Хронический гранулирующий периодонтит.

Патологическая анатомия. Микроскопически при этой форме хронического периодонтита в верхушечной части корня зуба обнаруживают значительное утолщение и гиперемию корневой оболочки. Поверхность измененного участка периодонта неровная и представляет собой разрастания вялых грануляций. Микроскопическое исследование тканей околоверхушечной области свидетельствует о разрастании грануляционной ткани в области верхушки корня, постепенно увеличивающемся и распространяющемся на прилежащие отделы периодонта и стенку альвеолы. Увеличение такого очага сопровождается рассасыванием костной ткани в окружности воспалительного очага и замещением костного мозга грануляционной тканью. Одновременно наблюдают резорбцию участков цемента и дентина корня. По периферии воспалительного очага в некоторых участках происходит новообразование костной ткани. Нередко в центральных отделах околоверхушечного очага, особенно при обострении, возникают отдельные очаги гнойного расплавления грануляционной ткани. В результате обострений воспалительного процесса гранулирующий очаг в периодонте постепенно распространяется на новые участки альвеолы, в основном в сторону преддверия рта, что приводит в некоторых случаях к образованию узур в компактной пластинке альвеолярного отростка. Отток гноя и прорастание грануляций способствуют возникновению свищевого хода. Иногда гранулирующий очаг распространяется в прилежащие мягкие ткани, образуя поднадкостничную, подслизистую или подкожную гранулему. После их вскрытия остаются свищи, в том числе на коже лица.

Клиническая картина. Гранулирующий периодонтит является наиболее активной формой хронического периодонтита и дает весьма многообразную клиническую картину. Жалобы при гранулирующем периодонтите различны. Чаще больные жалуются на болезненность при приеме твердой и горячей пищи, иногда боль усиливается при давлении. При гранулирующем периодонтите часто бывают обострения различной интенсивности. Активность воспалительного процесса проявляется периодическими болями в зубе при надавливании на него или накусывании.

Слизистая оболочка, покрывающая альвеолярный отросток в области верхушки корня зуба с гранулирующим очагом в периодонте, обычно слегка отечна и гиперемирована, при надавливании пинцетом или зондом на десну остается отпечаток инструмента. При вовлечении в патологический процесс прилежащих мягких тканей на слизистой оболочке возникает свищевой ход, который располагается чаще на уровне верхушки пораженного зуба в виде точечного отверстия или маленького участка выбухающих грануляций. Иногда свищевой ход на какое-то время закрывается. Однако при очередном обострении на месте бывшего свища появляются припухание и гиперемия слизистой оболочки, образуется небольшое скопление гноя, изливающегося затем в полость рта. После излечения хронического гранулирующего периодонтита на месте зажившего свища виден небольшой рубец. При прорастании хронического гранулирующего очага из периодонта под надкостницу и в мягкие ткани, окружающие челюсти — подслизистую и подкожную клетчатку, возникает одонтогенная гранулема.

Различают 3 типа одонтогенной гранулемы: поднадкостничную, подслизистую и подкожную.Клиническое течение процесса при гранулирующем периодонтите, осложненном одонтогенной гранулемой, более спокойное. Жалоб на боль в зубе или очаге в мягких тканях часто не бывает.

При поднадкостничной гранулеме наблюдают выбухание кости альвеолярного отростка, округлой формы, соответственно пораженному зубу. Слизистая оболочка над этим участком чаще не изменена, иногда могут быть небольшие воспалительные явления, которые нарастают при обострении воспалительного процесса.

Подслизистая гранулема определяется как ограниченный плотный очаг, расположенный в под-слизистой ткани переходной складки или щеки в непосредственной близости от зуба, явившегося источником инфекции, и связанный с ним при помощи тяжа. Слизистая оболочка над очагом не спаяна. Нередко наблюдают обострение процесса и нагноение подслизистой гранулемы. При этом появляется боль в очаге поражения. Слизистая оболочка спаивается с подлежащими тканями, приобретает ярко-красный цвет. Абсцедирование подслизистого очага и выход содержимого наружу через образовавшийся свищ иногда ведут к обратному развитию обострившегося процесса. Чаще всего свищевой ход рубцуется и клиническая картина подслизистой гранулемы снова принимает спокойное течение. Для подкожной гранулемы характерен округлый инфильтрат в подкожной клетчатке, плотный, безболезненный или малоболезненный. От зубной альвеолы к очагу в мягких тканях идет соединительный тяж.

Подкожная гранулема может нагнаиваться, создавая картину обострения. В таких случаях кожа спаивается с подлежащими тканями, приобретает интенсивно-розовый или красный цвет, появляется участок размягчения. Абсцедирующий очаг вскрывается наружу, прорывая истонченный участок кожи. Через образовавшийся свищевой ход содержимое изливается наружу. Локализация таких свищей довольно характерна для процессов, исходящих от определенных зубов. Так, кожные свищевые ходы на подбородке возникают при хроническом гранулирующем периодонтите нижних резцов и клыка, а в области щеки и у основания нижней челюсти — нижних больших коренных зубов, в скуловой области — первого верхнего большого коренного зуба, у внутреннего угла глаза — верхнего клыка. Сравнительно редко свищи открываются на коже нижних отделов шеи. Выделения из таких свищевых ходов незначительны. Они серозно-гнойные или кровянисто-гнойные. У некоторых больных из устья свищевого хода выбухают грануляции. Иногда отверстие свищевого хода закрыто кровянистой корочкой. На некоторое время свищ может закрываться. Постепенно в результате Рубцовых изменений тканей в окружности свищевого хода устье свища втягивается и оказывается в воронкообразном углублении кожи. Не всегда легко установить связь патологического процесса в области определенного зуба со свищевым ходом на коже. Затруднения встречаются, например, при наличии хронических очагов в периодонте у нескольких рядом расположенных зубов. В некоторых случаях при пальпации наружной поверхности альвеолярного отростка или челюсти можно обнаружить плотный рубцовый тяж в области переходной складки на уровне того или иного зуба. Это помогает установить «причинный» зуб. Рентгенография с контрастной массой, введенной через свищевой ход, может подтвердить клиническое предположение.

Диагностика основывается на клинической картине и рентгенологических данных. На рентгенограмме при гранулирующем периодонтите обнаруживаются типичные изменения — очаг разрежения костной ткани в области верхушки корня. Линия периодонта в этом отделе не видна из-за инфильтрирующего роста грануляционной ткани, приводящего к рассасыванию стенок лунки, а также цемента и дентина корня. Поверхности их становятся неровными. Эту неровность выявляют более отчетливо со стороны костной ткани, в которую из периодонта идут небольшие выросты. Компактную пластинку стенки альвеолы обнаруживают лишь в боковых отделах (рис. 7.3, а). При наличии одонтогенных гранулем в мягких тканях деструктивный очаг у верхушки корня всегда имеет незначительный размер. У больных с маргинальным гранулирующим периодонтитом аналогичные изменения выявляют в краевом периодонте, где происходит резорбция кости как по горизонтали, так и по вертикали.

Дифференциальная диагностика. Гранулирующий периодонтит следует дифференцировать от околокорневой кисты, хронического остеомиелита челюстей, свищей лица и шеи, актиномикоза. При гранулирующем периодонтите с поднадкостничной гранулемой и околокорневой кисте имеется выбухание альвеолярного отростка. Однако при кисте наблюдают смещение зубов, иногда отсутствует кость в области выбухания и на рентгенограмме имеется очаг резорбции кости значительных размеров с четкими ровными контурами. Наличие свища на лице, слизистой оболочке полости рта, гноетечение из него обусловливают сходство гранулирующего периодонтита и ограниченного остеомиелита челюсти. Вместе с тем для одонтогенного остеомиелита челюсти характерна острая стадия болезни, сопровождающаяся симптомами интоксикации. В хронической стадии на рентгенограмме находят очаги резорбции кости, в центре которых тени-секвестры. Соседние интактные зубы становятся подвижными. Свищи на лице и шее при гранулирующем периодонтите могут напоминать бранхиогенные образования. Правильной диагностике способствуют зондирование свища, рентгенография зуба, фистулография бранхиогенного свища. Имеют сходство свищи при хроническом гранулирующем периодонтите и акгиномикозе лица и шеи. Однако при хроническом периодонтите свищ одиночный, при актиномикозе свищи располагаются в центре разлитых или отдельных мелких инфильтратов. Исследование отделяемого и нахождение друз актиномицетов при актиномикозе помогают дифференцировать воспалительные заболевания. Туберкулезные очаги, как правило, множественные, не связанные с участком челюсти и зубами. Характерны выделения из них плотных творожистых масс. На месте туберкулезных очагов остаются характерные звездчатой формы рубцы. Микроскопия, цитология и морфологические исследования позволяют установить правильный диагноз.

Гранулематозный периодонтит (гранулема) —форма околоверхушечного хронического воспалительного процесса часто развивается из гранулирующего периодонтита и протекает менее активно.

Патологическая анатомия. Микроскопически отмечают разрастание грануляционной ткани в окружности верхушки корня. По периферии грануляционная ткань созревает, образуя фиброзную капсулу, и возникает гранулема. В верхушечной части корня, непосредственно прилегающей к разрастаниям грануляционной ткани, обнаруживают участки рассасывания цемента, иногда и дентина. На участках корня, соприкасающихся с ее капсулой, нередко отмечают новообразование цемента, а иногда и отложение избыточного цемента. В зависимости от строения гранулемы различают: 1) простую гранулему, состоящую из элементов соединительной (грануляционной) ткани; 2) эпителиальную гранулему, в которой между участками грануляционной ткани находятся тяжи эпителия; 3) кистовидную гранулему, содержащую полости, выстланные эпителием.

Клиническая картина. Течение гранулематозного периодонтита бывает различным. Нередко гранулема долго не увеличивается или растет крайне медленно. При этом больные часто не предъявляют жалоб. Лишь случайно при рентгенологическом исследовании обнаруживают гранулематозный очаг. Гранулемы, так же как и очаги хронического гранулирующего периодонтита, нередко располагаются не у самой верхушки корня зуба, а несколько сбоку. При этом на поверхности альвеолярного отростка соответственно проекции верхушки корня в результате происходящей перестройки костной ткани и явлений оссифицируюшего периостита можно выявить небольшое безболезненное выбухание без четких границ. У некоторых больных гранулема постепенно увеличивается. Обычно это связано с обострениями воспалительного процесса и соответствующими изменениями в ткани гранулемы (гиперемия, отек, увеличение количества нейтрофильных лейкоцитов, абсцедирование). При обострении хронического процесса нарушается целость капсулы гранулемы, а в окружающих тканях возникают реактивные воспалительные и дистрофические процессы с преобладанием резорбции прилежащих участков стенок зубной альвеолы. Клинически эти обострения проявляются различно. В одних случаях появляется некоторая чувствительность, а иногда и болезненность при перкуссии и надавливании на зуб, а в других — явления острого периодонтита. В дальнейшем по мере стихания воспаления в окружности увеличившегося околоверхушечного воспалительного очага вновь образуется капсула.

Диагностика основывается на клинической картине, но чаще всего на рентгенологических данных. На рентгенограмме при гранулематозном периодонтите в околоверхушечной области виден округлый очаг разрежения костной ткани с четкими ровными границами. При правильно проведенном консервативном лечении на месте грану-лематозного очага выявляют изменения, характерные для фиброзного периодонтита, или образование участка склерозированной костной ткани.

Дифференциальная диагностика. Хронический гранулематозный периодонтит следует дифференцировать от околокорневой кисты, особенно при выбухании кортикальной пластинки альвеолярного отростка. На рентгенограмме при гранулематозном периодонтите обнаруживают участок резорбции кости 0,5—0,7 см диаметром, при кисте видна значительная резорбция кости с четкими контурами.

Из хронических форм воспаления периодонта чаще других обострения дают гранулирующий и гранулематозный периодонтиты, фиброзный - реже.
Клиническая картина. Хронический периодонтит в стадии обострения по клиническим проявлениям имеет много общего с острым периодонтитом. Иногда трудно отличить первично возникающий острый периодонтит от обострения хронического, который встречается гораздо чаще, чем первый.

Такие симптомы, как постоянная боль, коллатеральный отек мягких тканей, реакция лимфатических узлов, подвижность зуба и болезненная пальпация по переходной складке в области причинного зуба, имеют место при хроническом периодонтите в стадии обострения. У больных можно отметить недомогание, головную боль, плохой сон, повышенную температуру, лейкоцитоз и увеличение СОЭ. Однако наличие деструктивных изменений в периодонте, а иногда и свищевого хода в определенной степени не дает развиться тяжелым воспалительным изменениям окружающих зуб тканей. Обострения хронических форм периодонтита в 37% случаев приводят к околочелюстным абсцессам и флегмонам.

Рентгенографически при хроническом периодонтите в стадии обострения определяется форма воспаления, предшествующая обострению. Уменьшается четкость границ разрежения костной ткани при обострении хронического фиброзного и гранулематозно-го периодонтитов.

Хронический гранулирующий периодонтит в стадии обострения рентгенологически проявляется большей смазанностью рисунка.
Патологическая анатомия. Патоморфологические изменения при обострении хронического периодонтита зависят от давности воспалительного процесса и от различной иммунологической реактивности организма. В основном они проявляются увеличением экссудата и числа нейтрофильных лейкоцитов, клеток и волокон.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- Формирование корневых каналов (техника Step-back).

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;

- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.

Порядок выполнения работы:

1. Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.

2. Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.

3. После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.

4. Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.

5. Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).

6. Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.

7. С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.

8. После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.

9. Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».

10. Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину, создание конусного канала.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. АФО периодонта зуба.

2. Патологическая анатомия органов полости рта.

3. Патологическая физиология органов полости рта.

4. Методы обследования пациента на стоматологическом приеме.

5. Методы обезболивания при лечении зубов.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1.Особенности анатомо-физиологического строения периодонта.

2.Кровоснабжение периодонта.

3.Иннервация периодонта.

4.Какие функции выполняет периодонт.

5.Этиология периодонтов

6.Патогенез развития периодонтитов

7.Классификация периодонтитов

8. Клиническая картина различных форм периодонтита.

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

· Выписать классификацию периодонтитов по МКБ-10.

· Заполнить таблицу (№2)

· Описать алгоритм лечения при остром медикаментозном периодонтите

· Перечислите препараты на основе гидроксида кальция для временной обтурации корневых каналов с указанием производителя (не менее 5).

· Перечислить консервативно-хирургические методы лечения периодонтитов.

· Решить ситуационную задачу (№6)

· Составить ситуационную задачу по теме

· Составить тестовые задания по теме (не менее5)

· Ответьте на тестовые задания для самоконтроля(№9)

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Боровский Е.В., Иванов В.С. Терапевтическая стоматология. – М.: Медицина, 2005.

2. Максимовский Ю. М и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2002.

3. Николаев А. И. , Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2008.

4. И. Краммер., Х. Шлеппер Путеводитель по эндодонтии Медицинская книга М. 2002г.

5. Р.П.Самусев., С.В. Дмитриенко., А.И. Краюшкин «Основы клинической морфологии зубов". М. Юникс 21 век, Мир и образование-2002г.

6. Л.А. Хоменко., Н.В. Биденко Практическая эндодонтия. М. книга плюс 2005г.

7. Ю.Г. Кононенко., Н.М. Рожко., Г.П. Рузин «Местное обезоливание в амбулаторной стоматологии». М. Книга плюс 2004г.

8. И.К. Луцкая., В.Ю. Мартов «Лекарственные средства в стоматологии» М. Медицинская литература 2007г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №15

1. Тема занятия:

Лечение периодонтитов.

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1.Эндодонтический инструментарий.

2. Эндодонтические наконечники.

3. Методики инструментальной обработки корневых каналов.

4. Средства и методики медикаментозной обработки корневых каналов.

5. Препараты для временного пломбирования корневых каналов.

6. Препараты для распломбировки корневых каналов.

7. Материалы для постоянного пломбирования корневых каналов.

8. Методы пломбирования корневых каналов.

9. Врачебную тактику при непроходимых корневых каналов.

10. Физиотерапевтические методы в практической эндодонтии.

Студент должен уметь:

1.Вскрывать полость зуба.

2. Раскрывать полость зуба, находить и расширять устья корневых каналов.

3. Определять рабочую длину зуба с помощью апекслокатора и рентгенограммы.

4. Проводить медикаментозную и инструментальную обработку корневых каналов методами «StepBack», «CrownDown».

5. Использовать средства для химического расширения корневых каналов.

6. Останавливать кровотечение из корневых каналов.

7. Высушивать корневых каналов.

8. Пломбировать корневые каналы

одной пастой

9. Пломбировать корневых каналов.

гуттаперчевыми штифтами методом латеральной и вертикальной конденсации.

Студент должен ознакомиться:

Различными методиками лечения всех форм периодонтита.

3. Содержание обучения:

Целью лечения острого медикаментозного периодонтита в стадии интоксикации является устранение интоксикации и экссудативных явлении в периодонте, что достигается использованием антидотов и препаратов, с выраженным противоэкссудативным действием (фурагин, фуразолидон, гидрокартизон).

Лечение острого мышьяковистого периодонтита заключается в первую очередь удалении содержимого каналов, и их ирригации (1-2% раствор хлорамина, 3% раствор перекиси водорода, раствор фурацилина в разведении 1:5000, ферментов). Затем в канале на 1-2 суток оставляют турунду с антидотом мышьяка (5% раствор унитиола, 1% раствор йодинола).

Если периодонтит возник вследствие применения сильнодействующих препаратов, то лечение начинают с удаление последнего, с последующей ирригацией корневых каналов. Затем зуб закрывают на герметизм с антисептиком. Больным назначают ненаркотические анальгетики.

В результате данного лечения болевая реакция обычно стихает и в следующее посещение каналы пломбируются твердеющими материалами на уровне верхушки. Если же боли сохраняются, то в следующее посещение можно использовать физиотерапевтические методы лечения (гальванизацию изтоническим раствором хлорида натрия с анода или с насыщенным раствором йодида калия) – 1-2 процедуры. После процедуры зуб закрывают со стерильным ватным тампоном временной пломбой. Через 1-2 суток, при отсутствии болей каналы подлежат пломбированию.

Резекция верхушки корня.

Проводят в случаях, когда не удается запломбировать канал до верхушечного отверстия. Анестезия проводниковая или инфильтрационная. Производят полуовальный или трапецевидный разрез и отслаивают слизисто-под-надкостничный лоскут. После трепанации кости и обнажения верхушки зуба выскабливают грануляции. Обнаженную часть корня у верхушки спиливают бором до обнаружения на распиле пломбировочного материала. При его отсутствии канал пломбируют ретроградно, после чего рану ушивают. Целесообразен дренаж на 1 сут.

Ампутация корня.

Предварительно канал пломбируют выше уровня намеченной ампутации. Накладывают пломбу.

После анестезии производят разрез полуовальной или трапе-цевидной формы, слизисто-поднадкостничный лоскут отслаивают, трепанируют кость. Обнажают корень и отсекают бором от места расхождения корней или оставляют культю 3-6 мм. Культю тщательно сошлифовывают. Удаляют гранулему. Рану ушивают.

Гемисекция.

Подразделяется на простую и сложную. При простой гемисекции производят рассечение коронки зуба до места расхождения корней, а не подлежащую лечению часть коронки вместе с корнем удаляют щипцами.

Сложную гемисекция применяют, если предполагаются трудности при удалении корня. При этом типе гемисекции производят гингивотомию и откидывание слизисто-поднадкостничного лоскута. После удаления корня рану ушивают. При проведении операции особое внимание следует уделять сохранению межкорневой перегородки, от чего в большой степени зависит устойчивость сохранившегося фрагмента. При повреждении перегородки зуб фиксируют лигатурной проволокой к соседнему.

Коронрадикулярная сепарация. Показанием к корон-радикулярной сепарации служит поражение воспалительным процессом фуркации моляра вследствие обширной перфорации дна полости зуба или ее разрушения кариозным процессом. Операция заключается в рассечении двухкорневого зуба на 2, а трехкорневого - на 3 равные части. После удаления межкорневого очага производят ортопедическое восстановление коронки.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- Формирование корневых каналов (техника Step-back).

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;

- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.

1. Порядок выполнения работы:

2. Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.

3. Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.

4. После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.

5. Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.

6. Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).

7. Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.

8. С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.

9. После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.

10. Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».

11. Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину, создание конусного канала.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Этиопатогенез, клиника, диагностика пульпитов.

2. Этиопатогенез, клиника, диагностика периодонтитов.

3. Топографию корневых каналов.

4. Методы изоляции зубов (раббердам, коффердам).

5. Стерилизация эндодонтического иеструментария.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Какие патологические изменения определяются в периодонте при хроническом воспалении?

3. Опишите клиническую картину всех форм периодонтита.

4. Какие диагностические методы необходимо провести для постановки диагноза

5. Как меняются показатели ЭОД?

6. С какими заболеваниями следует проводить диф.диагностику?

7.Методы лечения периодонтита

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Нарисовать эндодонтический инструмент, указав на нем основные параметры согласно стандарту.

2. Нарисовать общепринятые символы основных эндодонтических инструментов.

3. Для чего на пластиковой ручке мелкого эндодонтического инструмента существует небольшое отверстие?

4. Перечислите преимущества и недостатки стальных и никельтитановых файлов.

5. Ответить на вопросы (№5)

6. В чем преимущества и недостатки машинной обработки корневых каналов?

7. Схематический изобразите границы трепанационных отверстий всех групп зубов с указанием устьев корневых каналов.

8. Ответить на вопросы (№8)

9. Заполнить таблицу (№9)

10.Ответьте на тестовые задания для самоконтроля (№10)

10. Перечень учебной литературы к занятию:

9. Боровский Е.В., Иванов В.С. Терапевтическая стоматология. – М.: Медицина, 2005.

10. Максимовский Ю. М и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2002.

11. Николаев А. И. , Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2008.

12. И. Краммер., Х. Шлеппер Путеводитель по эндодонтии Медицинская книга М. 2002г.

13. Р.П.Самусев., С.В. Дмитриенко., А.И. Краюшкин «Основы клинической морфологии зубов". М. Юникс 21 век, Мир и образование-2002г.

14. Л.А. Хоменко., Н.В. Биденко Практическая эндодонтия. М. книга плюс 2005г.

15. Ю.Г. Кононенко., Н.М. Рожко., Г.П. Рузин «Местное обезоливание в амбулаторной стоматологии». М. Книга плюс 2004г.

16. И.К. Луцкая., В.Ю. Мартов «Лекарственные средства в стоматологии» М. Медицинская литература 2007г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №17

1. Тема занятия:

Гингивит. Пародонтит.

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Классификацию заболеваний пародонта

2. Этиологию воспалительных заболеваний пародонта

3. Патогенез гингивита, пародонтита

4. Клиническую картину язвенного гингивита .

5. Клиническую картину катарального гингивита.

6. Клиническую картину гипертрофического гингивита.

7. Клиническую картину и дифференциальную диагностику пародонтита.

8. Консервативное лечение гингивитов и пародонтитов.

9. Хирургические методы лечения гингивитов и пародонтитов.

10. Комплексное лечение воспалительных заболеваний пародонта.

11. Прогнозирование и диспансеризация больных с заболеваниями пародонта.

12. Профилактику воспалительных заболеваний пародонта.

Студент должен уметь:

1. Грамотно провести расспрос пациента.

2. Провести осмотр внешний и полости рта.

3. Провести зондирование пародонтальных карманов.

4. Определять степень тяжести гингивитов и пародонтитов.

5. Проводить индексную оценку состояния пародонта.

6. Правильно сформулировать диагноз.

7. Составить план комплексного лечения больных с гингивитом и пародонтитом.

8. Проводить профессиональную чистку зубов.

9. Проводить открытый и закрытый кюретаж.

10. Проводить орошения, аппликации и промывания пародонтального кармана.

11. Выписать рецепты лекарственных средств, используемых для лечения пародонтитов и гингивитов.

Студент должен ознакомиться:

Сэтиологией, патогенезом, патоморфологией, кроме того, с клиникой, диагностикой и дифференциальной диагностикой, лечением и профилактикой различных форм гингивита, а также, пародонтита.

3. Содержание обучения:

КАТАРАЛЬНЫЙ ГИНГИВИТ

Форма: катаральный.

Течение: острое, хроническое, обострение хронического, ремиссия.

Распространенность: локализованный, генерализованный.

Тяжесть: легкая, средняя, тяжелая.

Острый катаральный гингивит чаще встречается у детей и лиц молодого возраста при острых инфекционных (вирусных) и других общесоматических заболеваниях, в период прорезывания и смены зубов, при травмах. Ответная воспалительная реакция протекает по всем присущим острому воспалению законам и в подавляющем большинстве случаев при адекватном лечении завершается полным выздоровлением. Однако в ряде случаев выздоровление сопровождается определенной утратой морфологической и функциональной полноценности и последующие негативные влияния могут перевести процесс в хронический. Также хронизация процесса возможна тогда, когда пациент не получил адекватного и полноценного лечения либо не лечился вообще.

Хронический катаральный гингивит.

Преобладающим, а по мнению некоторых авторов, единственным этиологическим фактором является микробный налет (зубная бляшка).

Воспаление неспецифического характера и развивается по тем же принципам, что и в других органах и тканях. Через 1-2 дня под влиянием токсинов микроорганизмов бляшки в десне развивается первоначальное воспаление, через 1-3 недели оно принимает характер устоявшегося состояния с развитием всех клинико-морфологических признаков воспаления.

Патогенез.

Антигены, токсины зубной бляшки повышают проницаемость эпителия десневой борозды. Это увеличивает выделение десневой жидкости. Также повышается проницаемость капилляров, что способствует выходу в соединительную ткань десны и десневую жидкость полиморфно-ядерных лейкоцитов, в результате альтерации которых выделяются лизосомальные ферменты, ведущие к лизису клеток организма и самих бактерий.

Патогенные микроорганизмы зубной бляшки и пародонтального кармана вызывают сенсибилизацию тканей пародонта. Это усиливает альтерацию тканей и может привести к образованию тканевых аутоантигенов. На них иммунная система реагирует по-разному. В одних случаях развивается защитный, не нарушающий гомеостаз, иммунный ответ, сохраняющийся до тех пор, пока не нарушится функциональное состояние Т- и В-лимфоцитов. В других случаях, по мере истощения Т-супрессоров в результате хронического воздействия аутоантигенов, начинается активация иммунного ответа на антигены, что и обуславливает клиническую выраженность симптомов.

Патоморфологические изменения проявляются в нарушении ороговения эпителия, в результате чего развивается паракератоз. В соединительной ткани выражены отек и гиперемия. Коллагеновые волок

Наши рекомендации