Механизмы психологических защит личности.
Цель: показать, что в психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, т.к. все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности, что фактором развития индивидуальности выступают биологические, психологические и социальные факторы.
Студент должен познакомиться с такими понятиями как «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность», с различными подходами к понимаю способностей и задатков, влияющих на формирование и развитие личности.
План и тезисы лекции:
1. Понятие личности. Общественная сущность личности. Соотношение понятий «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Личности социализированные, десоциализированные, психически аномальные.
2. Направленность личности. Основные характеристики направленности: интересы, потребности, мировоззрение, убеждения, склонности, идеалы.
3. Задатки и способности как индивидуальные свойства человека.
4. Индивидуальность и ее проявление.
5. Механизмы психологических защит личности.
1). Личность характеризуется прежде всего как система отношений человека с окружающей действительностью. Самое главное и определяющее личность - ее отношение к людям, являющиеся одновременно и взаимоотношениями.
В понятие «личность» обычно включают такие свойства человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Основой личности, его фундаментом является мировоззрение. Оно включает в себя знание (мироощущение, миропонимание), убеждения (ценности и идеалы) и действие (поступок, деятельность).
Понятие «индивид» характеризует человека, как биологическое существо, с качествами общими для него и многих других людей. Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того есть они у данного человека или нет. «Индивидуальность» - те индивидуальные личностные свойства, такое их сочетание, которое отличает человека от других людей. Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество, индивидуальность – лишь одна из сторон личности.
Индивидуальные особенности человека никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Различаются личности: социализированные (адаптированные к условиям своего социального бытия); десоциализированные (девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований); психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – слабыми местами в психической саморегуляции).
2). В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает:
- влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности;
- желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными, материальными и духовными.
- стремление – волевой компонент желания;
- интерес – познавательная форма направленности на предметы.
- склонность – волевой компонент интнреса. Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
- идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
- мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
- убеждение - высшая форма направленности- это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
3).Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются на основе генетически определенных задатков, т.е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем «нейтральны» по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями.
Способности – это психологические особенности человека определяющие его успешность в приобретении знаний, умений, навыков. Способность – это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Наличие способностей не означает наличия навыков и знаний как таковых, однако указывает на легкость, с которой эти новые знания приобретаются.
В отличие от задатков, которые обусловлены исключительно биологическим статусом человека, способности требуют развития и совершенствования. Так, способность говорить может не сформироваться, несмотря на присутствие всех необходимых задатков для этого, если ребенок вырастает в условиях социальной изоляции (например, немота у глухого человека).
Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе воспитания, обучения, практики. Кроме того, задатки многозначны. Так, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек станет композитором, другой дирижером, третий – исполнителем, а четвертый музыкальным критиком. Задатки развиваются, если человек будет заниматься соответствующей деятельностью.
Совокупность способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в широких областях деятельности, называется одаренностью.
Высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов, называется талантом. Образно говоря, талант – попадание в цель, в которую никто не может попасть. Гениальность – попадание в цель, которую пока еще никто не видит.
4).Индивидуальные ( от лат.individuum – неделимое) особенности человека никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающей ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее.
В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Индивидуальность формируется позже, являясь результатом взаимодействия и взаимопроникновения ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.
Чем больше социально интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность (Р.Мэй).
Становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности.
5). Все механизмы психологической защиты можно разделить на
1) незрелые (примитивные): отрицание, избегание, регрессия, отреагирование, пассивная агрессия, идентификацию, и др. Примитивные механизмы защиты подчеркивают незрелость личности, ее низкие способности, у взрослых часто связаны с патологическими чертами личности или болезнями.
Невротические: вытеснение, диссоциация, соматизация, проекция, рационализация, замещение, аннулирование, формирование реакции, обесценивание, поворот против себя и др.. Невротические механизмы психологической защиты более сложно устроены . Они характерны для взрослых и детей среднего и старшего школьного возраста. Для защиты от неприятных мыслей взрослые могут использовать интеллект и логику, например, механизмы рационализации, проекции. Механизм обесценивания часто воспринимается окружающими как проявление мудрости зрелого человека. Однако избыточное стереотипное использование этих защитных механизмов может наносить существенный урон адаптации человека.
Зрелые - никогда не приводят к возникновению болезни, но могут мешать удовлетворению актуальных потребностей. Они обеспечивают наибольший уровень адаптации, так как они основаны на формах поведения, наиболее одобряемого обществом, а это позволяет повысить социальный статус человека, гарантирует ему высокий уровень самоуважения. К зрелым механизмам психологической защиты относятся: сублимация, альтруизм, юмор, подавление, сопереживание, сексуализация, переосмысление и др.
Постоянные (броня характера). Само слово «защита» предполагает наличие какой-либо угрозы (стресса). Однако Анна Фрейд обратила внимание на то, что защитные механизмы у некоторых людей работают беспрерывно, вне зависимости от наличия или отсутствия стресса, т.е. они образуют как бы защитный панцирь, готовый к сохранению внутреннего равновесия, если это вдруг понадобится. Постоянные механизмы психологической защиты образуют стойкий стиль поведения вне зависимости от наличия или отсутствия стресса. К ним относятся: отгороженность, интеллектуализация, педантизм, юмор и ирония, альтруизм.
В целом важно знать, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она создает почву для самооправдания.
Литература основная :
1. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Заведений: В 3 кн.
2. Общая психология. Курс лекций. Сост. Е.И. Рогов. М. ВАЛДОС. 2000.
3. Психология. Учебник/ под ред. А. А.Крылова. М. «Проспект». 1999.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс. 1999.
5. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная
медицинская библиотека. Питер, 2007
Дополнительная:
7. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей –
слушателей курсов последипломного образования. М.: Магистр, 1998.
2. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. – М. «Проспект», 1999.
3. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология:
Пропедевтический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.
4. Мясищев В.Н., Карвасарский Б.Д. и др. Основы общей и медицинской
психологии. Л. «медицина», 1975
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.1999.
Контрольные вопросы (обратная связь)
1. Что вы знаете о феномене Маугли?
2. Кого вы отнесете к десоциализированным личностям?
3. Как вы думаете, в каком возрасте человек сформировался как личность?
4. Приблизительно сколько гениев насчитывают за всю историю человечества?
5. Почему Пушкин – гениальный русский поэт, а Лермонтов – великий?
6. Подумайте, в чем проявляется ваша индивидуальность?