АФО органов пищеварения новорождённого ребёнка

В желудочно–кишечном тракте новорожденного в норме нет бактерий. Если плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления- с молоком матери. До первого кормления желудочно-кишечный тракт у новорожденного стерилен. Уже в первые часы после рождения микрофлора появляется в полости рта, а затем обнаруживается и в меконии. При грудном вскармливании в кишечнике преобладает бифидум-флора.

Происходит приспособление новорожденного к новым условиям питания, начинает функционировать пищеварительная система.

Кишечник н6оворожденного содержит первородный кал – меконий, который выделяется в первые дни жизни и представляет собой густую, вязкую массу темно-зеленого цвета без запаха.

Меконий состоит из выделений пищеварительного тракта плода, проглоченных околоплодных вод и слущенного эпителия.

После начала кормления стул меняет свою окраску. Переходный стул отмечается в течение 2-4 дней, он тоже зеленоватого цвета, неоднородный, с участками желтовато-белого цвета. Постепенно стул у детей, находящихся на грудном вскармливании, становится желтого цвета, кашицеобразный, зернистый, частота его составляет 3-4 раза в сутки, в то время как у детей получивших искусственные смеси, стул- 1-2 раза в день, при этом он желтый и более твердый.

Желудок мал по объёму и расположен гори-зонтально. Кишечник относительно длинный и отличается недоразвитием нервного аппарата, нежностью слизистой оболочки, обилием крове-носных сосудов и ворсинок, слабостью мышечного и эластичного слоёв, некоторой недостаточ-ностью кишечных желёз, высокой проницаемос-тью кишечной стенки. Сосательный рефлекс хорошо развит. Слюнные железы развиты слабо, в первые 6-8 недель слюны выделяется мало.

Защитная функция слизистой оболочки полости рта развита слабо.
До первого кормления желудочно-кишечный тракт у новорожденного стерилен. Уже в первые часы после рождения микрофлора появляется в полости рта, а затем обнаруживается и в меконии. При грудном вскармливании в кишечнике преобладает бифидум-флора.

Транзиторный дисбиоз и физиологическая диспепсия
Транзиторный дисбиоз и физиологическая диспепсия возникают практически у всех новорождённых в середине первой недели жизни.
АФО органов пищеварения новорождённого ребёнка - student2.ru Меконий выделяется в течение 1-2, реже 3 дней, затем стул становится частым, появляется слизь, комочки, пятна воды на пелёнке вокруг каловых масс. При микроскопии обнаруживают лейкоциты (до 30 в поле зрения), жир. АФО органов пищеварения новорождённого ребёнка - student2.ru АФО органов пищеварения новорождённого ребёнка - student2.ru
Такой стул называют переходным; через 3-4 дня он становится гомогенным (кашицеобразным), жёлтым, количество лейкоцитов уменьшается до 12-20 в поле зрения.


Физиологическая диспепсия связана с переходом на лактотрофное питание (грудным молоком), раздражением кишечника белками, жирами. Одновременно происходит заселение кишечника новыми микроорганизмами. Первичная бактериальная микрофлора кишечника представлена бифидобактериями, молочнокислыми стрептококками, сапрофитными стафилококками, условно-патогенными стафилококками, непатогенной кишечной палочкой, протеем, грибами. В конце первой недели жизни бифидофлора вытесняет другие бактерии и становится основной микрофлорой кишечника.

Эталон ответа к билету №26

Задание 2.

Профессиональная задача

Новорождённая от повторной, нормально протекавшей беременности. Роды на 40 недели гестации, неосложнённые. Ребёнок закричал сразу. Оценка по шкале Апгар 9/10 баллов. В первые 30 минут после рождения новорождённая была приложена к груди матери. Масса при рождении 3100, длина тела 51 см. Проведён осмотр в родильном блоке. После перевода в отделение новорождённых был проведён осмотр в палате при естественном освещении на пеленальном столе. Температура в палате 24 градуса.

При обследовании выявлено: масса тела на 4-сутки составила 2850г. Вскармливание грудное, «по требованию». Сосёт активно. Стул и диурез в норме.

Задания:

1.Определите проблемы новорождённого.

2.Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого.

3. Составьте план сестринского вмешательства.

Профессиональная задача

Определите проблемы новорождённого.

Настоящие (действительные) проблемы новорождённого:

-потеря массы тела;

- дефицит знаний матери по уходу за ребенком;

- ребёнок 4-х суток не может организовать себе питание самостоятельно;

Потенциальные проблемы:

- снижение иммунитета;

- снижение массы тела более 10%;

- риск присоединения интеркуррентных заболеваний.

2. Определите и обоснуйте физиологическое состояние новорождённого

Наши рекомендации