Метода психиатрической диагностики

1. беседа

2. Наблюдение

направлены на выявление скрытых момтивов, желаний

+ вспомогательные: анализ процессов деятельнсти и т.д.

Психиатрическое заключение- подробный внешний психологический и поведенческий портрет

Патопсихология – ведущую роль играет эксперимент. Доэкспериментальный анализ единичного случая.

Патопсихология - область клинической психологии изучающая измения личности и отдельных психологических функций при психических заболеваниях.

· Проблема распада и развития психики . Идут по разным законам

· Роль личностных компонентов при искажении психики . Нарушение мотивации ведет к нарушению всей деятельности.

· взаимосвязь соц. и био. факторов.

· роль генетики в формировании и развитии психической деятельности

· индивидуально-типологические особенности

· Проблема гениальности и сумасшествия

ü Критерии нормы в патопсихологии

(Не)адекватность деятельности

критичность пациента к себе

(Не)продуктивность деятельности

Зейгарник основатель отечественной патопсихологии

ü Единицы анализа психической деятельности:

Мотивация

Операции (каким образом реализуется деятельность)

Динамика

Критчность к себе, собственным действиям и ошибкам

ü Построение патопсих. эксперимента

1. Моделирование психич. деятельности в труде, учебе – обычн. и повседневную

2. направленность эксперимента на качественный анализ деятельности *важен процесс решения, характер ошибок, отношение больного к ошибкам, к похвале и возможности совместной работы(

3. Жесткая система интерпретации.

Методики патопсихологического обследования

1) Изучение познавательных процессов

2) исследование личности:

· прямое

· косвенное (проективные методы)

Изучение познавательных процессов

Мышление

· Классификация предметов – 72 карточки с картинками на обобщение получаемых групп.

· Исключение предметов ( понятий) – «Четвертый лишний»

· методика на отношение или аналогию

· интерпретация пословиц и метафор

· метод пиктограмм (предложил Лурия):

проверяет возможность опосредования

проверка мыслительных процессов

проективная методика

Исследование личности

· Прямые методики:

Дембо-Рубинщтейн

a. Отметить себя на шкале от самого глупого до самого умного

b. Отметить себя на шкале от самого счасливого до самого несчастного

c. шкала здоровья

d. Шкала характера. От самого хорошего характера до самого плохого.

«А где бы вы хотели оказаться на этой шкале?»

методика оценивает самооценку в данный момент

Исследование кровня притязаний

Эксперимент на пресыщение(задание-рисовать палочки)

· Косвенные методы:

Роршах

Тематический аппецептивный тест (ТАТ)

Тест Розенцвейга (катринки с ситуациями, нужно придумать решение)

Цветовой тест Люшера

Опросники: Кетелла, MMPI

Психосоматика

1) Влияние болезни на психику ( травма, заболевание, несвязанное с психикой)

Соматонозогнозия – восприятие собственной болезни.

2) Психосоматозы – душевная реакция запускает болезнь

3) Геронтопсихология – наука о старении.

возраст начала старения - 45 лет.

приблизительно 40-60 – пресинильный возраст – период перестройки организма

приблизительно 60-70 – синильный – пожилой возраст

приблизительно 70-85 – старческий период

более 85 – долгожители

Бывает нормальное старение- естественное старение

Патологическое старение:

· паркинсонизм ( нарушение движения, тремор, после возникают и психические нарушения)

· сосудистые деменции – нарушения кровоснабжения

· атрофические деменции – очень быстрое отмирание нервных клеток

альцгеймер начинается примерно в 50 лет, поражает быстро: нарушения памяти и пространственного ориентирования.

Психофармакология

Нейролептики – галапередол, Сильнодействующий,

Сераквиль

Аминазин

Мягкий нейролептик – санопакс.

Препорат депо, сам дозируется

Транквилизаторы(НАЗВАНИЯ ПРЕПАРАТОВ ОКАНЧИВАЕТСЯ НА АМ УМ):

Идея транквилизаторов – погашение тревоги и навящевости и невроза,ФИНАЗИПАМ

Реланиум (прописывают беременным) от эпилептических приступов ) миллениум валиум.

НОРМОТИМИКИ:

Ли соли лития. Для нормализации метаболизма.

АНТИДЕПРЕССАНТЫ (НАЗВАНИЯ ПРЕПАРАТОВ ОКАНЧИВАЕТСЯ НА ИН) – применяют чтобы купировать разные депрессивные состояния.

Они создают в мозге некую систему активации, То есть они активируются там, где не хватает электрического напряжения, забирая напряжение там, где у него переизбылок.

Разные препараты ИМИПРОМИНА

Хлоромипромина

Амитриптилин

Пиразидол

Азофен

ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ- препараты, которые стимулируют всю нервную систему.

Миридил

Сиднакарп

Кофеин

НООТРОПЫ – препарат нужно давать, когда больной начал чем-то заниматься. Препарат для активизации мозга. Наатропы запрещены в острый период.

Наотропил

Пирацетоам

_________________________________________________________________

Реакция ребенка на любые вредности

1 этап нейропсихического реагирования.

0-3 года. Детская психосоматика.Сомато-вегетативный тип реагирования. Нарушение сна, желудочно кишечные расстройства, повышение температуры от стресса.

2 этап. 3-4 года – 10 лет. Моторный тип реагирования. Гиперподвижность, тики, заикание.

3 этап. 7-12 лет . Аффективный тип реагирования. Возникают страхи, как ответ на стресс. У ребенка формируется страх сметри.Так же формируется негативизм.Агрессия.

12-16 лет. Эмоционально идеаторный тип. Появляется сверх ценные идеи, увлечения.Странные вычурные интересы.

Регресс- реакция на стресс

Психологические параметры десонтогинеза. (6 видов)

1)​ Функциональная локализация нарушения. Чем ближе к неврологии, тем более четкое будет нарушение, тем меньше будет его последствия. Чем больше нарушение к лобным долям, тем многофакторнее будет нарушение. Логика недоравития детей, если повреждено то, что доразвито, будет клиника взрослых!

2)​ У детей высока пластичность мозга.

Закономерности десонтогинеза

Норма развития – временная независимость,

Патология – изоляция функции

Норма – ассоциативность функции (передача опыта из одной функции в другую)

Патология – фиксация опыта в рамках одной фунции

Норма – иерархичность функций

Патология – часто интериоризация не происходит. Не сворачивается и не встраивается

Норма – гетерохромность формирования (в разное время происходит развитие, но интеллект быстро, моторика стоит, но наоборот итд).

Патология – асинхрония развития. Акселерация функции (вундеркинды), ретардация функции (задержка псих развития),

Наши рекомендации