перекрывать друг друга.

В коре выделяют сенсорные, моторные и ассоциативные области.

Сенсорные:

Кожная рецептирующая система – проецируется на заднюю центральную извилину – тактильная, болевая и температурная чувствительность.

Кора теменной доли – осуществление сложного анализа (локализация раздражения, стереогноз).

Зрительная система – затылочная доля. Там же расположены ассоциативные зоны, с помощью которых возможен анализ цвета, формы, размеров, качества предметов; при поражении – неузнавание предметов.

Слуховая система – височные извилины.

Обонятельная, вкусовая системы – гиппокамп.

Моторные:

Моторные области расположены в передней центральной извилине, раздражение ее вызывает двигательную реакцию. Спереди расположены пермоторные поля – организуют комплексные, координированные, стереотипные движения.

Ассоциативные:

80% поверхности коры БП.

Основная функция – ассоциация разносенсорной информации, необходимой для формирования сложных элементов сознания. Расположены в лобной, теменной и височных долях. Разрушение ассоциативных областей приводит к грубым нарушениям обучения, памяти и речи.

Лобные ассоциативные поля имеют связь с лимбическим отделом мозга и реализуют сложные двигательные поведенческие акты. При повреждении развивается апраксия – нарушение выполнения целенаправленных движений (бытовых, производственных)

При поражении моторного центра речи (центра Брока) - сохраняется понимание, но нарушается воспроизведение.

При поражении сенсорного центра речи (центра Вернике) – нарушается понимание речи как окружающих, так и своей.

Апраксия – нарушение чтения и понимания прочитанного.

Аграфия – утрата способности правильно писать при сохраненной функции верхней конечности.

Одна из особенностей мозга человека – так называемая функциональная специализация полушарий головного мозга. Левое полушарие ответственно за логическое, абстрактное мышление, правое – за конкретное, образное. От того, какое из полушарий наиболее морфологически развито и доминирует у человека, зависит его индивидуальность, особенности восприятия (художественный или мыслительный тип характера). При выключении правого полушария больные становятся многословными (даже болтливыми), разговорчивыми, однако речь их теряет интонационную выразительность, она монотонна, бесцветна, тускла, приобретает гнусавый оттенок. Кроме того, такой больной теряет способность понимать значение речевых интонаций собеседника. При сохранении словарного запаса речи и повышенной речевой активности «правополушарный» человек теряет ту образность и конкретность речи, которую ей придает интонационно-голосовая выразительность. Нарушается восприятие сложных звуков, человек перестает узнавать знакомые мелодии, затрудняется в распознавании мужских и женских голосов (нарушается образное слуховое восприятие). Неполноценность образного восприятия выявляется и в зрительной сфере, не замечает недостающую деталь в незаконченных рисунках, больной затрудняется выполнять задания, требующие ориентировки в наглядной, образной ситуации. Таким образом при выключении правого полушария страдают те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного мышления. Такое состояние психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом (оптимистичность, склонность к шуткам, вера в выздоровление и т.д.)

При поражении левого полушария резко ограничиваются речевые возможности человека, обедняется словарный запас, больной не помнит названия предметов, хотя и узнает их. Речевая активность резко снижается, но интонационный рисунок речи сохранен. Зато такой больной хорошо узнает мелодии песен, может их воспроизводить, у него сохраняются все виды образного восприятия. Нарушается способность запоминать слова, он дезориентирован в месте и времени, но подмечает детали обстановки, сохраняется наглядная конкретная ориентировка. При этом возникает отрицательный эмоциональный фон (у больного ухудшается настроение, он пессимистичен, трудно отвлекается от печальных мыслей и жалоб)

Дыхание что то.. .

Анатомия и физиология органов дыхания Что нужно знать об анатомии и физиологии органов дыхания? Газообмен Задача органов дыхания - обеспечение органов жизненно необходимым кислородом и выделение в окружающую среду углекислого газа как конечного продукта обмена веществ . В результате той роли, которую играют лёгкие в процессе газообмена, лёгкие становятся важным регулирующим органом и в кислотно-щелочном балансе. Так при кислородной недостаточности наступает переокисление крови и тем самым нарушается обмен веществ в клетках, - процесс, который наблюдается в продвинутой стадии в лёгких при данной патологии. Дыхательные пути, прежде всего нос, служат и для обогрева, увлажнения и очищения вдыхаемого воздуха.
Дыхательные пути Дыхательные пути - это путь воздуха от ротового и носового отверстий до лёгочных пузырьков (альвеол). Воздухоносные пути расположены вне грудной полости (внеторакально) и в грудной полости (внутриторакально). К дыхательным путям, расположенным вне грудной полости, относятся рот, носо- и ротоглотка, гортань, трахея. Трахея делится на два ствола бронхов, ведущих к левому и правому лёгкому. Отсюда бронхи разветвляются справа на три, слева - на два долевых бронха, потому что правое лёгкое состоит из трёх, левое - из двух долей. От них отходят сегментарные бронхи, снабжающие более мелкие участки лёгких (сегменты).  
Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru
После последующего 22-разового деления (разветвления бронхиального дерева) терминальный бронх впадает в лёгочные пузырьки (альвеолы). Они состоят из тонкого клеточного слоя, под которым находятся кровеносные сосуды (капилляры), с помощью которых происходит газообмен. Большие и мелкие бронхи выстланы слизистой оболочкой, покрытой ресничками (цилии), которые отсутствуют в концевых бронхах и в альвеолах.  
  Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru Рис. 1-3. Строение стенки: бронх, бронхиола, альвеола (бронхиальные клетки с ресничками, мускулатура, бронхиальный лимфоузел, хрящ) Бронхи окружены слоем мышц и стабилизированы хрящевыми кольцами, препятствующими спаданию бронхов при выдохе. И только"после 12-го деления (это уже бронхиолы) - без хрящей. С помощью мускулатуры бронхи могут сужаться (например, при астме) или расширяться (лекарства, стимулирующие дыхание, воздействие адреналина при чувстве радости).
Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru Рис. 1-4 Нормальный бронх Спазматически суженный бронх
Мелкие дыхательные пути заканчиваются в лёгочных пузырьках. Мелкие пустые мешочки, имеющие форму сот или шариков диаметром от 0,1 до 0,3 мм, покрыты поверхностно-активным веществом ( сурфактант). Вместе с эластичными волокнами, окружающими альвеолы, оно предотвращает спадание ткани. Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru Рис. 1-5 От бронха к лёгочным пузырькам (по Netter)
Примерно через два месяца после рождения ребёнка альвеолы в функциональном отношении достаточно развиты. Новые альвеолы лёгких наиболее интенсивно образуются примерно до трёх лет. После этого прекращается образование новых альвеол, увеличивается только их размер пока грудная клетка не достигнет окончательного объёма.  
Рис. 1-6 Капиллярная система артерий и вен, окружающая альвеолы (по Cegla)
  • легочная артерия (кровь, бедная О2)
  • бронхиола
  • легочная вена (кровь, насыщенная О2)
Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru
Альвеолы лёгких покрыты тончайшими кровеносными сосудами (капиллярами). Кислород, вдыхаемый с воздухом, в альвеолах поглощается эритроцитами, углекислый газ попадает из крови в альвеолы.   углекислый газ кислород Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru кровь течет в капиллярах кислород насыщает эритроциты  
ЛЁГКИЕ И ГРУДНАЯ КЛЕТКА Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru Грудная или торакальная полость состоит из костного каркаса, рёбер и позвоночного столба. Рёбра подвижно соединены с позвоночным столбом. Внизу грудная полость заканчивается куполообразной мышечной перегородкой - диафрагмой. Рёбра связаны между собой мышцами и активно участвуют в процессе дыхания. Лёгкие покрыты висцеральной плеврой (Pleura pulmonalis или visceralis), и с внутренней стороны плотно прилегают к грудной полости. Грудная полость тоже покрыта тонкой слизистой плёнкой - (Pleura parietalis) -пристеночной или париетальной плеврой. Слой жидкости, находящийся в узкой щели между двумя слизистыми оболочками, препятствует образованию трения при движении лёгких, и способствует прочному сцеплению висцеральной плевры с рёберной плеврой. Таким образом лёгкие подвешены в грудной полости и следуют движениям грудной клетки, и наоборот, грудная клетка следует эластичной тяге лёгких при выдохе.  
Как мы дышим ? Вдох и выдох воздуха происходят благодаря ритмичным движениям органов дыхания. Это лёгкие, грудная клетка с относящейся к ней мускулатурой, диафрагма и брюшная стенка. Кора гол.мозга. пластичность ее. - student2.ru Грудная полость при вдохе Эластичная ткань лёгких обладает свойством сокращаться, в то время как грудная клетка скорее тяготеет к тому, чтобы оставаться в положении вдоха. Вдох происходит благодаря тому, что дыхательная мускулатура поднимает и расширяет грудную клетку, диафрагма опускается; при этом должно быть преодолено эластичное сопротивление грудной клетки и лёгких. При потоке воздуха во время вдоха и выдоха через систему труб дыхательных путей различного диаметра возникает сопротивление, так называемое противодействие току воздуха. Итак, вдох - это активный процесс. При вдохе в дыхательных путях возникает более низкое давление по сравнению с атмосферным давлением. Благодаря этому воздух может пройти в дыхательные пути. Выдох происходит потому, что лёгкое, расширенное во время вдоха, сжимается. Следовательно, при дыхании в покое вдох активный, выдох - пассивный процесс. Во время выдоха в результате сжатия лёгких поднимается давление в бронхах и альвеолах по сравнению с атмосферным давлением и воздух устремляется наружу. Самая главная дыхательная мышца - диафрагма. Она движется вниз в направлении живота, как поршень с возвратно-поступательным движением в автомашине, и расширяет при этом лёгкие. Движение диафрагмы изображено на рисунке, данном выше. При выдохе диафрагма движется вверх. При напряжённом дыхании или сильном выдохе (например, FET) выдох поддерживается мышцами живота. При дыхании в покое у взрослых 2/3 воздуха перекачивается в лёгкие диафрагмой и только 1/3 - грудной клеткой.
     

3. старение печени. желчеобразование.

Наши рекомендации