Основные методы обследования.

Для успешного лечения необходимо правильная постановка диагноза, обязательным условием которого является сбор фактического материала.

В стоматологии используют следующие методы:

- основные (не связанные с применением лабораторных и инструментальных методов);

- дополнительные (методы, основанные на достижениях науки).

К основным (главным) методам относятся:

- расспрос;

- объективное обследование.

Дополнительными методами являются:

- электроодонтодиагностика;

- рентгенологическое исследование;

- трансиллюминационный метод;

- люминесцентная диагностика.

Расспрос(сбор анамнеза) – начинают с выявления жалоб. С этой целью можно задавать вопросы или же попросить больного рассказать, что его беспокоит в данный момент, установление причины возникновения, длительность (приступообразная, постоянная) и характер (ноющая, пульсирующая) болей, время появления (ночная, дневная), распространенность (локализованная, иррадирующая), причины усиления их, чем купировались и т.д.

Перенесенные и сопутствующие заболевания –выяснение их позволяет установить причинно-следственную связь с изменениями в полости рта. При этом важно уточнить время (год, месяц) развития и продолжительность заболевании, длительность ремиссий, возможные осложнения.

Условия труда.Необходимость выяснения этого факта диктуется тем, что воздействие профессиональных вредностей может способствовать развитию поражения не только твердых тканей зуба, но и слизистой оболочки полости рта.

Аллергологический анамнез.Число заболевании, в основе которого лежит повышенная чувствительность к лекарственным препаратам, продуктам питания и другим факторам за последние годы значительно возросло, поэтому при сборе анамнеза этот момент следует уточнить.

Объективное обследованиевключает осмотр, перкуссию, пальпацию, термометрию и ряд дополнительных исследований.

Осмотрпредполагает внешний осмотр и осмотр полости рта:

- при внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии, образовании на красной кайме губ, цвет кожных покровов, наличие пигментации, состояние волосяного покрова и ногтей. Необходимо определить состояние поднижнечелюстных, подбородочных и шейных лимфатических узлов, обращая внимание на их размер, подвижность, болезненность, не спаянность с подлежащими тканями.

- осмотр полости рта начинают с осмотра красной каймы губ и углов рта, затем переходят на преддверие рта. При этом челюсти должны быть в сомкнутом состоянии, а губы расслабленны, осмотр проводят, приподняв верхнюю, и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом.

Следует обратить внимание на цвет губ, образование чешуек, корок. В норме на внутренней поверхности губ определяется незначительная бугристая поверхность, обусловленная локализацией в слизистом слое мелких слюнных желез, в некоторых случаях определяются точечные отверстия – выводные протоки со скоплением капелек секрета. На внутренней поверхности щек, по линии смыкания зубов в заднем отделе располагаются сальные железы (железы Фордайса), которые иногда принимают за патологию. Необходимо определить соотношение зубных рядов – прикус. Вслед за этим осматривают десну (в норме она бледно-розового цвета, блестящая, увлажненная) и переходят на осмотр собственно полости рта, который включает осмотр языка, дна полости рта и осмотр зубов.

При осмотре языка обращают внимание на его размер и рельеф, состояние сосочков, наличие налета. С обеих сторон корня языка имеется лимфоидная ткань розового или синюшно-розового цвета, которая нередко принимают за патологическое образование. Следует так же обратить внимание на выводные протоки слюнных желез и характер их секрета.

При осмотре зубов пользуются набором инструментов (стоматологическое зеркало и зонд). Осмотр начинают с правого верхнего сегмента, и заканчивают нижним правым. Особенно тщательно следует осматривать контактные поверхности зубов. Зондирование позволяет определить наличие размягченного дентина, глубину кариозной полости, сообщение с полостью зуба. Следует также обращать внимание на цвет, размер и форму зубов.

Перкуссия.Целью этого метода является определение состояния пародонта. С помощью пинцета или ручки зонда наносят легкие, равномерные удары в вертикальном и горизонтальном направлениях. Перкуссию начинают с заведомо здоровых зубов, если в периодонте нет воспаления, то перкуссия безболезненна и напротив при наличии воспаления больной отмечает болевые ощущения.

Пальпацияиспользуют для определения припухлости, опухоли, уплотнения, подвижности органов или тканей полости рта.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Таблицы, фильмы, муляжи.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

· Стерилизация, этапы стерилизации

· Растворы для дезинфекции

· Пробы для контроля качества стерилизации

· Эргономика в стоматологии

· Требования к стоматологическому кабинету.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· санитарно-гигиеническими требованиями для организации терапевтического кабинета.

· текущая дезинфекция терапевтического кабинета.

· определение понятиям дезинфекция, стерилизация.

· методы стерилизации стоматологического инструментария и опишите их.

· основные методы обследования.

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Перечислить основные требования, предъявляемые к терапевтическому стоматологическому кабинету.

2. Дать определение асептики, антисептики. Укажите, в чем разница между ними.

3. Выписать рецепты средств для дезинфекции стоматологического оборудования и инструментария с подробной сигнатурой (указать обрабатываемый инструментарий, способ применения и время дезинфекции).

4. Перечень медикаментов, входящих в аварийную аптечку «АнтиСПИД»:

(перечислить не менее 10)

5. Расположить в правильной последовательности этапы предстерилизационной очистки (тест №1)

6. Заполнить таблицу №1

7. Решить ситуационную задачу

8. Составить тестовые задания по теме

9. Решить тестовые задания для самоконтроля

10. Перечень учебной литературы к занятию:

· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27

· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.

· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.

· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.

· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.

· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.

· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с

· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.

· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.

· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №2

1. Тема занятия:

Дополнительные методы обследования стоматологического больного: рентгенологические, функциональные, биохимические, микробиологические, цитологические и гистологические, иммунологические, общеклинические.

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Деонтологические принципы в стоматологии. 2. Стоматологическую документацию. 3. Основные методы обследования. 4. Основные жалобы пациентов на терапевтическом стоматологическом приеме. 5. Алгоритм осмотра пациента врачом стоматологом. 6. Индексы, оценивающие гигиеническое состояние полости рта, кариесрезистентность эмали, состояние пародонта.. 7. Аппаратурные методы обследования . 8. Рентгенологические методы исследования 9. Лабораторные методы исследования 10. Функциональные методы исследования 11. Гистологические методы исследования 12. Иммунологические методы исследования. 13. Цитологические методы исследования

Студент должен уметь:

1. Проводить опрос пациентов.

2. Собирать анамнез заболевания и жизни больного.

3. Выполнять осмотр: внешний и непосредственно полости рта.

4. Проводить пальпацию, перкуссию, зондирование органов и тканей полости рта.

5. Заполнять медицинскую карту стоматологического больного.

6. Провести индексную оценку по Фёдорову-Володкиной, Грин-Вермильону

7. Определять кариесрезистентность эмали по тестам КОСРЭ, ТЭР, СRT

8. Оценить состояние пародонта , используя индексы CPITN, PMA, ПИ.

9. Читать прицельные, панорамные рентгеновские снимки и

10. Проводить электроодонтодиагностику, апекс-локацию, термометрию

11. Производить забор материала на бактериологическое исследование из зубной бляшки, из пародонтального кармана, из корневых каналов, с поверхности слизистой оболочки полости рта

12. Производить забор десневой и ротовой жидкости

13. Проводить аллергологические пробы

14. Оценить общие клинические и биохимические анализы крови, мочи ,слюны

Студент должен ознакомиться:

1. методы обследования

2. основные методы диагностики.

3 методику проведения ЭОД.

4. трансиллюминационный метод

5. методики рентгенологического обследования

6. Как проводиться люминесцентная диагностика.

7. лабораторные методы обследования пациента.

3. Содержание обучения:

Для успешного лечения необходимо правильная постановка диагноза, обязательным условием которого является сбор фактического материала.

В стоматологии используют следующие методы:

- основные (не связанные с применением лабораторных и инструментальных методов);

- дополнительные (методы, основанные на достижениях науки).

Электроодонтодиагностика- дополнительный метод диагностики, который позволяет получить полное представление о состоянии пульпы и тканей, окружающих зуб. В основе метода лежит, способность организма приходить в состояние возбуждения под влиянием электрического тока. Минимальная сила тока, вызывающая возбуждение называется пороговой. При патологии пульпы возбудимость ее меняется. Для определения ЭОД используют аппараты ОД-2М, ИВН-1, ЭОМ-1, ЭОМ-3, ОСС-50.

Методика исследования. Пассивный электрод в виде свинцовой пластинки Основные методы обследования. - student2.ru размером 10х10 см, присоединенный при помощи провода к аноду, накладывают на руку больного и фиксируют бинтом. Между электродом и кожей помещают влажную фланелевую прокладку. Исследуемый зуб изолируют и высушивают. Конец активного электрода, присоединенного к катоду, обматывают тонким слоем ваты, смачивают водой и прикладывают к чувствительной точке зуба. У резцов и клыков чувствительные точки расположены на середине режущего края, у премоляров – на вершине щечного бугорка, у моляров – на вершине переднего щечного бугорка. В зубах с большой кариозной полостью чувствительность можно определять на дне очищенной от распада полости. Следует помнить, что несоблюдение методики исследования может привести к значительным ошибкам.

При проведении этого исследования обычно не ограничиваются одним пороговым раздражением. Получив положительный ответ, уменьшают силу тока и снова проверяют порог возбудимости. Во избежание ошибок, связанных с утечкой тока, врач должен работать в резиновых перчатках, а вместо зеркала использовать пластмассовый шпатель.

Показатели электроодонтометрии

Диагноз Показатели ЭОМ (мкА)
Физиологическая норма 2 – 6
Кариес в ст.пятна, поверхностный и средний кариес   2 – 6
Глубокий кариес 2 – 6, может снижаться до 10 – 12
Острый очаговый пульпит 15 – 20
Острый диффузный пульпит 20 – 30
Хронический фиброзный пульпит 35 – 60
Хронический гангренозный пульпит 60 – 90
Все формы периодонтита Свыше 100

Установлено, что чувствительность пульпы может понижаться в зубах, функция которых снижена, не имеющих антагонистов, стоящих вне дуги, при петрификации пульпы и др.

Существуют аппараты для определения электровозбудимости пульпы постоянным током. Эти аппараты имеют электрод, который соприкасается с исследуемым зубом, и шкалу с делениями от 1 до 10. При помощи данного прибора можно определить наличие пульпы и её состояние (нормальная или воспаленная). Нормальная пульпа реагирует на ток, соответствующий отклонению стрелки на 1 – 2 деления, при воспалении – на 4 – 5 , а если пульпа отсутствует или некротизирована, то зуб не реагирует на подаваемый ток. Такие приборы не позволяют точно определить состояние пульпы, однако они более просты.

Следует отметить, что приведенные показатели состояния пульпы относятся к зубам постоянного прикуса с полностью сформированной верхушкой корня.

Рентгенологический метод исследованияявляется важным вспомогательным средством диагностики не только кариеса и его осложнений, но и других заболевании челюстно-лицевой области. Сущетсвуют множество методик (внутриротовых и внеротых)

- внутриротовые– контактные, вприкус;

- внеротовые - панорамная рентгенография;

- ортопантомография

- радиовизиография.

Методика контактной рентгенографии позволяет получить изображение участка альвеолярного отростка, включающего 4-5 зубов.

Панорамная рентгенография дает возможность изображения всех зубов и костной ткани верхней или нижней челюсти, при этом методе изображение увеличивается в 1,5-2 раза.

Ортопантомография отображает верхнюю и нижнюю челюсть на одной пленке с 30% увеличением, что позволяет произвести сравнение состояние костной ткани на разных участках.

Люминесцентная диагностика основана на способности тканей изменять свой естественный цвет под действием ультрафиолетовых лучей. Для проведенияэтой методики используют прибор (ОЛД-41) и микроскопы, снабженные кварцевой лампой с фильтром из темно-фиолетового стекла (фильтр Вуда). В лучах Вуда здоровые зубы флюоресцируют снежно-белым оттенком, а пораженные участки и искусственные зубы выглядят более темными с четкими контурами.

Трансиллюминационный метод позволяет оценить тенеобразования, наблюдаемые при прохождении через объект исследования холодного луча света. Исследование проводят в затемненной комнате используя световод из органического стекла, присоединенный к стоматологическому зеркалу. При кариесе определяется отграниченная от здоровых тканей полусфера коричневого цвета. При остром пульпите коронка пораженного зуба выглядит несколько темнее коронок здоровых зубов, при хроническом пульпите наблюдается тусклое свечение твердых тканей.

Наши рекомендации