ЛЕКЦИЯ 16 «Форма организации коррекционной работы»

1. Индивидуальные занятия

– Продолжительность - 10 –20 мин. - по усмотрению логопеда, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

– Частота проведения - от нескольких раз в день до 2-3-х раз в неделю (заранее планирует, как часто будет встречаться с каждым ребенком; рассчитывает свой рабочий день).

– Цель занятий – чаще, формирование, закрепление, уточнение новых ЗУНов – артикуляционная гимнастика, массажи, постановка звука, сложные моменты, не доступные ребенку - фонематический слух, голос, дыхание

2. Подгрупповые занятия

– Продолжительность - 20-30 мин.

– Частота проведения - возможно по усмотрению логопеда (берет детей с других занятий, прогулки) или по расписанию занятий группы.

– Цель занятий – обычно, отработка (упражнения) ЗУНов приобретенных на индивидуальных занятиях

3. Фронтальные занятия

– Продолжительность - соответствует возрастной группе подготовительная группа – 30-35 мин, старшая – 25-30 мин., средняя 15-20 мин.

– Частота проведения – 3 раза в неделю, согласно сетке занятий в ДОУ

– Цель занятий – как правило, приобретение новых знаний, изучение лексических тем (овощи, фрукты).

Приемы работы

Практические приемы (для дошкольников они называются игровые)

– Упражнения (многократные повторения какого-либо действия)

– Игры, чаще дидактические, но и подвижные, сюжетно-ролевые и пр.

– Моделирование – построение какого либо процесса / явления с помощью наглядности (артикуляция на руках), схема рассказа и др.

Наглядные приемы (опора на все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный)

– Магнитофон, видеомагнитофон, компьютер

– Зеркала, пособия.

– Показ правильной артикуляции

Словесные приемы

– Беседа

– Убеждение

– Разъяснения

– Указания

– Оценка деятельности

– Похвала

Направления коррекционной работы (логопедический аспект)

1. Развитие орального праксиса = артикуляционной моторики, ключевое слово – произвольность артикуляционных движений.

2. Развитие фонематического восприятия

3. Развитие речевого дыхания

4. Коррекция звукопроизношения

5. Нормализация общего речевого развития

Обобщенная схема логопедической работы при ринолалии (Соломатина Г.Н.) (соблюдена только последовательность внутри направления, а не между ними). См. таблицу 3.

Таблица 3

Обобщенная схема

Логопедической работы при ринолалии

(Соломатина Г.Н.)

Напрвления работы: Оральный праксис Фонематическое восприятие Речевое дыхание Произношение Общее речевое развитие
Последовательность работы (сверху вниз) Ритмическая организация речи (ритм в жизни, музыке, слоги в речи – определять, условно воспроизводить) Неречевой слух (звуки окружающего мира) Диафрагмальное дыхание (физиологическое) Постановка звука Словарь
Небно-глоточное смыкание Речевой слух (высота, сила, интонация) Дифференциация носового и ротового дыхания (физиологическое) Автоматизация звука Грамматический строй речи (приставки, суффиксы, окончания)
Артикуляционная моторика (работа без речи ребенка) Фонематический слух Формирование речевого дыхания Дифференциация звука Связная речь
Кинетическая организация речи (работа с речью ребенка – слоги) Фонематический анализ и синтез Устранение назального оттенка голоса Введение в экспрессивную речь Нормализация просодики
Нормализация речи


Последовательность коррекционной работы при устранении ринолалии (Соболева Е.А.)

На каждом этапе работы, уделяется внимание развитию всех сторон речи ребенка, но акцент делается на указанных моментах.

1. Достижение максимального небно-глоточного смыкания - операция, обтуратор, артикуляционные упражнения, массаж, голосовые упражнения) + фонематический слух, голос, дыхание, артикуляционная моторика)

2. Второй этап – нормализация звукопроизношения.

3. Третий этап – заключительный – нормализация всех сторон речи.

Этапы коррекционной работы при ринолалии

1. Дооперационный этап (подготовительный).

2. Послеоперационный этап (Постановка гласных звуков, устранение избыточного носового резонанса).

3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

4. Этап полной автоматизации речевых навыков.

Наши рекомендации