Классификации типов населения: возрастные, демографической зрелости и геронтологическая.

Классификации популяций предложены ВОЗ

4) Возрастные типы населения:

- прогрессивный – население от 0 до 14 лет превышает долю населения 50 лет и старше;

- регрессивный – лица 50 лет и старше превышают население 0 – 14;

- стационарный – доля лиц в популяции от 0 – 14 лет приблизительно равна доле лиц 50 лет и старше.

2) Геронтологическая классификация:

- до 45 лет – молодые

- 45-60 лет – средний возраст

- 60-74 года – пожилые

- 75-89 лет – престарелые

- 90 лет и старше – долгожители

3) Демографическая зрелость популяции:

- демографически молодое, в которым лица старше 65 лет составляют менее 4 %;

- демографически зрелое, имеющее в своём составе 4-7 % этих лиц;

- демографически старое, в котором лиц этого возраста более 7 %.

Вопросы для повторения и закрепления материала

· Медико-социальные аспекты демографии. Оптимизация демографических процессов. Статика населения (определение).

· Динамика населения. Виды механического движения населения.

· Статика населения. Расчёт коэффициентов.

· Воспроизводство (естественное движение) населения. Определение.

· Живорождение. Мертворождение. Определения.

· Отличие «смертности» населения от «летальности».

· Коэффициент младенческой смертности. Коэффициент перинатальной смертности.

· Классификации типов населения: возрастные, демографической зрелости, геронтологическая.

Задания для самостоятельной работы

· Расчёты коэффициентов рождаемости.

· Расчёты оценки миграционных процессов.

Тема №4: «Заболеваемость; состояние и тенденции»

Цель обучения: изучить определения понятий «заболеваемость» в здравоохранении, роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения, роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости, методы изучения заболеваемости и их сравнительную характеристику, изучить виды заболеваемости и эпидемиологические методы изучения заболеваемости.

Учебно-целевые задачи.

Студент должен знать:

4) Определить понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;

5) Основные методы и виды изучения заболеваемости;

Студент должен уметь:

1) Рассчитывать, оценивать и интерпретировать основные показатели заболеваемости населения;

2) Использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.

Учебно-воспитательные задачи:

Каждый студент должен знать основные закономерности заболеваемости населения и факторы, их определения, учётно-отчётную документацию для сбора и анализа информации, роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости, эпидемиологические методы изучения заболеваемости, виды заболеваемости, специальные виды изучения заболеваемости по обращаемости, их особенности; общая заболеваемость по данным поликлиник и амбулаторий, госпитализированная, инфекционная (эпидемическая) неэпидемическая, профессиональная, производственный травматизм, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, необходимость и особенности применения МКБ в практической деятельности врача.

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 З-1 Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные)
У-1 Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды
В-1 Владеть оценками состояния общественного здоровья
ПК-12 З-1 Определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения
З-2 Инвалидность, понятие, основные источники информации
З-3 Физическое развитие, определение, основные показатели и закономерности физического развития
У-1 Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения
У-2 Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности
У-3 Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения
У-4 Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики
В-1 Владеть методикой сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп


Определения и основные вопросы темы:

Наши рекомендации