Проблемы питания ( усвояемости пищи)
1. Один балл - усвояемость пищи очень плохая. Пациент никогда не съедает порцию целиком. Редко потребляет более одной трети предложенной пищи. Плохо пьет. Диета – никакой твердой пищи, только прозрачные жидкости и в\в вливания на протяжении 5 дней.
2. Два балла - питание неадекватное. В редких случаях съедает порцию целиком, обычно около половины предложенной пищи.
3. Три балла - питание адекватное, съедает больше половины предложенной пищи.
4. Четыре балла - проблемы питания нет, съедает почти все. Никогда не отказывается от еды.
Трения и натертости.
1. Один балл - является проблемой. Больной нуждается в помощи при перемещении. Поднять пациента, не сдвигая его по простыне, не представляется возможным. Часто сползает вниз на кровати или кресле, требует частого перемещения и максимальной помощи.
2. Два балла – трения и натертости являются потенциальной проблемой. Пациент основное время способен сохранять относительно правильное положение в кровати или кресле, однако периодически сползает вниз.
3. Три балла – явных проблем нет. Пациент самостоятельно перемещается в кровати или в кресле, мышцы достаточно крепкие для того, чтобы приподниматься без посторонней помощи. Постоянно сохраняет правильное положение.
Выводы.
1. Лежачие или сидячие больные, а также больные с нарушенными функциями перемещения, во время поступления в стационар должны пройти обследование на предмет возможности образования пролежней.
2. Пациенты с общей суммой баллов 16 или менее расцениваются как подверженные риску возникновения пролежней:
· 15 или 16 баллов – малый риск
· 13 или 14 баллов – средний риск
· 12 и менее баллов – высокий риск образования пролежней.
3. При высоком риске развития пролежней сестринские вмешательства должны быть направлены прежде всего на профилактику их развития.
МАНИПУЛЯЦИЯ № 53
«ПРОФИЛАКТИКА ОПРЕЛОСТЕЙ И ПРОЛЕЖНЕЙ»
Цель:Предупреждение образования пролежней.
Показания:Риск образования пролежней.
Противопоказания:Нет.
Оснащение:
1. Перчатки.
2. Фартук.
3. Постельное белье.
4. Подкладной резиновый круг, помещенный в чехол.
5. Ватно – марлевые круги – 5 шт.
6. Раствор камфорного спирта 10% или 0,5% раствор нашатырного спирта, 1 – 2% спиртовой раствор танина, 1% салициловый спирт, 40% этиловый спирт, уксусная вода ( 1-2 столовые ложки 9% уксуса на 0,5 литра воды).
7. Подушки, наполненные поролоном или губкой.
8. Полотенце
9. Ватные тампоны, марлевые салфетки.
Возможные проблемы пациента:
Невозможность самоухода.
Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Вымойте руки. Наденьте перчатки, при необходимости фартук.
3. Осмотрите кожу пациента в местах возможного образования пролежней.
4. Обмойте эти участки кожи теплой водой утром и вечером и по мере необходимости.
5. Протирайте их ватным тампоном, смоченным 10% раствором камфорного спирта или 0,5% раствором нашатырного спирта или 1 – 2% спиртовым раствором танина или другими спиртовыми антисептиками. Протирая кожу, этим же тампоном делайте легкий массаж.
6. Используйте подушки, наполненные поролоном или губкой, для уменьшения давления на кожу в местах соприкосновения пациента с кроватью (или под крестец и копчик подкладывайте резиновый круг, помещенный в чехол, а под пятки, локти, затылок – ватно – марлевые круги) или используйте противопролежневый матрац.
7. Избегайте длительного нарушения кровообращения в местах возможного образования пролежней. Для этого каждые 2 часа меняйте положение пациента в постели, если нет противопоказаний:
· 8.00-10.00 - положение Фаулера
· 10.00-12.00 -на левом боку
· 12.00-14.00 -на правом боку
· 14.00-16.00 -на левом боку
· 16.00-18.00 -положение Симса
· 18.00-20.00 -положение Фаулера
· 20.00-22.00 -на правом боку
· 22.00-24.00 -на левом боку
· 24.00-2.00 -на правом боку
· 2.00-4.00 -на левом боку
· 4.00-6.00 -на правом боку
· 6.00-8.00 -положение Симса
8. Проверяйте состояние кожи, осматривая ее ежедневно. При сухости кожи используйте увлажняющие питательные кремы, особенно в местах возможных пролежней. Там, где кожа особенно потеет, возможно применение подсушивающей присыпки.
9. Следите за чистотой кожи. Для этого:
· Не менее двух раз в день ( при необходимости чаще) тщательно обмывайте или обтирайте кожу, особенно места возможного образования пролежней, теплой водой.
· При недержании мочи можно использовать памперсы для взрослых пациентов, своевременно меняйте их ( не реже, чем через 4 часа)
· Для мужчин можно применять съемные мочеприемники
· При недержании кала параллельно со сменой белья подмывайте пациентов.
10. Следите за состоянием постельного и нательного белья пациента ( это можно делать при перемене положения пациента):
· Своевременно меняйте мокрое загрязненное белье.
· Не используйте белье, имеющее грубые швы, застежки, пуговицы на стороне, обращенной к пациенту.
· Не используйте неровные матрасы и щиты.
· Регулярно расправляйте складки на белье.
· Стряхивайте крошки с постели после каждого приема пищи.
11. Правильно перемещайте пациента в постели, чтобы избежать сдвига и разрыва мягких тканей. Обучите родственников пациента технике правильного перемещения в постели.
12. Контролируйте пищевой рацион пациента (качество и количество употребляемой пищи). В рационе должно быть достаточное количество белковой пищи. Обеспечьте достаточное количество потребляемой в сутки жидкости ( не менее 1,5 литра), если нет противопоказаний для ее ограничения.
13.Предохраняйте кожу пациента от возможности получения ссадин, расчесов, от раздражающих пластырей.
14. Поощряйте пациента самостоятельно изменять положение тела с помощью разнообразных приспособлений.
Профилактика опрелостей и обработка кожных складок.
Цель: Предотвращение образования опрелостей
Показание: Риск образования опрелостей
Противопоказаний:Нет
Оснащение:
1. Губка
2. Полотенце
3. Ватные тампоны, марлевые салфетки
4. Теплая вода, спиртовые растворы антисептиков
5. Подсушивающие присыпки ( тальк, крахмал, детская присыпка)
6. Перчатки
Последовательность действий медсестры:
1. Информация пациенту о предстоящей процедуре.
2. Вымыть руки. Надеть перчатки.
3. Ежедневно осматривайте области подмышечных впадин, паховых складок, складки кожи под грудными железами, особенно у тучных женщин.
4. Ежедневно, не менее 2-ух раз, протирайте кожу пациента в области кожных складок ватным тампоном, смоченным теплой водой или спиртовыми растворами антисептиков ( те же, что и для профилактики пролежней). Затем насухо вытрите кожу.
5. У тучных женщин под молочными железами можно положить тонкий слой гигроскопичной ваты.
6. Используйте подсушивающие присыпки.
МАНИПУЛЯЦИЯ № 54
«Составление меню-раскладки»
Цель: Составить меню-раскладку.
Показания: Обеспечение питанием пациентов в стационаре.
Противопоказания: Нет.
Оснащение:
1. Меню-раскладки (меню-порционник);
2. Сводные сведения по наличию больных, состоящих на питании в ЛПУ (сводный порционник) форма № 22-М3;
3. Сводное семидневное меню;
4. Картотека блюд (карточки-раскладки форма № 1-85);
5. Бумага;
6. Ручка.
Последовательность действий медсестры:
1. Медицинская сестра диетическая пищеблока на основании сведений,
полученных от всех отделений, составляет «Сводные сведения по наличию больных, состоящих на питании» в ЛПУ, которые сверяются с данными приемного отделения и подписываются ею (форма № 22-МЗ).
2. На основании «Сводных сведений» медицинская сестра диетическая при участии зав.производством (шеф-повара) и бухгалтера составляет под руководством врача-диетолога меню-раскладку по форме № 44-МЗ на питание больных на следующий день:
- меню-раскладка составляется согласно сводного семидневного меню с
учетом среднесуточного набора продуктов питания;
- ежедневно утверждается главным врачом учреждения и подписывается
врачом-диетологом, бухгалтером, зав.производством (шеф-поваром).
3. В меню-раскладке медицинская сестра диетическая в числителе проставляет количество продуктов питания для приготовления одной порции каждого блюда, в знаменателе бухгалтер (калькулятор) указывает количество продуктов, необходимых для приготовления всех порций данного блюда.
4. Схема меню-раскладки (меню-пороционника)
на ________________200__г. «Утверждаю»
(дата,месяц,год) Главный врач_______________
№ блюда по карто теке | Наиме- нование приема пищи и блюда | Характерис- тика диеты (основной вариант стандартной диеты) или другие диеты | Коли- чество пор- ций | Фами лия пова- ра | Оцен ка блю- да | Наименование и количество продуктов | Выход готовых блюд | ||||
Тво рог | Са хар | Му ка | и т.д | По нор ме | Фак- тиче ски | ||||||
Д-43 | Ужин. Блинчи ки с творогом | Основной вариант стандартной диеты | Ивано ва И. | 80/ 4,0 | 10/ 0,5 | 40/ 2,0 |
5. Графы «Выход готовых блюд фактически» (фактическая масса порции) и «Оценка блюда» заполняются при контроле за качеством питания. Результаты пробы записывают по каждому блюду в меню-раскладку. Контроль осуществляется врачом-диетологом, медицинской сестрой диетической, зав.производством (или шеф-поваром) вне зависимости от пробы, производимой дежурным врачом).
6. Цифровые данные по продуктам суммируют по приемам пищи и в целом за день.
7. Меню раскладка является нарядом и руководством для поваров при изготовлении блюд.
8. При отсутствии того или иного продукта его заменяют другим с таким расчетом, чтобы химический состав диеты мало изменился. Соответственно, в меню заменяют отдельные блюда, используя картотеку блюд.
9. На каждое блюдо, приготовленное в ЛПУ, составляется по форме
№ 1-85 карточка-раскладка в 2-х экземплярах: один экземпляр сохраняется у бухгалтера, второй – у медицинской сестры диетической (на обороте карточки описывается технология приготовления блюда).
Форма № 1-85
к Инструкции по организации лечебного
питания в ЛПУ
Наименование лечебного учреждения
______________________________________
«Утверждаю»___________________________
руководитель учреждения
Карточка-раскладка №
Наименование блюда_________________________
Показания к применению______________________
Наимено- вание продукта | Брутто | Нетто | Химический состав | Стоимость | |||
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калорий- ность, ккал | ||||
Вес готового блюда: |
Врач-диетолог (медицинская сестра диетическая)__________________
Зав.производством (шеф-повар)_______________________
Бухгалтер______________________
Приложение:
Форма № 22-МЗ
к Инструкции по организации лечебного
питания в лечебно-профилактических
учреждениях
Наименование учреждения__________________________