Хронический гангренозный пульпит в стадии обострения

Больной предъявляет жалобы на самопроизвольные ноющие боли с короткими “светлыми” промежутками. Иногда боль носит волнообразный характер, лишь незначительно утихая и вновь усиливаясь. Горячее провоцирует боль, холод ее ненадолго успокаивает. Может появиться боль при накусывании. Из анамнеза выясняется, что зуб болит не в первый раз.

При осмотре: зуб изменен в цвете, имеется глубокая кариозная полость, сообщающаяся довольно широко с полостью зуба. Зондирование поверхностных слоев пульпы безболезненно, пульпа не кровоточит, цвет ее грязно-серый. Обнаруживается гнилостный запах. При зондировании более глубоких слоев коронковой пульпы или устьев корневых каналов выявляется болезненная реакция. Реакция на холод может быть безболезненной. Перкуссия зуба болезненна. По переходной складке в области больного зуба выявляется гиперемия слизистой оболочки. ЭОД - 60-100 мкА.

На рентгенограмме могут выявляться изменения в виде расширения периодонтальной щели или резорбции костной ткани с нечеткими контурами.

Хронический гангренозный пульпит в стадии обострения надо дифференцировать с хроническим фиброзным пульпитом в стадии обострения (см. дифференциальную диагностику хронического фиброзного пульпита), острым диффузным пульпитом, острым верхушечным периодонтитом и хроническим верхушечным периодонтитом в стадии обострения.

Дифференциальная диагностика хронического гангренозного пульпита в стадии обострения и острого диффузного пульпита

Общее:

1) наличие длительных самопроизвольных ноющих болей почти без “светлых” промежутков;

2) горячее провоцирует боль, холодное ее успокаивает;

3) болезненная перкуссия.

Различия:

1) при хроническом гангренозном пульпите в стадии обострения из анамнеза выясняется, что этот зуб болел и раньше, а при остром диффузном пульпите самопроизвольных болей в прошлом не было, т.к. он существует не более двух недель;

2) при гангренозном пульпите имеется сообщение кариозной полости с полостью зуба, при остром - полость зуба обычно закрыта;

3) наличие изменений в периапикальных тканях на рентгенограмме при гангренозном пульпите, чего нет при остром общем пульпите.

Дифференциальная диагностика хронического гангренозного пульпита в стадии обострения и острого или обострившегося верхушечного периодонтита

Общее:

1) наличие длительных ноющих болей;

2) боль при накусывании, болезненная перкуссия;

3) имеется сообщение с полостью зуба, поверхностное зондирование которого безболезненно;

4) имеется гнилостный запах изо рта;

5) на рентгенограмме выявляются изменения в периапикальных тканях.

Различия:

1) боли при пульпите носят периодический характер, а при острых формах верхушечного периодонтита - нарастающий, без “светлых” промежутков;

2) накусывание на зуб при данной форме пульпита не такое болезненное, как при острых формах периодонтита, когда до зуба даже больно дотронуться, а пальпация переходной складки резко болезненна;

3) глубокое зондирование при гангренозном пульпите болезненно, а при периодонтите - безболезненно;

4) выражена болевая реакция на горячие температурные раздражители при гангренозном пульпите, а при периодонтите реакции нет;

5) показатели ЭОД при пульпите до 100 мкА, а при периодонтите - более 100 мкА.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы

- муляжи

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

- профессиональная чистка зубов

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

снятие зубных отложений

покрытие поверхности зуба фторсодержащими препаратами

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов, микромотор, щетки для профессиональной чистки зубов, паста для чистки и полировки поверхности зуба, фторсодержащий препарат.

Порядок выполнения работы:

1.Опрос с выяснением качественного состава пищи

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

4.Профессиональная чистка зубов с использованием щетки и пасты

5.Покрытие зубов фторлаком «Fluocal»

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования, правильное проведение профессиональной чистки, покрытие фторлаком.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Особенности анатомо-физиологического строения пульпы.

2.Кровоснабжение и лимфоотток пульпы.

3.Иннервация пульпы.

4.Какие функции выполняет пульпа.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1.Дайте определение патологического процесса – «пульпит».

2.Перечислите этиологические факторы возникновения пульпита.

3.Ятрогенный пульпит. Его причины.

4.Патогенез пульпита.

5.Классификация пульпита.

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

1.Выписать классификацию пульпитов по ММСИ (в латинской транскрипции) и по МКБ-10.

2Завершить схему (№2)

3.Описать патоморфологические изменения, происходящие в пульпе при ее остром воспалении

4.Почему пульпитные боли усиливаются к ночи?

5.Описать клиническую картину различных форм пульпитов (заполните таблицу №5).

6.Выписать показания и противопоказания к проведению биологических методов лечения пульпитов.

7. Составьте алгоритм девитального метода лечения пульпитов.

8.Решить ситуационную задачу (№8)

9.Составить ситуационную задачу по теме.

10.Ответьте на тестовые задания для самоконтроля(№10)

10. Перечень учебной литературы к занятию

1. Бо­ров­ский Е.В. Ка­ри­ес зу­бов. – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008.

2. Бо­ров­ский Е.В., Жо­хо­ва Н.С. Эн­до­дон­ти­че­ское ле­че­ние (по­со­бие для вра­чей). – М.: АО «Сто­ма­то­ло­гия», 2009.

3. Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на,2008.

Наши рекомендации