Алгоритм составления ситуационной задачи.

1. Жалобы пациента при осмотре.

2. Анамнез заболевания (история заболевания: когда началось заболевание, с чего началось, какие были симптомы, какое получал лечение, результат).

3. Данные сестринского обследования.

4. Диагноз, назначенное врачом лечение (по желанию).

5. Задания.

Эталон ответа.

В стационар поступает девочка 4 лет с жалобами на повышение температуры до 380С, учащенное мочеиспускание, покраснение и зуд наружных половых органов. Заболела 2 недели назад – повысилась температура, появились боли при мочеиспускании, зуд и покраснение половых органов. Лечение на дому: антибактериальные препараты, местно ванночки с ромашкой. Улучшения не было, обратились в стационар.

При осмотре состояние средней тяжести повышение температуры 38,40С, кожа бледная, аппетит снижен. Боли при пальпации живота, покраснение вульвы. Моча мутная с хлопьями.

DS: острый пиелонефрит.

Задание:

1. Выявить нарушения потребностей.

2. Выявить проблемы пациента: приоритеты, потенциальные.

3. Поставить цели ухода.

4. Составить план ухода с мотивацией.

Составить ситуационную задачу по следующим заданиям:

1. Мальчик 3-х лет с острым гастритом.

2. Девочка 10-лет с язвенной болезнью.

3. Девочка 13 лет с диагнозом: дискинезия желчевыводящих путей.

4. Мальчик 9 лет с вирусным (герпетическим) стоматитом.

5. Мальчик 6-лет с диагнозом: гломерулонефрит.

Приложение 6

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины развития поражения органов пищеварения?

2. Каковы клинические проявления хронического гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни?

3. Каковы принципы лечения хронического гастродуоденита, язвенной болезни?

4. Каковы принципы профилактики заболеваний пищеварительной системы?

5. Каковы причины стоматитов?

6. Каковы клинические проявления стоматитов?

7. Каковы меры профилактики стоматитов?

8. Каковы причины развития пиелонефрита?

9. Каковы клинические проявления пиелонефрита?

10. Каковы принципы лечения пиелонефрита?

11. В чем суть профилактики пиелонефрита?

12. Каковы причины гломерулонефрита?

13. Каковы клинические проявления гломерулонефрита?

14. Каковы принципы лечения гломерулонефрита?

15. В чем суть профилактики гломерулонефрита?

Тема № 5. Сестринский процесс при заболеваниях эндокринной системы

И болезнях крови.

Цели занятия:

– систематизировать и углубить знания по данной теме;

– изучить алгоритмы оказания неотложной помощи при носовом кровотечении, обмороке, гипогликемической и гипергликемической коме;

– обобщить знания по лечению и уходу за пациентами с патологией эндокринной системы и болезнях крови.

Основная литература:

1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 279 – 300, 309 – 330.

2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 107 – 128, 154 – 166.

Дополнительная литература:

1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).

2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.

3. Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х томах [Текст]/ гл.ред. Б.В.Петровский. – М.: Сов. энциклопедия.

Ход работы:

1. Работа с понятиями: дать краткий ответ на следующие термины (приложение 1).

2. Изучить вопросы, которые будут рассматриваться на семинаре.

– Сахарный диабет – этиология, патогенез, клиника, проблемы пациента, диагностика, диета, лечение комы, профилактика осложнений.

– Врожденный гипотиреоз – этиология, патогенез, клиника, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.

– Приобретенный гипотиреоз – этиология, патогенез, клиника, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.

– Диффузный токсический зоб – этиология, клиника, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.

– Железодефицитная анемия – этиология, патогенез, клиника, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.

– Тромбоцитопения – этиология, патогенез, клиника, лечение, уход, профилактика.

– Геморрагический васкулит – этиология, клиника, формы, проблемы пациента, лечение, уход.

– Гемофилия – этиология, клинические проявления, проблемы пациента, лечение, уход, неотложная помощь при кровотечениях.

3. Решить тестовые задания (приложение 2), сравнить с эталонами ответов.

4. Решить ситуационную задачу (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.

5. Решить ситуационную задачу самостоятельно (по выбору) по аналогии (приложение 4).

6. Изучить самостоятельно алгоритм оказания неотложной помощи при:

– носовом кровотечении;

– обмороке;

– гипогликемической, гипергликемической коме.

Литература:

Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 268 – 271.

7. Составить ситуационную задачу по заданиям пользуясь алгоритмом и эталоном, см. стр. данного пособия (приложение 5).

8. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 6).

Приложение 1

Термины

1. Полидипсия.

2. Полифагия.

3. Полиурия.

4. Дегидратация.

5. Регидратация.

6. Энурез.

7. Гипергликемия.

8. Глюкозурия.

9. Ацетонурия.

10. Кетонурия.

11. Ангиопатия.

12. Гипотиреоз.

13. Гипотермия.

14. Экзофтальм.

15. Тремор.

16. Анемия.

17. Адинамия.

18. Анорексия.

19. Тахикардия.

20. Диспротеинемия.

21. Анизоцитоз.

22. Поикилоцитоз.

23. Анизохрония.

24. Лейкоцитоз.

25. Лейкопения.

26. Тромбоцитоз.

27. Тромбоцитопения.

28. Гемартроз.

Приложение 2

Тестовые задания

1. Для врожденного гипотиреоза характерны признаки:

а) повышенная масса тела, бледная кожа, брадикардия, грубый голос;

б) пониженная масса тела, ярко-красная кожа, слабый писк;

в) синюшная кожа, отсутствие дыхания, брадикардия, снижение мышечного тонуса.

2. Нервно-психическое развитие ребенка с врожденным гипотиреозом:

а) соответствует возрасту; б) отстает; в) опережает.

3. Гормон, выделяемый поджелудочной железой:

а) тиреотропный; б) пепсин; в) глюкагон; г) инсулин.

4. Причины развития сахарного диабета у детей:

а) стрессы; б) анемия; в) недоношенность;

г) наследственная предрасположенность; д) недостаточное питание;

е) вирусные инфекции; ё) переедание, ожирение.

5. Важный клинический симптом сахарного диабета у детей первого года жизни:

а) никтурия; б) анорексия;

в) «крахмальные» пеленки; г) гипертермия.

6. Причина развития гипергликемической (кетоацидотической) комы:

а) передозировка инсулина; б) нарушение диеты;

в) пропущенный прием пищи; г) сопутствующие заболевания.

7. Причины гипогликемической комы:

а) передозировка инсулина; б) пропущенный прием пищи;

в) недостаточная доза инсулина; г) избыточная физическая нагрузка;

д) пропущенная инъекция инсулина.

8. Сестринский процесс при сахарном диабете:

а) научить пациента правильно вводить инсулин;

б) проводить контроль диастазы мочи;

в) контролировать соблюдение диеты;

г) научить подсчету питания по хлебным единицам;

д) обучить самоконтролю состояния; е) контролировать коагулограмму крови.

9. Правила введения инсулина:

а) перед введением инсулин охладить;

б) менять места введения; в) соблюдать точное дозирование;

г) вводить в одном шприце инсулин короткого и пролонгированного действия.

10. Какую кашу не рекомендуется употреблять ребенку с сахарным диабетом:

а) манную; б) овсяную; в) гречневую; г) рисовую.

11. Моча для анализа на сахар собирается:

а) средняя порция; б) разовая порция;

в) в течение суток; г) в течение нескольких дней.

12. Симптом «телеграфного столба» характерен для:

а) врожденного гипотиреоза; б) диффузного токсического зоба;

в) сахарного диабета; г) анемии.

13. Выберите симптомы, характерные для:

1. Гипергликемической (кетоацидотической) комы.

2. Гипогликемической комы.

а) жажда; б) полиурия; в) сонливость; г) возбуждение;

д) чувство голода; е) снижение аппетита; ё) слабость; ж) тошнота;

з) тремор рук; и) боли в животе; к) озноб; л) головная боль;

м) запах ацетона изо рта; н) сухость слизистых; о) потливость;

п) одышка; р) судороги.

14. Половое развитие при врожденном гипотиреозе:

а) соответствует возрасту; б) отстает; в) опережает.

15. Лабораторные признаки сахарного диабета:

а) гипергликемия; б) гиперлиподемия, ацетонемия;

в) лейкоцитоз, тромбоцитопения.

16. Какой метод исследования проводится для определения функции щитовидной железы:

а) исследование уровня тиреоидных гормонов;

б) биохимическое исследование крови;

в) УЗИ щитовидной железы; г) рентгенография щитовидной железы.

17. Установите соответствие:

1. Эритроциты А. Гемостаз

2. Лейкоциты Б. Транспорт кислорода

3. Тромбоциты В. Иммунная функция

18. Фактор риска развития анемии у ребенка в первые месяцы жизни:

а) нарушение кальциевого обмена; б) недостаточный сон;

в) часты респираторные заболевания; г) анемия у матери во время беременности.

19. Препараты железа медсестра порекомендует запить:

а) молоком; б) водой; в) 5% раствором глюкозы; г) кислым соком.

20. Возможной причиной лейкозов может быть:

а) радиация; б) наследственность; в) дефицит питания;

г) бактериальная инфекция.

21. Детей с лейкозом нужно оберегать от:

а) контактов с другими детьми; б) просмотра телепередач;

в) инфекционных заболеваний; г) антибактериальной терапии.

22. Лабораторные критерии железодефицитной анемии:

а) Нв – 180 г/л, эритроциты 6,0×1012/л; б) Нв – 70 г/л, эритроциты 3,8×1012/л;

в) Нв – 90 г/л, эритроциты 4,8×1012/л.

23. Какие продукты необходимо включить в меню ребенку с железодефицитной анемией:

а) молочные продукты, кефир; б) мясо; в) хлеб; г) каши.

24. Установите соответствие:

форма причина

в) дефицитная 1. Дефицит железа

б) постгеморрагические 2. Дефицит вит. В12, фолиевой кислоты

в) гемолитические 3. Повышенный распад эритроцитов

г) апластические 4. Кровотечение

5. Нарушение образования эритроцитов

25. Сыпь по типу экхимозов (синяков) на теле, конечностях, без четкой локализации, не симметричная, характерна:

а) кори; б) геморрагического васкулита; в) тромбоцитопении; г) лейкоза.

26. Причины, лежащие в основе геморрагических диатезов:

а) избыточный уровень антикоагулянтов в крови, снижения свертывающих свойств крови;

б) снижение количества гемоглобина уровня эритроцитов;

в) повышение уровня эритроцитов, увеличение цветового показателя.

27. При гемофилии кровотечения возникают:

а) сразу после травмы; б) через несколько часов; в) не возникают.

28. Для местной остановки кровотечения у больных с гемофилией применяют:

а) гемостатическую губку; б) тромбин; в) фибриновую пленку;

г) все вышеперечисленное верно.

29. Как правильно ввести лекарственное средство ребенку с гемофилией:

а) через рот; б) внутрикожно; в) внутримышечно; г) внутривенно.

30. Пятнисто-папулезная и петехиальная сыпь, симметричная, расположенная вокруг суставов характерна для:

а) менингококковой инфекции; б) трокетоцитопении;

в) кори; г) геморрагического васкулита.

Эталон ответа

1. а 16. а
2. б 17. 1 – Б 2 – В 3 – А
3. г 18. в. г
4. г, е 19. г
5. в 20. а
6. б, г 21. в
7. а, б, г 22. б
8. а, в, г, д 23. б
9. б 24. а – 1, 2 б – 4 в – 3 г – 5
10. а 25. в
11. в 26. а
12. б 27. б
13. 1 – а, б, в, е, ё, ж, и, л, н, п 2 – г, д, з, м, о, п, р 28. г
14. б 29. а, г
15. а 30. г

Приложение 3

Ситуационная задача

В стационар поступает мальчик 12 лет с жалобами на жажду, сухость во рту, повышенный аппетит, похудание, слабость, снижение успеваемости.

Заболел 3 недели назад – появилась жажда, стал выпивать 3-4 литра воды, часто мочиться, ночью тоже встает и пьет воду. Обратились к врачу, направлены в стационар.

При осмотре состояние средней тяжести, вялый, в разговор вступает плохо. Кожа бледная сухая. Слизистые сухие. Изо рта запах ацетона. Подкожно-жировая клетчатка отсутствует. Тахикардия 120 в мин. Дыхание поверхностное, прерывистое. Мочеиспускания частые, обильные, моча прозрачная.

DS: Сахарный диабет, впервые выявленный, кетоацидоз.

Задания:

1. Выявить нарушение потребностей.

2. Выявить проблемы пациента, приоритеты, потенциальные.

3. Поставить цели ухода. Составить план ухода с мотивацией.

Эталон ответа.

1. Нарушения потребностей:

– питание и питье;

– быть здоровым;

– общаться;

– учиться;

– спать.

2. Проблемы пациента:

– жажда;

– частые, обильные мочеиспускания;

– похудание;

– повышенный аппетит;

– невозможность сосредоточиться;

– слабость.

Приоритетная: жажда (полидипсия).

Потенциальная: развитие кетоацидотической комы.

3. Цели:

Краткосрочная – жажда исчезнет через неделю.

Долгосрочная – пациент адаптируется к своему заболеванию.

План ухода.

Действия медсестры Мотивация
1. Информировать пациента и его родителей о заболевании и осложнениях. Обеспечить право пациента на информацию. Ребенок понимает целесообразность ухода.
2. Организовать питание ребенка. Объяснить требования диеты с ограничениями легкоусвояемых углеводов и животных жиров. Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови. У пациента недостаточно вырабатывается инсулина, собственного, чтобы переработать такое количество углеводов.
3. Прием пищи 5 – 6 раз в сутки.  
4. Обучить пациента подсчету «хлебных» единиц и построению своего рациона. Глюкоза поступает более равномерно в кровь.
5. Обучить пациента и родителей технике введения инсулина, рассказать о правилах введения; рассказать правила пользования шприц-ручкой. Профилактика развития кетоацидотической (гипергликемической) комы.
6. Следить за приемом пищи после введения инсулина. Профилактика развития гипогликемической комы.
7. Следить за дозированием физической и эмоциональной нагрузки. Для профилактики осложнений.
8. Обучить пациента методам самодиагностики состояния, пользования глюкометром и тест-полосками. Для самоконтроля состояния.
9. Обучить пациента гигиене кожи, слизистых и зубов. У пациентов часто развиваются гнойничковые поражения кожи, стоматиты.
10. Оберегать ребенка от присоединения инфекции. Иммунитет снижен.

Приложение 4

Задача № 1

В стационар поступает мальчик 14 лет с DS: гемофилия, гемартроз коленного сустава справа. Жалобы при поступлении: боли в коленном суставе справа, увеличение объема сустава, нарушение движений в суставе. Болен гемофилией с 11 месяцев, когда впервые после травмы сустав опух и появились боли. С тех пор периодически (1-2 раза в год) поступает в стационар с гемартрозом. последний раз – бежал по дорожке, споткнулся, упал, ударился коленом об асфальт. На следующий день сустав увеличился, нарушилась его функция, стал горячим на ощупь. При осмотре: состояние средней тяжести, вялый. Кожа бледная, сухая. Правый коленный сустав в полусогнутом состоянии, отечный, кожа гиперемирована, на ощупь горячий. Тахикардия – 100 в мин.

Задание:

1. Выявить нарушение потребности.

2. Выявить проблемы пациента, приоритеты, потенциальные проблемы.

3. Поставить цели ухода.

4. Составить план ухода с мотивацией.

Задача № 2

В детское отделение переводят мальчика 5 дней из родильного дома с диагнозом: врожденный гипотиреоз.

При осмотре ребенок вялый, m 4500, грубые черты лица, широко расставленные глаза, рот полуоткрыт, язык вываливается наружу. Дыхание через нос затруднено, храп. Голос грубый. Кожа сухая, бледная, холодная на ощупь, не удерживает температуру тела, кисти и стопы припухлые. брадикардия – 100 в мин. поступает для обследования, лечения и реабилитации.

Задание:

1. Выявить нарушение потребности пациента.

2. Выявить проблемы пациента, приоритетную, потенциальные.

3. Поставить цели ухода.

4. Составить план ухода с мотивацией.

Задача № 3

В стационар поступает девочка 6 лет с жалобами на повышение температуры до 380С, появились боли и припухлость коленных. Голеностопных суставов, сыпь геморрагическая вокруг суставов, функция суставов нарушена. Заболела неделю назад, когда после перенесенного ОРЗ появилась припухлость коленных и голеностопных суставов, девочка перестала ходить, жалуется на боли в суставах, на коже вокруг этих суставов появилась мелкая петехиальная сыпь.

При осмотре: состояние средней тяжести, температура 37,80С, вялая, кожа бледная, слизистые сухие. Коленные и голеностопные суставы отечные, горячие и болезненные на ощупь, мелкая петехиальная сыпь на коже суставов. В других местах кожа чистая. Тахикардия – 120 в мин. мочится редко, моча мутная. Аппетит снижен, живот мягкий, безболезненный на ощупь. Стула не было 2 дня.

Задание:

1. Выявить нарушение потребности.

2. Выявить проблемы пациента, приоритеты, потенциальные.

3. Поставить цели ухода.

4. Составить план ухода с мотивацией.

Приложение 5

Задания по составлению ситуационных задач с решением

1. Девочка 5 лет. DS: Сахарный диабет.

2. Мальчик 6 лет. DS: Лейкоз.

3. Девочка 15 лет. DS: Диффузный токсический зоб.

4. Мальчик 2 лет. DS: Железодефицитная анемия.

5. Девочка 12 лет. DS: Тромбоцитопения.

Приложение 6

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины развития сахарного диабета?

2. Каковы клинические проявления сахарного диабета?

3. Каковы особенности лечения инсулином?

4. Какова диета при сахарном диабете?

5. Каковы причины развития гипотиреоза?

6. Каковы клинические проявления гипотиреоза?

7. В чем суть лечения гипотиреоза?

8. Каковы причины развития диффузного токсического зоба?

9. Каковы клинические проявления тиреотоксикоза?

10. В чем суть лечения тиреотоксикоза?

11. Дайте определение железодефицитной анемии.

12. В чем причины развития анемии.

13. Каковы клинические проявления анемии?

14. Что может подтвердить диагноз анемии?

15. Дайте рекомендации маме по профилактике анемии у ребенка.

16. Как правильно давать ребенку препараты железа?

17. Какие заболевания относятся к группе геморрагических диатезов, что их объединяет, какие причины?

18. Назовите клинические проявления геморрагических диатезов?

19. Перечислите принципы лечения и особенности ухода за детьми, страдающими геморрагическими диатезами.

20. Дайте определение лейкозу. Назовите возможные причины его развития.

21. Опишите основные клинические симптомы лейкоза. Какими исследованиями подтверждается диагноз?

22. Каковы принципы лечения лейкозов?

23. Каковы особенности ухода за ребенком с лейкозом?

Наши рекомендации