Семестр. Модульный раздел №1
Организация стоматологического кабинета. Методы обследования и обезболивание в терапевтической стоматологии.
Модульное занятие №1.
I. Для подготовки к модульному занятию №1 ответить на следующие вопросы (устно).
1. Что выясняют при сборе анамнеза жизни и заболевания?
2. Что подразумевает внешнее обследование челюстно-лицевой области?
3. В какой последовательности проводят обследование полости рта?
4. С какой целью проводят зондирование, перкуссию, пальпацию?
5. В чём заключается диагностическая ценность индексной оценки состояния гигиены полости рта и пародонта?
6. На чём основан метод электроодонтодиагностики ?
7. Для чего используют метод апекслокации?
8. Какова последовательность описания рентгенограммы?
9. Какие ориентиры отличают рентгеновские снимки верхней и нижней челюстей?
10. Каковы нормальные показатели мочи и крови ?
11. С какой целью проводится биопсия?
12. Какова роль цитологического метода исследования в постановке окончательного диагноза?
13. Какие виды аллергологических проб вам известны? Методика их проведения
14. Опишите функциональные методы исследования
15. Какие виды анестезий наиболее часто применяются в терапевтической стоматологии?
16. Что представляет из себя карпульный шприц? Какие преимущества отличают его от обычных шприцов?
17. Какие группы местных анестетиков Вам известны?
18. Какие существуют противопоказания к проведению местной анестезии?
19. Наиболее грозные осложнения при проведении местной анестезии?
20. Какова тактика врача при анафилактическом шоке, обмороке, коллапсе?
II.Подготовить к модульному занятию доклад, реферат или мультимедийное представление одной из предложенных ниже тем:
1. Работа в четыре руки.
2. Коффердам в практике врача-стоматолога.
3. Новые технологии дополнительных методов исследования в терапевтической стоматологии
4. Премедикация.
5. Нефармакологические виды обезболивания в стоматологии: аудиоанальгезия, гипноз, электроанестезия.
Модульное занятие №2.
Некариозные поражения зубов. Кариес.
Занятие №1
Тема: Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.
I. Вопросы для проверки исходного уровня знаний.
1. Строение эмали и дентина.
2. Сроки закладки и минерализации молочных и постоянных зубов.
3. Заболевания, сопровождающиеся нарушением минерального и белкового обмена.
4. Генные болезни, вызывающие нарушения формирования эмали и дентина.
5. Хромосомные болезни, вызывающие нарушения формирования эмали и дентина.
II. Целевые задачи:
Студент должен знать: 1. Классификацию некариозных поражений по Патрикееву (1968) 2. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997) 3. Этиологию гипоплазии системной и местной. 4. Клинические формы системной гипоплазии 5. Этиологию, патогенез, патологическую анатомию гипоплазии. 6. Клиническую картину, диагностику, дифференциальную диагностику гипоплазии. 7. Лечение и профилактику гипоплазии. 8. Этиологию, патогенез , патологическую анатомию эндемического флюороза зубов. 9. Клиническую картину, диагностику дифференциальную диагностику эндемического флюороза зубов. 10. Лечение и профилактику 11. эндемического флюороза зубов. 12. Клиническую картину различных видов неполноценного амелогенеза. 13. Типы формирования неполноценного дентина. 14. Лечение и профилактика наследственных нарушений твердых тканей зубов. | Основная литература: Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г. Николаев А. И. , Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г. Боровский Е. В. , Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г. Дополнительная литература: 1. Терапевтическая стоматология : Учебник / Э. Хелвич , И. Климек.- Urb. &Schwarrenberg , Munchen , 1998. 2. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г 3. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г. 4. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний |
Студент должен уметь: 1. Провести грамотный первичный прием пациента, включающий в себя: расспрос, внешний осмотр, осмотр полости рта, осмотр зубов. 2. Провести дифференциальную диагностику гипоплазии с другими некариозными поражениями зубов и с кариесом. 3. Препарировать и пломбировать дефекты зубов при гипоплазии. 4. Проводить методы реминерализующей терапией по Овруцкому, по Боровскому, готовыми отбеливающими системами для работы в условиях стоматологического кабинета. 5. Провести дифференциальную диагностику наследственных болезней зубов с другими некариозными поражениями зубов и с кариесом. 6. Разработать и обосновать план лечения наследственных нарушений развития зубов. 7. Дать рекомендации пациенту с гипоплазией, флюорозом, наследственными нарушениями формирования твердых тканей зубов. |
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1вариант.
1. Изобразите в виде схемы этиопатогенез гипоплазии зубов молочного прикуса.
2. Заполнить таблицу:
Клинические формы системной гипоплазии.
Изменение цвета | Недоразвитие эмали | Отсутствие эмали | |
Жалобы | |||
Осмотр зубов | |||
Гистологическая картина эмали, дентина и пульпы | |||
Дифференциальная диагностика |
3. Симптомом каких заболеваний могут быть зубы Гетчинсона, Пфлюгера и Фурнье.
2вариант.
1.Какие лекарственные препараты могут вызвать изменение цвета зубов?
2. Решить ситуационную задачу№2.
Пациент К., 18 лет обратился с жалобами на наличие множественных пятен светло-желтого цвета на коронках всех зубов. Появление пятен отмечает с момента прорезывания зубов.
Из анамнеза: родился и проживал до 13 лет в Тамбовской области, отмечает такую же эмаль у старшего брата.
Установите диагноз. Проведите дифференциальную диагностику. Назначьте лечение.
3.Заполнить таблицу:
Клиническая картина флюороза
Формы флюороза | жалобы | Осмотр эмали | Зондирование эмали | Дифф. диагностика | лечение |
Штриховая | |||||
Пятнистая | |||||
Меловидно- Крапчатая | |||||
Эрозивная | |||||
Деструктивная |
3вариант.
1.Решить ситуационную задачу№1.
У больной К. 16 лет при осмотре выявлены меловидные пятна с сохранением цвета, локализованные на вестибулярной поверхности центральных резцов в области экватора и на буграх первых моляров. Субъективных ощущений нет.
Каков предварительный диагноз? Какие данные анамнеза и объективного обследования необходимы для постановки диагноза?
2.Какие рекомендации необходимо давать будущим матерям для предотвращения возникновения гипоплазии у детей?
3.Опищите три типа неполноценного дентиногенеза.
4вариант.
1.Перечислите наследственные нарушения развития зубов
2.При каких заболеваниях происходит задержка прорезывания зубов.
3.Перечислите методы лечения и профилактики некроза твердых тканей зубов.
5вариант.
1.перечислите наследственные нарушения развития зубов
2.проведите дифдиагностику гипоплпзии.
3.Выпишите классификацию флюороза по В.К.Патрикееву
Ответьте на тестовые задания для самоконтроля:
А. Несоверщенныйамелогенез- это:
1)эндемическое заболевание, обусловленное интоксикацией фтором при избыточном содержании его в питьевой воде
2)порок развития, заключающийся в недоразвитии зуба или его тканей
3)сращение, слияние и раздвоение зубов
4)нарушение эмалеобразования, выражающееся системным нарушением структуры и минерализации молочных и постоянных зубов
5)прогрессирующая убыль тканей зуба (эмали и дентина) недостаточно выясненной этиологии
Б. Системность поражения зубов всегда характерна для:
1)пульпита
2)кариеса
3)гипоплазии
4)эрозии зубов
5)гингивита
В. Причиной системной гипоплазии постоянных зубов являются:
1)заболевания матери в период беременности
2)заболевания ребенка в первый год после рождения
3)генетические факторы
4)высокое содержание фтора в питьевой воде
5)низкое содержание фтора в воде
Г. «Муаровая» эмаль характерна для:
1)эрозии
2)кариеса в стадии пятна
3)системной гипоплазии
4)флюороза
5)несовершенного амелогенеза
Д. Профилактикой флюороза в эндемическом очаге является:
1)предупреждение заболеваний матери в период беременности
2)замена водоисточника
3)гигиена полости рта
4)герметизация фиссур
5)фторирование молока
Е. Устранить дисколорит витальных зубов (легкая степень), развившийся в результате применения тетрациклина в детстве, можно методом:
1)микроабразии
2)внутреннего отбеливания
3)внешнего отбеливания
4)резекцией дентина
5)изготовлением виниров
Ж. Местные противопоказания к проведению отбеливания:
1)флюороз
2)гипоплазия
3)большая пульпарная полость
4)возрастные изменения цвета зуба
5)большие пломбы
З. План обследования пациентов с наследственными нарушениями развития зубов требует включения:
1)осмотра полости рта
2)клинического анализа крови
3)генеалогического метода (метода родословных)
4)рентгенологического метода
5)биохимического анализа крови
И. Эмаль нормальной толщины, но мягче, чем нормальная, с тенденцией к
откалыванию от дентина:
1)гипопластический неполноценный амелогенез
2)гипомотурационный (несозревший) неполноценный амелогенез
3)гипокальцифицированный неполноценный амелогенез
4)комбинационный неполноценный амелогенез
5)аутосомно-доминантный местный гипопластический неполноценный амелогенез
К. Аплазия эмали на губной поверхности коронки зуба с гиперестезией открытых участков дентина характеризует:
1)гипопластический неполноценный амелогенез
2)гипомотурационный (несозревший) неполноценный амелогенез
3)гипокальцифицированный неполноценный амелогенез
4)комбинационный неполноценный амелогенез
5)аутосомно-доминантный местный гипопластический неполноценный амелогенез
Модульное занятие №2.