Сексуальное преследование на работе
Многие женщины, работающие вне дома, оказываются жертвами другого рода сексуального принуждения. Хотя сексуальное преследование на работе с точки зрения большинства людей менее страшно, чем изнасилование или инцест, однако оно все же представляет значительную социальную проблему. Традиционно будучи предметом шуток или считаясь тривиальным, в настоящее время это явление стало одним из видов сексуальной дискриминации и в юридическом, и в практическом смысле. Несмотря на то что эта область очень мало исследована, в поле зрения попали также и случаи сексуального преследования мужчин на работе.
Сексуальное преследование на работе может проявляться в различных формах. Одна из них - при попытке найти работу. Здесь потенциальный работодатель дает понять, что наймет он или не наймет претендентку зависит от ее сексуальной доступности - и согласная "модель" фиксируется как "достаточно лояльная". Шутки типа "Голливуд стоит постели" как средство для честолюбивых "звездочек", жаждущих проникнуть в мир кино, основаны на фактах. Даже если речь идет о гораздо менее эффектной работе, лицо нанимающее имеет экономическую власть, позволяющую ему выставлять подобное требование. Экономическая необходимость может заставить женщину, которая не могла найти работу, а ей нужно кормить семью, сдаться - и это будет самым простым и логичным поступком.
Более распространена ситуация, когда хозяин или начальник делает сексуальную уступчивость условием сохранения работы, получения повышения или других привилегий, связанных с работой. И снова лицо, нанимающее и увольняющее, обладает экономической властью. В этом случае принуждение еще сильнее, потому что если женщина будет уволена за свою несговорчивость, ее хозяин должен будет выдумать "приличную" причину, а это может повредить ей, уменьшив ее шансы найти другую работу. В некоторых ситуациях требование сексуального сожительства выражается прямо, с криком и угрозами. В других случаях хоть приглашение к сексу высказывается прямо, угрозы остаются невыраженными - женщина сама должна решить, что с ней произойдет, если она откажется выполнить требуемое.
Сексуальное преследование возможно воистину в любой обстановке. Недавно проведенный опрос медицинских сестер показал, что более 60% из них испытали сексуальное преследование в предыдущем году, а опрос студенток-юристок, студенток-медичек и женщин-военнослужащих также выявил очень высокий процент случаев сексуального преследования. Опрос 20000 федеральных служащих показал: 42% женщин и 15% мужчин заявили о том, что в течение прошлых 24 месяцев они подвергались сексуальному преследованию на работе. Во многих местах этим фактам придают мало значения, и у жертв нет формального пути для подачи жалобы или требования провести полноценное расследование, хотя некоторые работодатели и издали директивы, направленные на решение этой проблемы. Например, ВМС обязали командиров наказывать за случаи сексуального преследования "быстро и соответственно". Поскольку, однако, очень трудно привести доказательства, которые могли бы гарантировать наказание обидчика, если таковые доказательства вообще существуют, то жертва сексуального преследования может слишком много потерять, заявив о нем.
По мнению Кэтрин Маккиннон, юриста, которая написала наиболее подробную книгу об этом предмете, когда женщина отвергает сексуальные притязания своего босса, месть может последовать самыми различными путями. Женщина может быть понижена в должности, ей могут уменьшить жалование, в ее личное дело могут быть занесены неблагоприятные для нее записи, ей могут отказать в отпуске, пропустить ее повышение в должности, дать ей утомительное и неприятное задание, либо условия ее работы могут стать невыносимыми.
"Ее постоянно станут щупать или щипать, раздевать взглядами, рассматривать, целовать исподтишка, преследовать комментариями, стараться застать одну, и все это, как правило, на работе - но ей никогда не обещают и не отказывают в том, что явно имеет отношение к ее работе.
Никогда не зная, прекратится ли это или грозит еще усилиться, женщина может смириться с подобным положением или уйти... Большинство женщин вынуждены терпеть" (Маккиннон, 1979).
Проведенный в 1976 г. журналом "Редбук" опрос более 9000 женщин выявил, что почти девять из десяти испытали ту или иную форму сексуального преследования на работе, и все же воздействие этого типа сексуального насилия изучено лишь в ограниченной степени. Результат такого явления - ощущение униженности, обиды, беспомощности - чувств, близких к тому, что испытывает жертва изнасилования. Как объяснила одна из женщин:
"Я слышала раньше о женщинах, которым предлагали "ложиться или убираться". Но когда мой босс, которому столько лет, сколько моему отцу, дал понять, что не прочь переспать со мной, я сначала решила, что это милый комплимент. Ничего шокирующего и, как я думала, ничего за этим не последует. Я не была готова к тому, как изменилось его поведение. Вдруг все, что бы я ни делала, стало плохо. На меня постоянно давили, чтобы я изменила свое решение. Он начал лапать меня, а однажды схватил и посадил к себе на колени. Я чувствовала себя неловко, смущенно и устало, хотя я не сделала ничего дурного. Я разозлилась и пошла к адвокату".
В 1981 г. журналы "Редбук" и "Гарвард Бизнес Ревыо" провели опрос больше 2000 служащих и нашли, что мужчины и женщины, принадлежавшие к верхним слоям, руководству, совсем отрицают распространенность сексуального преследования на работе, две трети мужчин полагают, что эта проблема "сильно преувеличена" и только одна треть женщин согласна с этим утверждением. Однако служащие, и мужчины и женщины, были почти единодушны во мнении, что нежелательные сексуальные притязания отвлекают людей от работы, и почти три четверти высказались за то, чтобы правительство издало указ для всех служащих, осуждающий сексуальное преследование.
Юридическое определение сексуального преследования теперь совершенно определенно: нежелательные (сексуальные) предложения, требования сексуальных услуг и прочее словесное или физическое поведение сексуальной направленности рассматривается как сексуальное преследование в тех случаях, когда; а) подчинение такому поведению делается явно или неявно условием сохранения или получения работы; б) подчинение или неподчинение такому поведению используется как основа принятия решений, касающихся найма на работу данной личности, или в) подобное поведение имеет целью или результатом неоправданное чрезмерное вмешательство в поведение индивидуума на работе либо создание на работе обстановки
запугивания, унижения, агрессии. Наниматель несет ответственность за случаи сексуального преследования со стороны его агентов или руководящих служащих, независимо от того, знал ли он об этих случаях. Наниматель несет ответственность за акты сексуального преследования на рабочем месте, совершенные " не руководящими служащими", когда наниматель знал или должен был знать об этих актах и не принял немедленных и соответствующих мер (ЕЕОС Rules and Regulations, 1980).
Все больше и больше женщин стали сознавать свои юридические права в случаях сексуального преследования, а потому появилось большое число дел в судах, главным образом о сексуальной дискриминации - параграф VII Акта о Гражданских Правах 1964 года. Поскольку лишь в очень немногих штатах существуют законы, направленные против сексуального преследования на работе (или определяющие его), многие из этих дел не были решены в пользу женщины-истца, даже если было ясно, что сексуальное преследование было. При этом ситуация скорее рассматривалась как случай "личного" преследования, а не сексуальной дискриминации. Однако за последние несколько лет было несколько дел, которые можно считать поворотными вехами, когда решение было вынесено в пользу женщины-истца, и можно надеяться, что таких решений в будущем станет больше. Недавно мужчина - служащий Департамента здоровья и социальных служб штата Висконсин выиграл дело о сильном сексуальном преследовании со стороны женщины-начальника; федеральный суд из пяти женщин и одного мужчины присудил ему компенсацию в 196500 долларов. Новые правила, опубликованные ЕЕОС США в 1980 г., утверждают, что наниматели теперь "непременно обязаны" предотвращать и исключать возможность сексуального преследования на работе.