Конфликты возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий.

Социальная работа как учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника – профессионала, среди которых – овладение умениями с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах.

Социальная работа рассматривается как деятельность, цель которой – разрешение разнообразных конфликтов человека, попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию.

К позитивным функциям конфликта можно отнести:

информационно-сигнальную функцию, демонстрирующую наличие полей напряженности, рассогласования, выявляющую реальный потенциал субъектов, необходимость в глубинных преобразованиях системы;

объединяющую функцию. Конфликт в данном случае выступает как способ сплочения группы, восстановления ее внутреннего единства в том случае, если велика вероятность вражды и антагонизма членов группы. По мнению Л. Козера, эта функция является положительной, если социальные конфликты затрагивают только цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений;

функцию оптимизации межличностных отношений. Конфликт может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, способствовать восстановлению оптимального равновесия во взаимоотношениях;

функцию стабилизации и интеграции внутригрупповых отношений. Это функция характерна только для конфликтов в свободно структурированных группах и открытых обществах;

инновационную функцию. Конфликт в данном случае выступает как средство активизации социальной жизни, способствует разрешению противоречия, обеспечивает переход к новому состоянию, установлению новой системы отношений, появлению новых социальных норм и обновлению имеющихся, обеспечивающих существование субъектов конфликта в новых условиях;

Функцию социализации. Конфликты, особенно межличностные, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения, становления, социализации личности, формирования ее активной позиции при взаимодействии с окружающими, а также источником развития личности, межличностных отношений.

К негативным функциям конфликта можно отнести:

функцию разрушения, уничтожения полного или частичного (отдельных элементов) социальных систем, организаций и сформировавшейся системы коммуникаций, изоляции либо подавления субъектов конфликта;

функцию негативного воздействия на психическое состояние участников, вызывающего стресс, социальную пассивность;

функцию деформации отношений между субъектами, системами, нарушения стабильности и интеграции, ослабления ценностно-ориентационного единства группы, снижающую групповую сплоченность;

функцию истощения материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций.. приводит следующую типологию конфликтов:

Межиндивидуальные конфликты.

Межгрупповые конфликты

При этом в числе групп можно выделить:

Группы интересов,

Группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.

Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конфликтного взаимодействия.

В таком случае можно выделить:

Экономические конфликты (экономические интересы).

Политические конфликты (власть, влияние).

Ценностные конфликты (убеждения, идеи).

Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут иметь и комплексный характер, т.е. порождаться целым комплексом причин. Комплексным характером обладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкновение между представителями разных национальностей порождаются борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право.

В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:

Личностный конфликт — включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.

Наши рекомендации