И ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)

К 1996г. стали заметны недостатки постановления Правительства от 18.04.1992г. №211 «О создании РСЧС».

МЧС не имело возможности в случае необходимости привлекать для ликвидации ЧС транспортные средства других федеральных органов исполнительной власти, а также приобретать билеты в приоритетном порядке на все виды транспорта для доставки специального груза, специалистов в район ЧС и другие подсчеты. Но 5 ноября 1995г. принято постановление Правительства РФ за №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)».

В субъектах РФ главы администраций приняли свои нормативно-правовые акты. В Новосибирской области принято Постановление №310 от 27.05.1996г. «О создании областной подсистемы РСЧС».

Главной задачей по подготовке в области ГОЧС считать обеспечение готовности органов управления и сил к действиям при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

- поддержание готовности ОУ, сил и средств ОРСЧС;

- повышение персональной ответственности руководящего состава всех уровней и качественное выполнение задач;

- совершенствование защиты населения путем заблаговременного проведения комплекса организационных и других специальных мероприятий;

- создание финансовых, медицинских, МТС для ликвидаций ЧС;

- совершенствование нормативно-правовой базы для ОРСЧС;

- совершенствование подготовки специалистов ОРСЧС всех категорий населения по действиям при ЧС;

- пропаганда гуманитарной направленности и деятельности КЧС в области ОРСЧС, распространения знаний, передового опыта в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Одной из основных задач МЧС является обеспечение функционирования и дальнейшего развития РСЧС (ЕГС), которая получила свое развитие и закреплена Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ №1113 от 05.11.95.

Прежде, чем рассматривать, что понимается под РСЧС (ЕГС) необходимо пояснить понятия: чрезвычайная ситуация, предупреждение ЧС и ликвидация ЧС.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной Среды и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной Среды и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

(РСЧС) - объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

В соответствии с Федеральным законом«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС (ЕГС) являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и НГ программ, направленных на предупреждение ЧС и ПУФ предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

- подготовка к действиям при ЧС (назвать, как осуществляется подготовка населения и где);

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий от ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- ликвидация ЧС;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций (назвать принципы защиты населения);

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации (назвать права и обязанности населения);

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

-

Структура РСЧС (ЕГС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС:

1) Включает в себя подсистемы:

- территориальную

- функциональную

2) Имеет уровни:

- федеральный

- региональный

- территориальный

- местный

- объектовый

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС РФ.

Каждый из перечисленных уровней имеет:

- координирующие органы;

- постоянной действующие органы управления;

- органы повседневного управления;

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных резервов;

- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

а) Координирующие органы:

- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне, охватывающем территорию нескольких субъектов РФ-РЦ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС РФ;

- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ - КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) - КЧС органов местного самоуправления;

- на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые КЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).

б) Органы управления по делам ГОЧС:

- на федеральном уровне - МЧС РФ;

- на региональном уровне - РЦ по делам ГОЧС;

- на территориальном уровне и местном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления (комитеты, управления, отделы);

- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

в) Органы повседневного управления РСЧС (ЕГС):

- ПУ (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления осуществляется на ПУ, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

г) Силы и средства РСЧС:

- силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

- силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, ПО ОЭ и ликвидации ЧС.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом работы в автономном режиме в течение не менее 3-х суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности).

Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в случае возникновения ЧС.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Наши рекомендации