Понятие и основные характеристики группы
Группа не является суммой составляющих ее людей. С момента возникновения это самостоятельное явление с собственными характеристиками, собственной историей и закономерностями.
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп и формируется во всех этих группах:
- семья,
- студенческая группа,
- спортивная команда,
- рок-группа, толпа на стадионе,
- трудовой коллектив, Ассоциация медсестер России и т.д.
Очень важно каков будет результат этих групповых влияний,т.е.закономерности поведения людей, включенных в реальные социальные группы.
Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.
Социальная группа- это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда.
Основные характеристики группы:
1. композиция группы (или ее состав) - численность, возрастной, половой состав, национальность, социальное положение;
2. структура группы - функции, которые выполняют отдельные члены группы (структуры предпочтений, власти, коммуникаций);
3. групповые процессы - групповое давление, развитие и сплочение группы, процесс принятия группового решения.
4. положение индивида в группе:
- статус - обозначающий место индивида в группе. Статус соединяет в себе объективно присущие индивиду характеристики, и субъективное восприятие индивида в группе;
- рольиндивида в группе. Содержание роли непостоянно, оно меняется от группы к группе, а также внутри самой группы;
5. система групповых ожиданий – от каждой роли в группе ожидается выполнение определенных функций. Выполнение обязательно оценивается другими, часто возникает рассогласованность между ожиданием и реальным поведением индивида в группе, поэтому ожидание определяется через групповые нормы и групповые санкции.
6. групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов;
7. система санкций - совокупность механизмов, с помощью которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения групповых норм.
Санкции бывают:
- поощрительные и запретительные,
- позитивные и негативные.
Классификация групп
Социальные группы делятся на условные и реальные.
Условная группа - это группа, подобранная по определенному признаку, например студенты средних медицинских учебных заведений России.
Реальные группы:
Большие стихийно возникшие группы – это толпа, публика, аудитория.
Большие устойчивые группы – это этнические, профессиональные, классовые группы.
Малые группы – это семья, учебная группа, спортивная команда, коллектив отделения ЛПУ и т.д.
Структура малой группы
Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.
Члены малой группы объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Нижняя граница численности малой группы 2 человека, а верхняя должна соответствовать определению малой группы.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы структуры предпочтений, власти, коммуникаций.
Групповые процессы
1. Процесс группового давления.
Участники группы должны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы. Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.
Возможно:
- сознательное, свободное принятие норм;
- вынужденное под угрозой санкций;
- демонстрация антагонизма по отношению к группе (Я не такой, как вы все);
- осознанное, свободное отвержение норм с учетом всех возможных последствий.
Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.
Различают:
- внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,
- и внутренний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.
Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с самооценкойлюди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям и наоборот.
Также конформизм связан с размером группы вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы.
Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и вероятность нонконформизма.
Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма возрастает, при возможности отвечать письменно человек освобождается от опасений показаться странным или смешным перед членами группы.
Уровень конформизма также зависит от пола и возраста. Женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые. Подростки склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм в общении со взрослыми. Конформизм зависит также от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.
Процесс развития группы
Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.
В группе среднего учебного заведения:
1. l-я стадия – идет процесс знакомства. Формируются представления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет – преподаватель.
2. 2-я стадия - период формирования групповых норм. В процессе общения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений.
3. 3-я стадия - стадия конфликта. Возникают столкновения между отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями.
4. 4-я стадия сбалансированности завершает переход от конфликтности к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления групповой солидарности и сплоченности.
5. 5-я стадия - сложившейся группывозникновение сложившейся группы с ярко выраженным чувством «Мы». Появляются общегрупповые цели, ориентированные на учебу.
6. 6-я стадия – эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера. Огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (группа напоминает счастливую семью).
7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости. Группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.
Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития.
Процесс сплочения группы.
На процесс сплочения могут влиять:
- эмоциональная привлекательность членов группы;
- возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сходство членов группы между собой;
- предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;
- особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;
- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе;
- стиль руководства.
Характеристики сплочённой группы:
- четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий;
- стремление к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выполнения деловых задач;
- творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.