Классификация верхушечного периодонтита ММСИ, 1987г.

1. Острый верхушечный периодонтит (periodontitisacuta):

- фаза интоксикации;

- фаза экссудации (серозная, гнойная).

2. Хронический верхушечный периодонтит (periodontitischronica)

- хронический верхушечный фиброзный периодонтит(periodontitischronicafibrosa);

- хронический верхушечный гранулирующий периодонтит(periodontitischronicagranulans);

- хронический верхушечный гранулематозный периодонтит.(periodontitischronicagranulamatosa).

3. Хронический верхушечный периодонтит в стадии обострения(periodontitischronicaexacerbata):

- хронический верхушечный фиброзный периодонтит в стадии обострения;

- хронический верхушечный гранулирующий периодонтит в стадии обострения;

- хронический верхушечный гранулематозный периодонтит в стадии обострения.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- Формирование корневых каналов (техника Step-back).

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- максимальное удаление некротических, инфицированных тканей из корневого канала;

- сокращение количества болезнетворных микроорганизмов в просвете канала, периапикальных тканях и пристеночном дентине до минимально патогенного уровня.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, стоматологическая установка; наконечник; набор стоматологических и эндодонтических инструментов; раствор антисептика.

Порядок выполнения работы:

1. Проходим канал до физиологической верхушки К-римерами или пасфиндерами, определяем рабочую длину и фиксируем ее на инструментах стопорными дисками.

2. Приступаем к формированию апикального упора, для этого К-файлом того же номера, которым удалось пройти канал до апикального отверстия вращательными движениями на рабочую длину, а затем пилящими движениями вверх-вниз обрабатываем стенки канала на рабочую длину.

3. После извлечения инструмента канал обрабатываем антисептиком.

4. Затем аналогичным образом канал обрабатываем К-файлом следующего номера, таким образом, последовательно увеличивая толщину инструментов.

5. Апикальную часть канала расширяем до физиологической верхушки на 3-4 порядка исходного размера (не меньше №25 по ISO).

6. Последовательно приступаем к формированию апикальной трети канала. Для этого К-файл размер которого на номер больше мастер-штифта (файл, которым была закончена обработка апикальной части) вводят на 1 мм меньше рабочей длины и пилящими движениями обрабатываем стенки канала.

7. С увеличением номера файла уменьшается глубина погружения его на 1 мм.

8. После каждого инструмента возвращаемся к мастер-файлу, сглаживая ступеньки и проводят промываем раствором антисептика.

9. Формируем устьевую часть канала инструментами типа «GatesGlidden».

10. Заключительную обработку канала проводим Н-файлом.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования, прохождение и расширение канала на всю длину, создание конусного канала.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Особенности анатомо-физиологического строения периодонта.

2.Кровоснабжение периодонта.

3.Иннервация периодонта.

4.Какие функции выполняет периодонт.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Дайте определение патологического процесса – «периодонтит».

2. Перечислите основные этиологические факторы периодонтита.

3. Какие изменения наблюдаются в тканях периодонта при воспалении?

4. В чем проявляется расстройство кровоснабжения при пульпите?

5. Какие изменения претерпевают коллагеновые волокна при воспалении?

6. Что происходит с нервными волокнами, вовлеченными в очаг воспаления.

7. Изложите классификацию периодонтита в латинской транскрипции.

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Укажите основные этиологические факторы, вызывающие периодонтит.

2. Опишите патологические изменения происходящие в периодонте при остром воспалении.

3. Ответить на вопросы тестирования

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Бо­ров­ский Е.В. Ка­ри­ес зу­бов. – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008.

2. Бо­ров­ский Е.В., Жо­хо­ва Н.С. Эн­до­дон­ти­че­ское ле­че­ние (по­со­бие для вра­чей). – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2009.

3. Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на,2008.

Наши рекомендации