Классификация верхушечного периодонтита ММСИ, 1987г.
1. Острый верхушечный периодонтит (periodontitisacuta):
- фаза интоксикации;
- фаза экссудации (серозная, гнойная).
2. Хронический верхушечный периодонтит (periodontitischronica)
- хронический верхушечный фиброзный периодонтит(periodontitischronicafibrosa);
- хронический верхушечный гранулирующий периодонтит(periodontitischronicagranulans);
- хронический верхушечный гранулематозный периодонтит.(periodontitischronicagranulamatosa).
3. Хронический верхушечный периодонтит в стадии обострения(periodontitischronicaexacerbata):
- хронический верхушечный фиброзный периодонтит в стадии обострения;
- хронический верхушечный гранулирующий периодонтит в стадии обострения;
- хронический верхушечный гранулематозный периодонтит в стадии обострения.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
- таблицы
- муляжи
5. Практическая работа:
Название практической работы:
- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;
- заполнение карты пациента
- Формирование корневых каналов (техника Step-back).
Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.
- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;
- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.
Методика выполнения работы:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.
Порядок выполнения работы:
1. Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.
2. Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.
3. После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.
4. Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.
5. Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).
6. Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.
7. С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.
8. После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.
9. Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».
10. Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину, создание конусного канала.
6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1.Особенности анатомо-физиологического строения периодонта.
2.Кровоснабжение периодонта.
3.Иннервация периодонта.
4.Какие функции выполняет периодонт.
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Дайте определение патологического процесса – «периодонтит».
2. Перечислите основные этиологические факторы периодонтита.
3. Какие изменения наблюдаются в тканях периодонта при воспалении?
4. В чем проявляется расстройство кровоснабжения при пульпите?
5. Какие изменения претерпевают коллагеновые волокна при воспалении?
6. Что происходит с нервными волокнами, вовлеченными в очаг воспаления.
7. Изложите классификацию периодонтита в латинской транскрипции.
8.Хронокарта учебного занятия:
- Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут.
- Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 5 минут.
- Опрос студентов – 35 минут.
- Приём пациентов - самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 2 часа 35 минут.
- Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут
- Подведение итогов занятия, задание на дом – 5 минут.
9. Самостоятельная работа студентов:
1. Укажите основные этиологические факторы, вызывающие периодонтит.
2. Опишите патологические изменения происходящие в периодонте при остром воспалении.
3. Ответить на вопросы тестирования
10. Перечень учебной литературы к занятию:
1. Боровский Е.В. Кариес зубов. – М.: АО «Стоматология», 2008.
2. Боровский Е.В., Жохова Н.С. Эндодонтическое лечение (пособие для врачей). – М.: АО «Стоматология», 2009.
3. Справочник по стоматологии. – М.: Медицина,2008.