Понятие и основные характеристики группы

Группа не является суммой составляющих ее людей. С момента возникновения это самостоятельное явление с собственными ха­рактеристиками, собственной историей и закономерностями.

Вы­полняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп и формируется во всех этих группах:

- семья,

- студенческая группа,

- спортивная команда,

- рок-группа, толпа на стадионе,

- трудовой кол­лектив, Ассоциация медсестер России и т.д.

Очень важно каков будет результат этих групповых влияний,т.е.закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы.

Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

Социальная группа- это определенная система дея­тельности, заданная ее местом в системе общественного разделе­ния труда.

Основные характеристики группы:

1. композиция группы (или ее состав) - численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение;

2. структура группы - функции, которые выполняют отдельные члены группы (структуры предпочтений, власти, коммуникаций);

3. групповые процессы - групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.

4. положение индивида в группе:

- статус - обозначающий место индивида в группе. Статус соеди­няет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;

- рольиндивида в группе. Содержание роли непостоянно, оно ме­няется от группы к группе, а также внутри самой группы;

5. система групповых ожиданий – от каждой роли в группе ожидает­ся выполнение определенных функций. Выполнение обяза­тельно оценивается другими, часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением индивида в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и груп­повые санкции.

6. групповые нормы - это определенные правила, которые вырабо­таны группой, приняты ею и которым должно подчиняться по­ведение ее членов;

7. система санкций - совокупность механизмов, с помощью кото­рых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения груп­повых норм.

Санкции бывают:

- поощрительные и запретительные,

- позитивные и негативные.

Классификация групп

Социальные группы делятся на услов­ные и реальные.

Условная группа - это группа, подобран­ная по определенному признаку, например студенты средних ме­дицинских учебных заведений России.

Реальные группы:

Большие стихий­но возникшие группы – это толпа, публика, аудитория.

Большие ус­тойчивые группы – это этнические, профессиональные, классовые группы.

Малые группы – это семья, учебная группа, спортивная ко­манда, коллектив отделения ЛПУ и т.д.

Структура малой группы

Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном лич­ном общении.

Члены малой группы объединены общей социальной деятельнос­тью и находятся в непосредственном личном общении. Нижняя граница численности малой группы 2 человека, а верхняя должна соответствовать определению малой группы.

Структура группы рассматривается с точ­ки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены груп­пы структуры предпочтений, власти, коммуникаций.

Групповые процессы

1. Процесс группового давления.

Участники группы долж­ны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы. Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.

Возможно:

- сознательное, свободное принятие норм;

- вынужденное под угрозой санкций;

- демонстрация антагонизма по отноше­нию к группе (Я не такой, как вы все);

- осознанное, свободное от­вержение норм с учетом всех возможных последствий.

Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.

Раз­личают:

- внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,

- и внутрен­ний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.

Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно свя­заны с самооценкойлюди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям и наоборот.

Также конформизм связан с размером группы вероятность конформистского поведе­ния возрастает при увеличении числа членов группы.

Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и веро­ятность нонконформизма.

Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма воз­растает, при возможности отвечать письменно человек освобож­дается от опасений показаться странным или смешным перед чле­нами группы.

Уровень конформизма также зависит от пола и возраста. Жен­щины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые. Подростки склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм в общении со взрослыми. Конформизм зависит также от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.

Процесс развития группы

Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.

В группе среднего учебного заведения:

1. l-я стадия – идет процесс знакомства. Формируются представ­ления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет – преподаватель.

2. 2-я стадия - период формирования групповых норм. В процессе общения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориенти­рована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений.

3. 3-я стадия - стадия конфликта. Возникают столкновения меж­ду отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с пре­подавателями.

4. 4-я стадия сбалансиро­ванности завершает переход от конфликтности к сбалансиро­ванности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления груп­повой солидарности и сплоченности.

5. 5-я стадия - сложившейся группывозникновение сложившейся группы с ярко выра­женным чувством «Мы». Появляются общегрупповые цели, ори­ентированные на учебу.

6. 6-я стадия – эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоцио­нальная сфера. Огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (груп­па напоминает счастливую семью).

7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости. Группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональ­ной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.

Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уров­ня развития.

Процесс сплочения группы.

На процесс сплочения могут влиять:

- эмоциональная привлекательность членов группы;

- возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сход­ство членов группы между собой;

- предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;

- особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;

- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой дея­тельностью и своим положением в группе;

- стиль руководства.

Характеристики сплочённой группы:

- четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий;

- стремле­ние к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выпол­нения деловых задач;

- творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.

Наши рекомендации