Удовлетворенность жизнью (в процентах)

                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                       
 

Годы жизни......

Внимание! Каждое пятилетие должно иметь только одну оценку насыщенности событиями, но иметь ее должно обязательно.

* Психологический возраст

1. Подсчитайте общую сумму баллов.

2. Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошлые пятилетия (пропорционально учтите не кратные пятилетиям годы).

3. Разделите сумму «баллов прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий. Полученный результат - показатель субъективной «реализованности жизни».

4. Умножьте этот показатель на ожидаемую Вами продолжительность жизни. Это и есть Ваш психологический возраст

Анализ изменений, («перепадов») «линии жизни».

Прокомментируйте точки изменения «линии жизни» на графике (в прошлом и будущем).

Задание №2. Обсуждение концепции кизисов возрастного становления по Э.Эриксону.

Широко известная в мировой психологии концепция «жизненных кризисов» Эрика Эриксона дает представление еще об одном крайне важном факторе судьбы человека - ВРЕМЕНИ. Э. Эриксон обратил внимание на то, что человек в поисках своего «Я» невольно должен следовать некоторым возрастным стандартам - всему свое время. Отставание в прохождении этих кризисов (решении возрастных задач) грозит дезадаптацией, снижением профессиональной успешности.



Стадии разви-тия   Нормальная линия развития   Аномальная линия развития
1. Раннее младенчество (от рождения до года) ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди и его эмоциональная изоляция.
2. Позднее младенчество (от года до 3-х лет) САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. СОМНЕНИЯ В СЕБЕ И ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВСТВО СТЫДА. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков (например, хождении). Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей.
3. Раннее детство (около 3-5 лет) АКТИВНОСТЬ. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. ПАССИВНОСТЬ. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) ТРУДОЛЮБИЕ. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного затишья перед бурей или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилага-емых усилий при решении разных задач.
5. Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая полоролевая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение времен­ных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудо-вой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил.
7. Средняя зрелость (от 40-45 до 60 лет) ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя.
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что летит оно слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в дру­гих людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было по­лучено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

Задание №3. Исследование показателей сформированности инстанций личности с помощью шкалы Ч. Шефера;

Инструкция: «Обведите кружочком выбранный Вами ответ (правильные в отношении Вас характеристики личности)».

1. Недоверчивый да / нет 31. Понятливый да / нет 61. Хвалящий да / нет
2. Бдительный да / нет 32. Юмористичный да / нет 62. Изменчивый да / нет
3. Суровый да / нет 33. Угрюмый да / нет 63. Снисходительный да / нет
4. Нелогичный да / нет 34. Придирчивый да / нет 64. Нереалистичный да / нет
5. Спонтанный да / нет 35. Проницательный да / нет 65. Строгий да / нет
6. Раздраженный да / нет 36. Трезвомыслящий да / нет 66. Целеустремленный да / нет
7. Увлеченный да / нет 37. Строптивый да / нет 67. Открытый да / нет
8. Непреклонный да / нет 38. Внимательный да / нет 68. Осмотрительный да / нет
9. Рациональный да / нет 39. Восприимчивый да / нет 69. Порядочный да / нет
10. Рассеянный да / нет 40. Творческий да / нет 70. Озабоченный да / нет
11. Медлительный да / нет 41. Непринужденный да / нет 71. Бездеятельный да / нет
12. Комичный да / нет 42. Упрямый да / нет 72. Саркастический да / нет
13. Верящий людям да / нет 43. Робкий да / нет 73. Экономный да / нет
14. Энергичный да / нет 44. Непрогнозируемый да / нет 74. Консервативный да / нет
15. Несдержанный да / нет 45. Терпеливый да / нет 75. Поверхностный да / нет
16. Разумный да / нет 46. Доброжелательный да / нет 76. Неосмотрительный да / нет
17. Нерациональный да / нет 47. Деспотичный да / нет 77. Жизнерадостный да / нет
18. Агрессивный да / нет 48. Забавляющийся да / нет 78. Умелый да / нет
19. Любознатель-ный да / нет 49. Плаксивый да / нет 79. Безудержный да / нет
20. Внушаемый да / нет 50. Незрелый да / нет 80. Благородный да / нет
21. Гибкий да / нет 51. Бессистемный да / нет 81. Суровый да / нет
22. Легко возбуди-мый да / нет 52. Реалистичный да / нет 82. Эгоцентричный да / нет
23. Эгоистичный да / нет 53. Надежный да / нет 83. Самобичующийся да / нет
24. Ворчливый да / нет 54. Несамостоятельный да / нет 84. Приказывающий да / нет
25. Суеверный да / нет 55. Самоуверенный да / нет 85. Уверенный в себе да / нет
26. Объединяющий да / нет 56. Отчаянный да / нет 86. Логичный да / нет
27. Самостоятель-ный да / нет 57. Возбудимый да / нет 87. Любящий спорить да / нет
28. Искренний да / нет 58. Рассудительный да / нет 88. С широкими интере-сами да / нет
29. Нерешительный да / нет 59. Трудолюбивый да / нет 89. Имеющий индивиду-альность да / нет
30. Дальновидный да / нет 60. Нецеленаправлен-ный да / нет 90. Легко поддающийся переменам настроения да / нет

Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых (форма А, приведенная в тексте практикума), для подростков и для детей. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях трансактного анализа.

Ключи (Каждое совпадение - 1 балл)

Способствующий развитию РОДИТЕЛЬ«С» (сумма «+»)

13, 16, 26, 28, 38, 39, 45, 46, 53, 59, 61, 63, 69, 80, 85

Консервативный РОДИТЕЛЬ «К» (сумма «+») 1, 3, 6, 8, 24, 25, 34, 47, 55, 65, 72, 74, 81, 83, 84

Общий результат = сумма Ыѻ - сумма Р«К» = ? (оптимум «+9»)

Рациональный ВЗРОСЛЫЙ «Р» (сумма «+») 2, 9, 21, 30, 31, 35, 36, 52, 58, 66, 68, 73, 78, 86, 89

Иррациональный ВЗРОСЛЫЙ «И» (сумма «+»)

4, 10, 11, 17, 20, 37, 42, 51, 60, 64, 70, 71, 75, 76, 87

Общий результат = сумма «л - сумма В«И» = ? (оптимум «+7»)

Позитивный ДИТЯ «П» (сумма «+») 5, 7, 12, 14, 19, 27, 32, 40, 41, 48, 56, 62, 67, 77, 88

Трудный ДИТЯ «Т» (сумма «+») 15, 18, 22, 23, 29, 33, 43, 44, 49, 50, 54, 57, 79, 82, 90

Общий результат = сумма Д«П» - сумма Д«Т» = ? (оптимум «+6»)

СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТ «РОДИТЕЛЬ» - адаптивный компонент «Родителя», включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Характерна гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.

КОНСЕРВАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ - подавляющий косный, самообесценивающий Родитель. Высококритичный, карающий, консервативный, не адаптивный. У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ведущее к разрешению проблем.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - с дефектным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптированного поведения.

ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, легко адаптирующийся ребенок.

ТРУДНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладают импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация».

Тема 10. Проблемное поле современной социальной психологии. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические барьеры взаимодействия врача и пациента.

Цели и задачи:формирование представлений об основных направлениях исследований в социальной психологии. Изучение социальных феноменов в больших и малых группах. Обучение эффективным навыкам коммуникации. Формирование коммуникативной компетентности.

Основные понятия:социальное мышление, социальное влияние, невербальное поведение, социальная фасилитация, социальная ингибиция, каузальная атрибуция.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Предмет, задачи и методы исследования в социальной психологии.

2. Понятие группы в социальной психологии.

3. Теория каузальной атрибуции, возможность ее использования в работе врача.

4. Вербальные и невербальные аспекты общения, возможность управления процессом общения в системе «врач-пациент».

5. Коммуникативная компетентность врача, ее составляющие.

6. Психологические барьеры общения в медицинской профессии.

Классики говорят, что .…

«В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией…»

Зигмунд Фрейд

«Одиночество – величайшее зло для человека. заключение в одиночной камере, как полагают многие, является слишком жестокой и неестественной пыткой, чтобы ее можно было одобрить в цивилизованных странах. Для человека, оказавшегося выброшенным на необитаемый остров, самым ярким и волнующим впечатлением будет след человеческой ступни или маячащая вдали человеческая фигура».

Наши рекомендации