Тема № 4. Сестринский процесс при заболеваниях пищеварительной
И мочевыделительной системы.
Цели занятия:
– систематизировать и углубить знания по данной теме;
– изучить алгоритмы оказания неотложной помощи при рвоте, метеоризме;
– обобщить знания по лечению и уходу за пациентами с патологией пищеварительной и мочевыделительной системы.
Основная литература:
1. Ежова Н.В. Педиатрия [Текст]/ Н.В.Ежова, Е.М.Русакова, Г.И.Кащеева. – Мн: Высш. шк., 2006 – 524 с., стр. 245 – 268.
2. Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 128 – 154.
Дополнительная литература:
1. Севостьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии в 2-х ч. ч. I,2 [Текст]: учеб. пособие / Н.Г.Севостьянова – М.: АНМИ, 2002. – (Серия «Сестринское дело»).
2. Медицинский энциклопедический словарь [Текст]/ под ред. В.И.Бородулина – М.: ОНИКС 21 век, 2002. – 704 с.
3. Энциклопедический словарь медицинских терминов: в 3-х томах [Текст]/ гл.ред. Б.В.Петровский. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 464 с.
Ход работы:
1. Работа с понятиями: дать краткий ответ на следующие термины (приложение 1), используя терминологический словарь.
2. Изучить вопросы, которые будут рассматриваться на занятии.
– Стоматит – этиология, патогенез, клиника, лечение, уход.
– Острый гастрит – этиология, клиника, неотложная помощь, лечение, уход, профилактика.
– Хронический гастрит – этиология, клиника, формы, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.
– Язвенная болезнь – этиология, клиника, проблемы пациента, лечение, профилактика.
– Дискинезия желчевыводящих путей – этиология, клиника, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.
– Непереносимость белка коровьего молока – этиология, клиника, лечение, профилактика.
– Пиелонефрит – этиология, патогенез, клиника, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.
– Гломерулонефрит – этиология, патогенез, клиника, проблемы пациента, лечение, уход, профилактика.
3. Решить тестовые задания, сравнить с эталоном ответа (приложение 2).
4. Решить ситуационную задачу (приложение 3), сравнить с эталоном ответа.
5. Решить ситуационную задачу самостоятельно (по выбору) по аналогии (приложение 4).
6. Изучить самостоятельно алгоритм оказания неотложной помощи при рвоте, метеоризме.
7. Литература:
Тульчинская В., Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учеб. пособие / В.Д.Тульчинская, Н.Г.Соколова, Н.М.Шеховцева. Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 380 с. (Серия «Медицина для вас»), стр. 273 – 276.
8. Изучить алгоритм составления ситуационной задачи и эталон задачи (приложение 5) .
9. Составить ситуационную задачу самостоятельно (по выбору), пользуясь алгоритмом и эталоном, законспектировать в тетрадь.
10. Ответить на вопросы для самоконтроля (приложение 6).
Приложение 1
Термины
1. Диспепсия.
2. Дискинезия.
3. Отрыжка.
4. Изжога.
5. Рефлюкс.
6. Рвота.
7. Тошнота.
8. Метеоризм.
9. Понос.
10. Иррадиация.
11. Дисфония.
12. Анорексия.
13. Запор.
14. Дизурия.
15. Диурез.
16. Полиурия.
17. Олигурия.
18. Анурия.
19. Никтурия.
20. Изостенурия.
21. Странгурия.
22. Поллакиурия.
23. Гипостенурия.
24. Гиперстенурия.
25. Панкреатит.
26. Пиурия.
27. Гематурия.
28. Бактериурия.
29. Оксалурия.
30. Цилиндрурия.
31. Энурез.
Приложение 2
Тестовые задания
1. Ноющие боли в правом подреберье, отрыжка, изжога, горечь во рту – эти симптомы характерны для:
а) гастрита; б) панкреатита;
в) дискинезии желчевыводящих путей; г) цистита.
2. Антацидные препараты:
а) снимают спастические боли; б) повышают секрецию желез желудка;
в) снижают секрецию желез желудка; г) снижают кислотность желудочного сока.
3. Главный метод профилактики обострения хронического гастрита:
а) диетотерапия; б) обследование 2 раза в год;
в) санаторно-курортное лечение; г) массаж, закаливание.
4. Антацидные препараты даются пациенту:
а) до еды; б) после еды; в) во время еды; г) при сильных болях.
5. Диета для пациента с обострением хронического гастрита № –
6. Диета при дискинезии желчевыводящих путей № –
7. При язвенной болезни 12 п.к. боли возникают:
а) во время еды; б) сразу после еды; в) «голодные» боли;
г) независимо от приема пищи.
8. При обострении хронического гастрита боли возникают:
а) во время еды; б) сразу после еды; в) «голодные» боли;
г) независимо от приема пищи.
9. Возбудителем стоматита является:
а) вирусы; б) бактерии; в) грибы; г) амебы.
10. Возбудителем молочницы является:
а) вирусы; б) бактерии; в) стафилококк; г) грибки.
11. Афтозный стоматит чаще все возникает в результате:
а) нарушения режима вскармливания; б) врожденной аномалии ротовой полости;
в) нарушения правила асептики; г) снижения иммунитета ребенка.
12. Причиной возникновения грибкового стоматита является:
а) нарушение правил асептики; б) нарушения режима вскармливания;
в) антибиотикотерапия; г) снижение иммунитета ребенка.
13. Для какой формы стоматита характерен белый творожистый налет на языке и слизистой:
а) молочницы; б) афтозного стоматита;
в) вирусного стоматита; г) грибкового стоматита.
14. Для обработки полости рта при молочнице используют:
а) оксолиновую мазь; б) интерферон;
в) 3% перекись водорода; г) 2% раствор натрия гидрокарбоната.
15. Особенности питания при стоматите:
а) жидкая и полужидкая пища; б) кислые соки;
в) теплая пища; г) кормить часто, малыми порциями;
д) кормление через зонд; е) вводить твердую пищу.
16. При остром пиелонефрите поражаются:
а) чашечки, лоханки; б) клубочки; в) мочеточники;
г) уретра; д) все вышеперечисленное верно.
17. Лабораторный критерий гломерулонефрита:
а) пиурия; б) гематурия; в) цилиндрурия; г) энурез.
18. При гломерулонефрите в острый период ребенку необходима диета:
а) с исключением жирной и жареной пищи; б) протертый стол;
в) бессолевая диета; г) с увеличением растительной клетчатки.
19. Патологический процесс при гломерулонефрите вызывается:
а) пневмококком; б) кишечной палочкой;
в) b-гемолитическим стрептококком группы А; г) протеем.
20. Возбудителем пиелонефрита является:
а) кишечная палочка; б) пневмококк; в) вирусы;
г) все вышеперечисленное верно.
21. Визуальные изменения мочи при пиелонефрите:
а) соломенно-желтая; б) цвета «темного пива»; в) мутная с хлопьями;
г) красного цвета; д) бесцветная прозрачная.
22. Визуальные изменения мочи при гломерулонефрите:
а) соломенно-желтая; б) цвета «темного пива»; в) мутная с хлопьями;
г) цвета «мясных помоев»; д) бесцветная прозрачная.
23. Количество выпиваемой жидкости при пиелонефрите должно:
а) увеличиваться; б) уменьшаться;
в) соответствовать количеству выделенной мочи; г) произвольное.
24. Среднюю порцию мочи собирают для исследования по методу:
а) Амбурже; б) Нечипоренко; в) Зимницкому;
г) Аддис-Каковскому; д) Редберга.
25. Метод лабораторной диагностики при пиелонефрите:
а) анализ мочи на диастазу; б) анализ мочи на уробилин;
в) анализ мочи по Нечипоренко; г) бактериологическое исследование мочи.
26. Подмыть ребенка необходимо перед взятием мочи на исследование:
а) общий анализ мочи; б) по Зимницкому; в) суточный анализ мочи;
г) по Нечипоренко; д) по Аддис-Каковскому.
27. Лабораторные изменения мочи при пиелонефрите:
а) цилиндрурия; б) желчные пигменты; в) пиурия;
г) глюкозурия; д) протеинурия; е) гематурия.
28. При гломерулонефрите отеки чаще локализуются:
а) на лице; б) на пояснице; в) на голенях; г) асцит.
29. Какие необходимо провести исследования для определения скрытых отеков:
а) б) в)
30. Назовите мочегонный препарат:
а) дибазол; б) папаверин; в) фуросемид; г) маннитол.
Эталон ответов
1. в | 11. г | 21. в |
2. г | 12. в | 22. г |
3. а | 13. а | 23. а |
4. а | 14. г | 24. б |
5. 1 | 15. а, в, г | 25. в, г |
6. 5 | 16. а | 26. а, г |
7. в | 17. б, в | 27. в |
8. б | 18. в | 28. а |
9. а, б, в | 19. в | 29. а) ежедневное воздействие; б) определение суточного диуреза; в) проба Мак-Клюра-Олдри-ча |
10. г | 20. г | 30. в, г |
Приложение 3
Ситуационная задача
В стационар поступает мальчик 12 лет с жалобами на боли в подложечной области после еды, тошноту, рвоту, отрыжку кислым. Боли усиливаются после жирной, жареной пищи. Аппетит снижен. Похудел. Болен в течение 2-х месяцев.
При обследовании выявлено: состояние мальчика удовлетворительное. Настроение подавленное. Пониженного питания. Кожа бледная, сухая, подкожно-жировая клетчатка отсутствует на руках, животе. Язык обложен белым налетом, неприятный запах изо рта. Живот при пальпации болезненный в эпигастрии. ЧСС – 90 в мин. Стул ежедневно, часто разжижен.
Диагноз: хронический гастрит.
Задание:
1. Выявить нарушение потребностей.
2. Выявить проблемы пациента, приоритеты.
3. Составить план ухода с мотивацией.
Эталон ответа
1. Нарушены потребности:
– принимать пищу;
– быть здоровым;
– общаться.
2. Проблемы пациента:
– боли в животе после приема пищи;
– тошнота, рвота;
– снижение аппетита;
– подавленное настроение.
Приоритетная:
– боли в животе.
Цели ухода -
долгосрочная: боли в эпигастрии больше не будут беспокоить пациента, даже после нарушения диеты;
краткосрочная: боли в эпигастрии у ребенка исчезнут в течение недели.
3. План ухода.
№ | План действий | Мотивация |
1. | Информировать пациента и его родителей о заболевании. | Обеспечить право пациента на информацию. |
2. | Организовать щадящую диету (механически, термически, химически щадящую). | Уменьшение раздражения слизистой желудка. |
3. | Обеспечить 4-5 разовое питание малыми порциями. | Дробное питание менее нагружает ЖКТ и обеспечивает защиту слизистой желудка. |
4. | Организовать режим дня и следить за его соблюдением. | Будет так же соблюдаться режим питания. Режим дня исключает перегрузки ребенка, которые могут спровоцировать усиление болей или обострение процесса. |
5. | Следить за эмоциональным состоянием (провести беседу о заболевании), познакомить с соседями по палате, отвести в игровую комнату, занять играми. | Стресс от госпитализации может усугубить состояние, усилить боли. |
Приложение 4
Задача № 1
В стационар поступает девочка 14 лет с жалобами на «голодные» боли в эпигастрии, тошноту, отрыжку кислым, изжогу, снижение аппетита, похудание.
При обследовании: состояние удовлетворительное, сознание ясное, настроение подавленное, общается неохотно, плохо отвечает на вопросы. Кожа чистая, бледная, сухая, слизистая сухая, белый налет на языке, неприятный запах изо рта. Живот при пальпации болезненный в эпигастрии, левом подреберье. Запоры по 3-4 дня.
DS: Хронический гастродуоденит.
Задание:
1. Выявить нарушения потребностей.
2. Выявить проблемы пациента (приоритеты).
3. Поставить цели.
4. Составить план ухода с мотивацией.
Задача № 2
В стационар поступает мальчик 11 лет с DS: острый гломерулонефрит. Жалобы на головную боль, слабость, появление отеков на лице, под глазами, снижение аппетита, моча красного цвета.
При обследовании: состояние средней тяжести, самочувствие нарушено, аппетит снижен. Кожа бледная, отека под глазами, на лице, АД повышено 140/100, при пальпации боли в пояснице, положительный симптом Пастернацкого. Моча красная, цвета «мясных помоев», редкие мочеиспускания.
Задание:
1. Выявить нарушения потребностей.
2. Выявить проблемы пациента (приоритеты).
3. Поставить цели.
4. Составить план ухода с мотивацией.
Задача № 3
В стационар поступает девочка 6 лет с жалобами на частые мочеиспускания, болезненные, помутнение мочи, повышение температуры до 38,60С, головную боль, тошноту, рвоту.
При осмотре выявлено: состояние средней тяжести, беспокоится, плачет. Кожа бледная, сухая, горячая на ощупь, слизистые сухие. Подкожная клетчатка развита слабо. При пальпации болезненность в поясничной области и живота. Моча мутная.
DS: острый пиелонефрит.
Задание:
1. Выявить нарушения потребностей.
2. Выявить проблемы пациента: приоритеты, потенциальные.
3. Составить план ухода с мотивацией.
Приложение 5