Кафедра философии с курсом психологии и педагогики

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ С КУРСОМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Н.Н. Осипова

ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ

кафедра философии с курсом психологии и педагогики - student2.ru

Издание одобрено и рекомендовано к печати

Центральным методическим советом

Смоленской государственной медицинской академии

СМОЛЕНСК 2011

УДК

ББК

Рецензенты: Сонин Валерий Абрамович - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Смоленского государственного университета

Автор: Осипова Н.Н.

Практикум по психологии: учебное пособие / Осипова Н.Н. – Смоленск: СГМА, 2011. - 91 с.

Практикум по психологии предназначен для студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии. В практикуме представлены материалы для самостоятельной работы студентов, типовые задачи, элементы психологических тренингов, тесты для исследования когнитивных, эмоциональных процессов, профессионально значимых личностных характеристик.

Учебное пособие рекомендовано Центральным методическим советом ГОУ ВПО СГМА Росздрава № ________ «___» ____________ 20__ г.

(протокола) (дата заседания)

ББК

УДК

ISBN_____ © Автор Н.Н. Осипова, 2011

© ГОУ ВПО СГМА Росздрава, 2011

Тема 1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины. Современные психологические школы. Методы исследования в психологии.

Цель и задачи:получить представление о месте психологии в системе гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Показать связь психологии с медициной в контексте субъектных взаимодействий в системе «врач-больной», а также психологического сопровождения лечебно-диагностического процесса. Ознакомить с основными психологическими направлениями, показать связь с психотерапией. Рассмотреть методы исследования в психологии.

Основные понятия:психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, сознание, деятельность, рефлексия, наблюдение, проекция.

Вопросы к занятию:

  1. Основные этапы становления психологии как науки. Задачи и проблемы современной психологии. Психологические направления и школы в зарубежной психологии (психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология).
  2. Вклад отечественных ученых в изучение психики человека. Концепция единства сознания и деятельности.
  3. Возможности и необходимость совместной работы врача и психолога. Психологическая компетентность врача.
  4. Методы психологического исследования. Возможности использования психологической диагностики в медицине.


Классики говорят, что….

«...медицина не техника, где доминируют точные науки – физика, математика, киберне­тика, которые не являются основами логиче­ских операций врача. Эти операции, как и са­мое исследование, особо сложны потому, что на больничной кровати лежит не абстрактная болезнь, а конкретный больной, то есть всегда какое-то индивидуальной преломление болезни... в индивидуальном факторе и коренится основная, наиболее объективная причина врачебных ошибок и никакое руководство, ника­кой опыт не в состоянии гарантировать абсолютную безошибочность мыслей и действий врача, хотя, как идеал, это остается нашим девизом».

И.В. Давыдовский

«Теперь ты изучил болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал, и знает каков ты...»

М.Я. Мудров

«Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия больные; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, если последний единственный в данной местности, к которому нет доверия».

Г.В. Захарьин

«... специалист, устремленный на определенный орган, не только не видит пациента в целом, он не видит и медицины в целом, он не хочет знать и проблем в целом».

Н.В. Эльштейн (д.м.н, профессор, автор книги «Диалог о медицине»)

«У нее один шанс... Ну, скажем, против десяти... и то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакология теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика».

О. Генри (из новеллы «Последний лист»)

Задание 1. Дискуссия «Отношение медиков к психологии. Анализ причин предубеждений».

«И. Харди говорит о «психологической скотоме» медицинских работников, которые не принимают во внимание психическую жизнь больного и в своих рассуждениях останавливаются на уровне вегетативной нервной системы. Он приводит некоторые причины предубеждения медицинских работников против психологии:

1. Традиционное преобладание физических, химических, патолого-анатомических знаний, которые они считают решающими.

2. Существенным они считают лишь то, что можно надежно зарегистрировать органами чувств: идеальным образцом, например, является рентгеновский снимок кости.

3. Видимые физические признаки всегда скорее вели людей к тому, чтобы они обратились к врачу.

4. Эти тенденции особенно поощряются в век технического прогресса.

5. Понятие «болезнь» у врача скорее совпадает с представлением органических данных, а не с нарушением функции.

6. В подготовке врачей и медицинских сестер психологическое и психиатрическое образование не находится не должной высоте, что в большей или меньшей степени относится и к дальнейшему повышению квалификации в процессе работы.

Задание 2. Различия между врачом и психологом в подходах к работе с пациентами.

Расскажите (используя материал таблицы), что вы думаете о причинах различий во взглядах специалистов, получивших профессионально – медицинскую и профессионально – психологическую подготовку.

Табл. 1. Две модели в работе врача-психотерапевта (В.Е. Каган, 1995)

Параметры сравнения Медицинская модель Психологическая модель
Философия Гносеология Онтология
Этика Коллективистская Индивидуалистическая
  Антропоцентрическая Экологическая
Картина мира Объективная Субъективная
Ведущая стратегия мышления Анализ Синтез
Интерпретация человека Органо-системная Холистическая
  В терминах функционирова- В терминах развития
  ния и адаптации и совладания
Обращенность К нарушению К проблеме
  К болезни К человеку
  К несостоятельности К потенциям
  К фактам К значениям и смыслам
  К функционированию К бытию
Диагностика Симптомов Актуального состояния
  Болезни. Проблемы
  Статистическая Индивидуальная
Цели терапии Ликвидация симптома Решение проблемы
  Возврат к «норме» Развитие, рост
Позиция терапевта Здоровый Осознающий себя
  Защита Совладание
  Воздействие Взаимодействие
  Знание Сопереживание
  Наблюдение Включенность
  Патернализм Паритетность
  Расспрос Слушание
  Ответственность за результат Ответственность за процесс
Позиция пациента Больной Клиент
Отношения В системе логики В системе переживаний
  Субъект-Объект Субъект-Субъект
  Я – Оно Я – Ты
Фокусировка отношений На болезни На ресурсах
Критерии эффективности Объективные Субъективные
  Внешние Внутренние
  Степень восстановления здоровья Качество жизни  

Задание 3. Анализ преимуществ и недостатков тестов-опросников.

Шкала Д.Марлоу – Д.Крауна на оценку мотивации одобрения;

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то «нет»

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Ключ (засчитываются совпадения)

«Да» - на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

«Нет» - на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация поиска одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о неприятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

Задание 4. Выполнить проективную психодиагностическую методику «Несуществующее животное». Инструкция:нарисовать с помощью простого карандаша животное, которого не существует в действительности, и назвать его несуществующим именем.Проанализировать результаты (совместно с преподавателем) в сравнении с тестами-опросниками.

Задание 5. Наблюдение как метод изучения личности: «Поведенческий портрет по данным наблюдения»

Студентам предлагается составить «Поведенческий портрет личности по данным наблюдения». Задание выполняется в рабочей тетради для практических занятий (в виде «Психологического дневника»). Отработка данного задания включает в себя два занятия с интервалом в две недели, в течение которого проводятся необходимые наблюдения.

На первом занятии студенты знакомятся с содержанием задания – составить на основе данных наблюдения «поведенческий портрет» человека (своего товарища по группе), то есть дать настолько точное и подробное описание рисунка его поведения и привычек, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с тем, кто является объектом наблюдения ...

Следует подчеркнуть, что в портрете должны быть полностью исключены какие-либо упоминания характерных, отличительных черт внешности наблюдаемого человека, типа «слегка косит левым глазом» или «чаще всего одета в розовую кофточку». В задании предлагается использовать схему перекрестного наблюдения, при котором за одним испытуемым наблюдают сразу несколько человек, а сам испытуемый, в свою очередь, выступает в роли наблюдателя по отношению к кому-то другому. Для этого каждый студент получает карточку с фамилией того человека, поведение которого он должен описать. Необходимым требованием к студентам является сохранение тайны относительно того, кто за кем наблюдает. Таким образом, каждому становится известен только собственный объект наблюдения; каждый наблюдатель не имеет сведений относительного того, за кем наблюдают другие, а также не является ли он сам объектом наблюдения. На первом этапе студенты должны составить первые «поведенческие портреты» своих наблюдаемых, основой которых является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением. Указания к этому описанию:

а) составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.;

б) должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

в) может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения жизненных задач и т.п.);

г) не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека. Учитывая то обстоятельство, что поведенческие портреты будут зачитываться и обсуждаться на занятиях, следует отказаться в описаниях от попыток «проникнуть во внутренний мир», которые могут не только обидеть наблюдаемых, но и ухудшить психологический климат в группе. В течение двух недель до второго занятия студенты наблюдают за своими испытуемыми, стараясь зафиксировать как можно больше информации для составления «портрета». Наблюдение должно по возможности охватить поведение испытуемого в разнообразных ситуациях, осветить его с разных сторон. Наблюдать следует скрыто, тактично, стараясь, чтобы испытуемый не замечал факта наблюдения, чтобы наблюдение на искажало его естественного поведения, а его влияние на ситуацию наблюдения было минимальным. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений, который ведется в соответствии с предъявляемыми к таким дневникам требованиями.

Ко второму занятию студенты должны представить дневник наблюдений и написанный на основе систематических, относительно длительных наблюдений второй «портрет» испытуемого.

На втором занятии происходит проверка дневников наблюдений и анализ составленных описаний поведения.

При сравнении данных, полученных различными наблюдателями, обнаруживаются разные подходы к объекту наблюдения, неизбежные при нестандартизированном типе наблюдения. Качественный анализ согласия наблюдателей позволяет рассмотреть причины расхождения между ними, выявить значимость объективных условий наблюдения (продолжительности, частоты, различия ситуаций).

С.Л. Рубинштейн

«Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим».

Р.Л. Грегори, психолог, 1981

Задание № 1. Провести психологический анализ субъективного состояния слабослышащего человека.

«О люди, вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлобленным, сумасшедшим или человеконенавистником, о, как вы несправедливы! Вы не знаете той скрытой причины, по которой я кажусь вам таким. По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз новой подтверждение моего увечья. И мне невозможно было сказать людям: «Говорите со мной громче, кричите, потому что я глухой!..» Простите же меня за то, что я вынужден сторониться всех, меж тем как мне хотелось бы быть среди вас. Мое несчастье для меня тем мучительнее, что я из-за него остаюсь непризнанным. Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности».

Задание № 2. Исследование алекситимии

«Термин «алекситимия» ввел в литературу P.E.Sifneos в 1972 г. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе - «нет слов для названия чувств»). Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения J.Ruesch (1948), установившего, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся описанной им «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном и символическом выражении эмоций. Близкие особенности психосоматических пациентов были описаны также в 1963 г. P.Marty и de M.M.Uzan.

Алекситимия является психологической характеристикой, определяемой следующими когнитивно-аффективными особенностями: 1) трудностью в определении (идентификации) и описания собственных чувств; 2) трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения; 4) фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Задание № 3. Исследование схемы тела

1) Преподаватель выбирает из группы студента, у которого по данным опросника самая высокая способность описывать вербально свои ощущения.

Испытуемый садится на стул около стола преподавателя и с закрытыми глазами (на ощупь) определяет материал, из которого сделаны некоторые предметы: стекло, дерево, бумага, ткань (желательно наличие плоской поверхности 10 на 10 см. или побольше).

Ему предлагается описать ощущения, по которым он определяет материал.

Преподаватель заостряет внимание группы наиболее интересных и важных фактах самоотчета.

2) Испытуемому предлагается выполнить то же задание, но по поверхностям из различного материала он должен водить уже не кончиками пальцев руки, а авторучкой без стержня (в идеале - скальпель). Ему предлагается ответить на вопросы:

* чем отличается ощупывание рукой от ощупывания предметом?

* чем он чувствует материал (кончиками пальцев, на которые передается ощущение с предмета, или самой оконечностью предмета)?

Преподаватель заостряет внимание группы:

- на наиболее важных деталях отчета,

- сравнивает успешность выполнения задания в 1-ом и 2-ом случаях,

- делает заключение о важности феномена включения предмета в схему тела в работе врача (предмет служит «продолжением органов чувств»);

Задание № 4. Определение ведущей репрезентативной системы

У каждого из нас среди органов чувств есть как бы ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Эта психологическая игра поможет вам узнать, какие органы чувств скорее «откликаются» при ваших контактах с окружающим миром. Отвечайте на вопросы «согласен» или «не согласен». Обведите кружком номера тех вопросов, на которые ответили «согласен».

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю ходить в сауну.

5. В автомашине для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.

13. Когда слышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Склонен к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После неудачного дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сам с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобные туфли.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.

34. Умею слушать собеседника.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядка.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Тип А (видеть) 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45
Тип В (ощущать) 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47
Тип С (слышать) 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48

Теперь подсчитайте, в каком разделе больше кружочков, - это ваш главный тип восприятия. Добавим, что речь человека тоже может подсказать, к какому типу он принадлежит.

ТИП А (видеть). Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видел этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметил прекрасную особенность». Рисунки, образные описания, фотографии значат для типа А больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

ТИП В (ощущать, осязать). Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

ТИП С (слышать). «Не понимаю, что мне говоришь», «это известие для меня...», «не выношу таких громких мелодий» - вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения.

Задание № 5. Рефлексивное исследование ведущей репрезентативной системы. Задание выполняется в спокойном эмоциональном состоянии, желательно без присутствия других людей. В течение 3-х минут сосредоточить свое внимание на зрении, попытавшись рассмотреть все предметы, их цвет, форму, находящиеся в поле зрения. Затем в течение следующих 3-х минут, закрыв глаза, сосредоточиться на слуховых ощущениях. В течение последующих 3-х минут с закрытыми глазами сосредоточиться на телесных ощущениях. Данные самонаблюдения записать в психологический дневник.

Тема 4. Общие сведения о познавательных психических процессах. Основные свойства и особенности познавательных психических процессов: память, внимание. Познавательные психические процессы и их место в обучении и профессиональной деятельности врача.

Цели и задачи:формирование знаний о психофизиологических основах внимания и памяти. Изучение основных психологических свойств аттентивных и мнемических процессов. Влияние болезни на аттетивно-мнестические способности.

Основные понятия:внимание, доминанта Ухтомского,концентрация, распределение, устойчивость, запоминание, сохранение информации, эффект Зейгарник, кривая Эббингауза, мнемотехники, гипомнезия.

Вопросы к занятию:

  1. Современные теории внимания. Классификация видов внимания.
  2. Основные свойства внимания, возможности их диагностики.
  3. Гиперактивность и дефицит внимания, значение в педиатрической практике.
  4. Виды и процессы памяти, значение в работе врача.
  5. Психологическая диагностика мнемических процессов.

Классики говорят, что………..

«Без внимания для духа ничего нет ... Внимание образует, поэтому, начало образования».

Г.В.Ф. Гегель

«Совесть требует от нас быть внимательными к людям и ситуациям. В некотором смысле совесть - это обостренная внимательность, позволяющая усмотреть в этически безразличной, на первый взгляд, ситуации необходимость четкой моральной оценки».

Ю. Шрейдер, философ, 1994

«Страх перед будущим и сожаление о прошлом – вот две тучи, скрывающие солнечный свет настоящего».

Дж. Рейнуотер (психотерапевт)

«Память – это преодоление отсутствия»

П. Жане (выдающийся французский психиатр и психолог)

«Упорное припоминание есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает ленность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний».

К.Д. Ушинский

Задание № 1. Составить психологическую характеристику аттентивно-мнетических процессов.

«Существовали живые прообразы как Холмса, так и Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл, хирург из Эдинбургской больницы ... У Белла, худого, жилистого, смуглого человека, были острый, пронизывающий взгляд, орлиный нос и высокий, резкий голос. Сидя, откинувшись в кресле, сложив руки, он быстро отмечал характерные особенности пациентов, которых Дойл, назначенный им амбулаторным клерком, вводил в его комнату, и сообщал студентам и ассистентам что-нибудь вроде: «Господа, я не могу сказать точно, кто этот человек - резчик пробки или кровельщик. Я вижу легкое callus, или затвердение, на одной стороне его указательного пальца и легкое утолщение на внешней стороне большого пальца. А это точный признак обеих профессий». Другой случай был проще:

«Я вижу, вы злоупотребляете спиртным. Вы даже носите фляжку во внутреннем кармане вашего пальто». Третий пациент с открытым ртом слушал, как Белл, заметив: «Вы, я вижу, сапожник», повернулся к студентам и обратил их внимание на то, что брюки пациента были порваны с задней стороны штанины под коленом, где он зажимал выколотку, что характерно только для сапожников. Один диагноз Белла произвел на Дойла такое впечатление, что тот помнил его всю жизнь.

- Итак, вы служили в армии.

- Да, сэр.

- Демобилизовались недавно?

- Да, сэр.

- Шотландский полк?

- Да, сэр.

- Унтер-офицер?

- Да, сэр.

- Служили на Барбадосе?

- Да, сэр.

- Видите, господа, - объяснил Белл студентам. - Это вежливый человек, но он не снял шляпу. В армии головной убор не снимают, но он бы привык к гражданской жизни, если бы демобилизовался давно. В нем чувствуется властность, и он явно шотландец. Что же касается Барбадоса, то он пришел по поводу элефантиаза, а это - заболевание, свойственное Вест-Индии, а не Англии.

Белл описывает свои методы по-холмсовски: «Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей... Глаза и уши, которые видят и слышат, память, которая мгновенно запоминает, чтобы по первому требованию воссоздать замеченное органами чувств, и воображение, способное соткать теорию, или воссоединить разорванную цепь, или распутать хитросплетение сведений, - таковы требования, которые предъявляет хорошему диагносту его профессия.» (Хескет Пирсон «Конан Дойл. Его жизнь и творчество» // Карр Дж.Д., Пирсон Х. Артур Конан Дойл. - М., 1989, С.282)

Задание № 2. Психологический тест для исследования свойств внимания.

Инструкция: На каждой строчке есть пары соседних цифр, в сумме составляющих 10. Найдите их и подчеркните.

Например: 2 9 4 6 1 1 9 3 5 5 6 7 8 5 4 7

Работайте как можно быстрее. Будьте внимательны и не выходите из лимита времени, иначе результат не будет верным. Время на решение: 7 минут

А: 2 9 1 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 3 8 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 7
Б: 9 8 7 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 1 4 2 1 5 2 1 6 2 1 7 2 8 1 9 2
В: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 1 5 3 1 6 3 1 7 4 6 1 3 5 1 2 4
Г: 3 3 4 6 7 3 8 2 9 1 4 5 6 7 3 4 9 1 2 9 1 2 3 1 9 8 7 6 5 1 9 0
Д: 5 3 9 8 2 7 7 4 6 7 5 3 7 0 9 8 8 0 2 8 3 8 2 0 8 2 4 6 5 9 3 4
Е: 2 0 5 6 3 7 7 0 8 9 5 7 4 9 7 4 5 5 0 5 5 3 3 5 5 4 4 6 5 5 0 5
Е: 6 4 3 2 8 9 7 6 3 7 8 2 0 9 3 8 2 4 5 7 8 6 4 0 1 8 2 5 8 6 4 0
Ж: 7 6 5 5 4 7 4 4 4 6 6 6 8 8 8 3 1 3 4 5 1 7 8 9 1 3 1 4 1 5 6 1
З: 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 5 4 3 7 8 2 3 9 2 3 7 2 3 6 3 2 4 3 7 6
И: 9 8 7 9 8 7 8 7 6 8 2 6 7 6 5 7 0 1 9 8 6 8 4 7 4 3 2 8 9 6 1 0
Й: 1 9 8 7 3 8 2 6 4 5 5 9 1 0 8 8 4 2 3 4 5 6 8 3 4 5 6 7 9 4 6 7
К: 2 4 6 8 2 4 6 8 3 6 9 1 1 8 1 9 4 4 5 5 5 6 6 6 6 7 7 7 7 7 3 8
Л: 8 3 6 5 9 1 7 2 3 7 5 9 4 3 7 6 7 7 6 6 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1 2 5
М: 9 1 8 8 7 3 6 4 5 5 8 1 8 3 7 2 9 1 0 8 2 0 7 4 5 6 7 4 9 2 3 7
Н: 2 7 3 4 8 5 5 6 4 7 2 3 7 8 0 2 6 7 7 5 6 7 5 6 7 5 6 4 5 9 1 8
О: 6 3 8 6 0 9 1 8 7 6 4 3 8 2 9 2 8 7 6 5 4 6 5 4 3 5 4 3 2 7 3 4
П: 9 7 5 4 3 3 5 4 6 8 2 2 5 4 6 6 8 5 7 4 6 3 2 5 9 6 6 4 5 5 4 0
Р: 4 0 4 3 9 3 4 7 2 6 8 2 4 7 4 6 3 6 4 7 5 8 6 9 7 2 8 3 7 6 5 6
С: 9 0 1 6 1 9 8 4 6 3 2 8 7 6 4 2 8 4 8 7 6 5 9 0 7 1 1 5 1 9 6 3
Т: 8 3 6 5 4 2 8 9 6 6 1 0 3 6 8 2 6 7 5 4 6 9 8 4 5 7 3 4 2 8 7 2
У: 4 8 6 5 4 8 7 6 9 8 3 4 7 3 8 9 6 4 7 4 6 7 6 4 7 6 4 7 3 4 5 8
Ф: 8 9 5 7 3 8 6 9 0 1 0 2 8 3 5 7 8 2 3 2 8 1 8 1 9 1 6 1 5 5 7 3
Х: 6 4 2 8 6 4 9 7 6 2 8 0 1 8 3 6 5 2 8 3 6 6 7 7 8 8 9 9 1 1 2 7
Ц: 4 8 2 9 5 1 6 3 8 3 7 8 4 6 7 5 2 2 6 6 3 3 7 7 4 4 8 8 5 5 9 9
Ч: 6 2 4 8 2 7 4 6 3 8 9 6 1 9 8 4 4 3 2 8 4 5 5 9 1 8 2 6 4 3 7 9

Исследование распределения внимания.Диагностика выполняется в парах, где поочередно студенты выполняют роли исследователя и испытуемого.

¡ + ¡ + ¡ ¡ + ¡ ¡ + + ¡
¡ + + ¡ ¡ + + ¡ ¡ ¡ + ¡
¡ ¡ ¡ + ¡ ¡ + ¡ ¡ + + +
¡ ¡ ¡ + ¡ ¡ + + + ¡ ¡ +
+ ¡ + ¡ + ¡ ¡ ¡ + ¡ + ¡
¡ + + ¡ + ¡ ¡ ¡ + ¡ + ¡

Испытуемому предлагается, начиная с первой строчки подсчитывать кружки и крестики одновременно. Счет проводится устно, вслух. Указывать пальцем или карандашом на объекты не разрешается. Пример счета: один круг, один крест, два круга, два креста, три круга, четыре круга, три креста ...

(Для удобства регистрации необходимо использовать ТАБЛИЦУ, которую заготавливают до начала опыта, а потом прилагают к отчету:

0: 1.2.3.4.5.6.7.8....

+: 1.2.3.4.5.6.7.8....

Можно достаточно долго работать со стимульным материалом, с любой строчки, развернув его, как угодно.

Задание № 3. Упражнение «Пальцы»

Участникам группы удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на голени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность - 5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде» благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен... Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Hужно сосредоточиться на выполняемом движении..., но в какой-то момент участник вдруг застает себя за посторонними мыслями.

Задание №4. Исследование памяти

Задание № 5. Тест исследования механической памяти.

Инструкция: за 40 секунд постарайтесь запомнить предлагаемые цифры и их номера.

1. 5. 9. 13. 17.
2. 6. 10. 14. 18.
3. 7. 11 15. 19.
4. 8. 12. 16. 20.

Задание № 6.Тест «Пиктограмма»

Задание выполняется на отдельных стандартных листах, приготовленных преподавателем (при гарантиях анонимности возможно совместное обсуждение полученных результатов, возможно написание реферата с использованием этих материалов). Для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблицы. Студентам читаются 16 отдельных слов и словосочетаний, при стандартной инструкции.

Понятие Пикто-грамма Критерий адекватности (+ или -) Критерий вос-произведения спустя отсроченный период (+ или -) Критерий конкретности/ абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) Критерий стандартности/ оригинальности образа в баллах (от 1 до 3)
веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, богатство, дружба, тяжелая болезнь, развитие, темная ночь, ум, разлука, теплый ветер, надежда, ядовитый вопрос, радость, одиночество, смелый поступок.            

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным образом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий – адекватности. Через час эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Засчитываются только полные и точные ответы.

Третий критерий – конкретность / абстрактность – так же оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту (от 1 – конкретность, до 3 – абстрактность).

Четвертый критерий – стандартность / оригинальность пик

Наши рекомендации