Семестр. Модульный раздел №1

Организация стоматологического кабинета. Методы обследования и обезболивание в терапевтической стоматологии.

Модульное занятие №1.

I. Для подготовки к модульному занятию №1 ответить на следующие вопросы (устно).

1. Что выясняют при сборе анамнеза жизни и заболевания?

2. Что подразумевает внешнее обследование челюстно-лицевой области?

3. В какой последовательности проводят обследование полости рта?

4. С какой целью проводят зондирование, перкуссию, пальпацию?

5. В чём заключается диагностическая ценность индексной оценки состояния гигиены полости рта и пародонта?

6. На чём основан метод электроодонтодиагностики ?

7. Для чего используют метод апекслокации?

8. Какова последовательность описания рентгенограммы?

9. Какие ориентиры отличают рентгеновские снимки верхней и нижней челюстей?

10. Каковы нормальные показатели мочи и крови ?

11. С какой целью проводится биопсия?

12. Какова роль цитологического метода исследования в постановке окончательного диагноза?

13. Какие виды аллергологических проб вам известны? Методика их проведения

14. Опишите функциональные методы исследования

15. Какие виды анестезий наиболее часто применяются в терапевтической стоматологии?

16. Что представляет из себя карпульный шприц? Какие преимущества отличают его от обычных шприцов?

17. Какие группы местных анестетиков Вам известны?

18. Какие существуют противопоказания к проведению местной анестезии?

19. Наиболее грозные осложнения при проведении местной анестезии?

20. Какова тактика врача при анафилактическом шоке, обмороке, коллапсе?

II.Подготовить к модульному занятию доклад, реферат или мультимедийное представление одной из предложенных ниже тем:

1. Работа в четыре руки.

2. Коффердам в практике врача-стоматолога.

3. Новые технологии дополнительных методов исследования в терапевтической стоматологии

4. Премедикация.

5. Нефармакологические виды обезболивания в стоматологии: аудиоанальгезия, гипноз, электроанестезия.

Модульное занятие №2.

Некариозные поражения зубов. Кариес.

Занятие №1

Тема: Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

I. Вопросы для проверки исходного уровня знаний.

1. Строение эмали и дентина.

2. Сроки закладки и минерализации молочных и постоянных зубов.

3. Заболевания, сопровождающиеся нарушением минерального и белкового обмена.

4. Генные болезни, вызывающие нарушения формирования эмали и дентина.

5. Хромосомные болезни, вызывающие нарушения формирования эмали и дентина.

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Классификацию некариозных поражений по Патрикееву (1968) 2. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997) 3. Этиологию гипоплазии системной и местной. 4. Клинические формы системной гипоплазии 5. Этиологию, патогенез, патологическую анатомию гипоплазии. 6. Клиническую картину, диагностику, дифференциальную диагностику гипоплазии. 7. Лечение и профилактику гипоплазии. 8. Этиологию, патогенез , патологическую анатомию эндемического флюороза зубов. 9. Клиническую картину, диагностику дифференциальную диагностику эндемического флюороза зубов. 10. Лечение и профилактику 11. эндемического флюороза зубов. 12. Клиническую картину различных видов неполноценного амелогенеза. 13. Типы формирования неполноценного дентина. 14. Лечение и профилактика наследственных нарушений твердых тканей зубов.   Основная литература: Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г. Николаев А. И. , Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г. Боровский Е. В. , Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г. Дополнительная литература: 1. Терапевтическая стоматология : Учебник / Э. Хелвич , И. Климек.- Urb. &Schwarrenberg , Munchen , 1998. 2. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г 3. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г. 4. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний  
  Студент должен уметь: 1. Провести грамотный первичный прием пациента, включающий в себя: расспрос, внешний осмотр, осмотр полости рта, осмотр зубов. 2. Провести дифференциальную диагностику гипоплазии с другими некариозными поражениями зубов и с кариесом. 3. Препарировать и пломбировать дефекты зубов при гипоплазии. 4. Проводить методы реминерализующей терапией по Овруцкому, по Боровскому, готовыми отбеливающими системами для работы в условиях стоматологического кабинета. 5. Провести дифференциальную диагностику наследственных болезней зубов с другими некариозными поражениями зубов и с кариесом. 6. Разработать и обосновать план лечения наследственных нарушений развития зубов. 7. Дать рекомендации пациенту с гипоплазией, флюорозом, наследственными нарушениями формирования твердых тканей зубов.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1вариант.

1. Изобразите в виде схемы этиопатогенез гипоплазии зубов молочного прикуса.

2. Заполнить таблицу:

Клинические формы системной гипоплазии.

  Изменение цвета Недоразвитие эмали Отсутствие эмали
Жалобы        
Осмотр зубов        
Гистологическая картина эмали, дентина и пульпы        
Дифференциальная диагностика        

3. Симптомом каких заболеваний могут быть зубы Гетчинсона, Пфлюгера и Фурнье.

2вариант.

1.Какие лекарственные препараты могут вызвать изменение цвета зубов?

2. Решить ситуационную задачу№2.

Пациент К., 18 лет обратился с жалобами на наличие множественных пятен светло-желтого цвета на коронках всех зубов. Появление пятен отмечает с момента прорезывания зубов.

Из анамнеза: родился и проживал до 13 лет в Тамбовской области, отмечает такую же эмаль у старшего брата.

Установите диагноз. Проведите дифференциальную диагностику. Назначьте лечение.

3.Заполнить таблицу:

Клиническая картина флюороза

Формы флюороза жалобы Осмотр эмали Зондирование эмали Дифф. диагностика лечение
Штриховая              
Пятнистая            
Меловидно- Крапчатая              
Эрозивная              
Деструктивная          

3вариант.

1.Решить ситуационную задачу№1.

У больной К. 16 лет при осмотре выявлены меловидные пятна с сохранением цвета, локализованные на вестибулярной поверхности центральных резцов в области экватора и на буграх первых моляров. Субъективных ощущений нет.

Каков предварительный диагноз? Какие данные анамнеза и объективного обследования необходимы для постановки диагноза?

2.Какие рекомендации необходимо давать будущим матерям для предотвращения возникновения гипоплазии у детей?

3.Опищите три типа неполноценного дентиногенеза.

4вариант.

1.Перечислите наследственные нарушения развития зубов

2.При каких заболеваниях происходит задержка прорезывания зубов.

3.Перечислите методы лечения и профилактики некроза твердых тканей зубов.

5вариант.

1.перечислите наследственные нарушения развития зубов

2.проведите дифдиагностику гипоплпзии.

3.Выпишите классификацию флюороза по В.К.Патрикееву

Ответьте на тестовые задания для самоконтроля:

А. Несоверщенныйамелогенез- это:

1)эндемическое заболевание, обусловленное интоксикацией фтором при из­быточном содержании его в питьевой воде

2)порок развития, заключающийся в недоразвитии зуба или его тканей

3)сращение, слияние и раздвоение зубов

4)нарушение эмалеобразования, выражающееся системным нарушением структуры и минерализации молочных и постоянных зубов

5)прогрессирующая убыль тканей зуба (эмали и дентина) недостаточно выяс­ненной этиологии

Б. Системность поражения зубов всегда характерна для:

1)пульпита

2)кариеса

3)гипоплазии

4)эрозии зубов

5)гингивита

В. Причиной системной гипоплазии постоянных зубов являются:

1)заболевания матери в период беременности

2)заболевания ребенка в первый год после рождения

3)генетические факторы

4)высокое содержание фтора в питьевой воде

5)низкое содержание фтора в воде

Г. «Муаровая» эмаль характерна для:

1)эрозии

2)кариеса в стадии пятна

3)системной гипоплазии

4)флюороза

5)несовершенного амелогенеза

Д. Профилактикой флюороза в эндемическом очаге является:

1)предупреждение заболеваний матери в период беременности

2)замена водоисточника

3)гигиена полости рта

4)герметизация фиссур

5)фторирование молока

Е. Устранить дисколорит витальных зубов (легкая степень), развившийся в результате применения тетрациклина в детстве, можно методом:

1)микроабразии

2)внутреннего отбеливания

3)внешнего отбеливания

4)резекцией дентина

5)изготовлением виниров

Ж. Местные противопоказания к проведению отбеливания:

1)флюороз

2)гипоплазия

3)большая пульпарная полость

4)возрастные изменения цвета зуба

5)большие пломбы

З. План обследования пациентов с наследственными нарушениями развития зубов требует включения:

1)осмотра полости рта

2)клинического анализа крови

3)генеалогического метода (метода родословных)

4)рентгенологического метода

5)биохимического анализа крови

И. Эмаль нормальной толщины, но мягче, чем нормальная, с тенденцией к
откалыванию от дентина:

1)гипопластический неполноценный амелогенез

2)гипомотурационный (несозревший) неполноценный амелогенез

3)гипокальцифицированный неполноценный амелогенез

4)комбинационный неполноценный амелогенез

5)аутосомно-доминантный местный гипопластический неполноценный аме­логенез

К. Аплазия эмали на губной поверхности коронки зуба с гиперестезией открытых участков дентина характеризует:

1)гипопластический неполноценный амелогенез

2)гипомотурационный (несозревший) неполноценный амелогенез

3)гипокальцифицированный неполноценный амелогенез

4)комбинационный неполноценный амелогенез

5)аутосомно-доминантный местный гипопластический неполноценный амелогенез

Модульное занятие №2.

Наши рекомендации