И его культурно-исторические последствия

(в том числе для развития медико-фармацевтического дела)

Многие века американские культуры развивались в изоляции от остального мира. Плавания в Америку из других частей света до Колумба носили спорадический характер и практически не повлияли на культуры ее обитателей. В свете разных гипотез и навигационных экспериментов (вроде плавания команды Тура Хейердала на плоту “Кон-Тики”), очень может быть, что берегов Нового Света достигали с востока римляне, затем исландские викинги; с запада — полинезийцы, китайцы, японцы. В одних случаях это были сознательные походы к новым землям за добычей и ради основания колоний (как у исландца Лейфа Счастливого), в других — злоключения попавших в штормы и течения мореходов-каботажников [27][27]. Однако никакого влияния на американских аборигенов эти небольшие кучки пришельцев не оказали — эскимосы и индейцы принимали их враждебно и со временем уничтожали. Поэтому гораздо больше культурных заимствований (растений, птиц) произошло само собой, благодаря океанским течениям. Так что по-настоящему открыл для остального мира Америку именно Христофор Колумб и его последователи (в честь одного из них — Америго Веспуччи этот континент и был назван).

Покорение Америки начали испанцы. В 1492 г. флотилия из нескольких каравелл Колумба пересекла Атлантику. В 1513 г. испанцы впервые вышли через Панамский перешеек к Тихому океану. Период завоевания вновь открытого континента — конец XV – XVI вв. — получил название конкисты (исп. “завоевание”). Название участника этих походов и войн — конкистадор — стало нарицательным для смелого и алчного искателя приключений, захватчика покоренных народов. В 1521 г. маленький отряд Эрнанда Кортеса захватил столицу инков Теночтитлан, пленил и убил их царя Монтесуму [28][28]. В 1531 г. Франциско Писарро со своими головорезами отплыл из Панамы на завоевание легендарного по своим богатствам царства инков со столицей в Куско, коварно расправившись с его главой Атауальпой. Смелость захватчиков, циничный обман вождей противника, огнестрельное оружие, шокирующий индейцев вид закованных в латы белых бородачей на «страшных» существах — лошадях способствовали победам горстки авантюристов над огромными империями. Победителям достались горы золота и массы рабов.

Н.С. Гумилев, бредивший в юности географическими открытиями и приключениями в тропиках, назвал первый сборник своих стихов “Путь конквистадора” (1903–1905 гг.). К этой же теме он возвращался и в дальнейшем своем творчестве (“Старый конквистадор” из сборника “Жемчуга”). Однако гораздо лучше идея и психология конкисты выражена в зрелых стихах этого поэта. В частности, в его поэтическом завещании “Мои читатели”:

... Много их, сильных, злых и веселых,

Убивавших слонов и людей,

Умиравших от жажды в пустыне,

Замерзавших на кромке вечного льда,

Верных нашей планете,

Сильной, веселой, злой ...

... Я не оскорбляю их неврастенией,

Не унижаю душевной теплотой,

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца,

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не бояться,

Не бояться и делать, как надо...

Итак, на рубеже XV–XVI вв. в Западном полушарии встретились два огромных мира, которые до этого, начиная с каменного века, развивались совершенно самостоятельно. И если индейцы к тому времени остались на уровне древнего Шумера или Египта, то Старый Свет стоял на пороге индустриального капитализма. Слияние культур Старого и Нового Света имело для них противоречивые последствия. С одной стороны, конкиста нарушила историческое развитие американцев. Их цивилизации оказались уничтожены испанскими солдатами; добивали индейцев следующие поколения колонистов из разных стран Европы, прежде всего англичане и французы. Загнанные к началу XX вв. в негостеприимные резервации, индейцы мучились и вымирали там долгие десятилетия.

Благодаря европейским завоевателям, вопреки их жестокости в обращении с местным населением, коренные американцы приобщились к мировой цивилизации, ее достижениям (в том числе медико-фармацевтическим) и, к сожалению, специфическим порокам. Включая целый набор страшных эпидемических болезней, которых они до завоевания европейцами не знали. Коренное население Америки от заморской заразы уменьшилось на несколько миллионов человек. Испанский хронист
Б. де Лас Касса (1474–1566), почти полвека проживший в американских провинциях Испании, писал об их коренном населении: «Это люди хрупкого телосложения. Они не переносят тяжелых болезней и быстро гибнут от малейшего недомогания». Помимо действительно слабого в первобытных условиях здоровья, имеется в виду отсутствие у индейцев иммунитета к европейским вирусам и бактериям.

Вместе с тем террористическими методами завоеватели остановили в Америке межплеменную резню, работорговлю, человеческие жертвоприношения, порабощение массы соотечественников. Всё это широко практиковалось у майя, инков и всех их соседей.

Европа же получила массу американских сокровищ, которые сыграли свою роль в ее политическом и научно-техническом возвышении над остальным миром. Причем приток золота из-за океана пришелся как нельзя кстати: он позволил Западной Европе мобилизовать силы для отпора опаснейшей агрессии турок-османов. Так что опоздай конкистадоры на несколько десятков лет, мировая история могла бы пойти по совсем иному пути.

Шедевры майя, инков, их предшественников и соседей были открыты археологами из-под земли лишь в XX в. Их реставрация и изучение обогатило мировую историю искусства, науки, религии. К сожалению, в связи со слабым развитием письменности у народов Древней Америки, нам явно недостаточно конкретных сведений об их медицинских познаниях и навыках.

Кроме валюты в виде драгоценных металлов и камней, европейцы заимствовали из Нового Света такие сельскохозяйственные культуры, без которых ныне немыслима наша жизнь: картофель и другие горные по происхождению корнеплоды, табак, бобы, фасоль, томаты, кукуруза, подсолнух, какао, ваниль, кока; хинин, каучук, кое-что еще из вкусных и полезных продуктов. Как видно, многие из них и их производных широко применяются теперь в химико-фармацевтической промышленности, медицинских технологиях.

Европейские по сути стандарты жизни на просторной американской почве породили суперцивилизацию США, которая ныне задает тон, в том числе и по части мировых стандартов медицины и фармации. В многослойную североамериканскую культуру сегодня интегрированы и остатки индейцев, чье существование в бывших резервациях теперь является скорее льготным, привилегированным.

Испанские и португальские колонии за океаном превратились со временем в пеструю карту латиноамериканских государств, которые в свою очередь, дали миру яркую культуру — музыки, танца, литературы. С образом жизни латиноамериканцев, включая охрану здоровья и борьбу с недугами, мы знакомимся по замечательным романам Габриэля Гарсиа Маркеса, Жоржи Амаду и других представителей «магического реализма».

Вопросы для повторения

Какие черты общественного строя и духовной культуры похожи у народов Древней Месопотамии и Доколумбовой Америки, а какие их различают?

Почему в одних районах Американского континента возникли древние государства, целые цивилизации, а другие навсегда остались на первобытном уровне?

Как, на ваш взгляд, развивалась бы история, в том числе медико-фармацевтическая, в Старом и Новом Свете, если бы открытие Америки европейцами задержалось на большее или меньшее время?

Доколумбовы плавания в Америку: миф или реальность? Насколько эти контакты представителей разных культур могли повлиять на их развитие?

Какими видами лекарственного сырья Америка одарила Старый Свет? Нашлись бы им равноценные замены среди сугубо европейских лекарственных растений?

Здоровая жизнь первобытных народов в лоне девственной природы: приемлема ли такая версия?

Завоевание Америки европейцами: благо или зло для ее коренных жителей? Можно ли определить пропорцию того и другого?

О каких медико-фармацевтических познаниях жителей Древней Америки может поведать изучение индейских мумий?

Назовите сельскохозяйственные культуры, заимствованные европейцами в Америке. Какие из них используются в фармацевтической промышленности?

Каково место Южной Америки в международном наркотрафике?

Чем объяснить бедственное положение коренных обитателей Америки после ее европейского завоевания? В том числе по всем медицинским показателям.

Заключение

1. Первобытное общество и первые цивилизации Земли — начальные этапы истории человечества.

2. Общее и особенное в медико-фармацевтических знаниях и умениях древних обществ. Идейно-технический «потолок» развития медицины и фармации на природной и аграрной ступенях мировой цивилизации.

3. Моменты преемственности и качественная разница между древней, традиционной (народной) и научной медициной наших дней.

Литература

Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Медведев А.П. Вводные лекции по курсу «История древнего мира». Ч. 1. Воронеж, 2002.

Первобытное общество послужило необходимым трамплином для перехода сначала одних, а по их примеру других народов Земли к цивилизованному образу жизни. Ни первый, ни второй из этих поистине исторических шагов человечества был бы невозможен без таких составляющих культуры, как медицина и фармация. Уже в древнем каменном веке оформились основы той формы врачевания болезней и поддержания здоровья, которая получила название народной (традиционной медицины). Ее рецепты и навыки довольно просты, основаны на здравом смысле и возможностях домашнего хозяйства самого простого типа (охотников, собирателей готовых плодов природы, а затем ранних земледельцев и скотоводов). Оценивая сегодня возможности и достижения этой самой древней формы врачевания, важно избегать крайностей. С одной стороны, она позволила человечеству выжить в предельно экстремальных условиях борьбы с дикой природой, массой ее угроз и опасностей. С другой стороны, она же, народная медицина/фармация бессильна перед многими вредоносными факторами, целым спектром заболеваний. Прописи народных целителей до сих пор способны помочь многим пациентам в сравнительно простых ситуациях недомогания. Народные лекарственные средства не обладают многими побочными свойствами, какие неизбежны при использовании лекарств, изготовленных промышленным способом. Однако при сложных поражениях организма народная аптека бессильна. Если ограничиться ее возможностями, то средний возраст пациентов неминуемо катастрофически снизится, а их страдания неимоверно возрастут. Простая медицина и фармация сыграли свою историческую роль, передали эстафету более развитым формам врачевания и в наши дни представляют собой либо сугубо музейный интерес, либо источник для научной доработки в промышленных условиях.

С переходом к ранним цивилизациям, который осуществился прежде всего на Востоке, медицина и фармация поднялись на качественно новый уровень. И на этом этапе своего исторического развития знания о лекарствах и лечении обеспечивали культурный прогресс, а сами опирались на его достижения. Решающую роль здесь сыграло изобретение письменности древними шумерами. Идея письма, будучи воспринята из Междуречья некоторыми соседним народами, обеспечила передачу разного рода информации, в том числе медико-фармакологического характера, в пространстве и, главное, во времени — от одного поколения к другому. Тем самым появилось решающее условие превращения медицины и фармации в особые профессии. Именно в рамках древневосточных цивилизаций появились первые на Земле врачи и фармацевты, которые специально учились искусству врачевания, получали за него плату и отвечали перед пациентами за успех своих действий. Эти профессионалы пришли на смену целителям шаманского типа, эффективность действий которых всегда оставалась на достаточно низком уровне, особенно применительно к более или менее сложным или же новым недугам.

На Древнем Востоке сформировались два направления врачебной деятельности. Первое можно назвать эмпирическим, потому что оно основывалось на практическом опыте распознавания болезней и применении лекарственных снадобий из природных субстанций, физиотерапевтических приемов. Второе направление — религиозно-культовое; оно базировалось на магических приемах воздействия на болезнь и больного. На одних стадиях развития древних государств и народов преобладало одно направление, на других - другое. Весьма показательно, однако, что практически везде на Востоке мистика и мифо-магическая практика борьбы с болезнями брала верх над эмпирико-практическим подходом к недугам. В итоге своего исторического развития восточная медицина и фармация, по сути дела, вернулась на уровень народной, только будучи усложнена более широким арсеналом средств врачебного воздействия и более сложными воззрениями на предмет лечения.

Как бы там ни было, именно на Древнем Востоке начинается специальная подготовка врачевателей, в том числе фармацевтов; закладываются основы медицинской этики; формируются общие представления о здоровом образе жизни и путях борьбы с недугами. Первые цивилизации Земли обогатили мировую медицинскую культуру многими открытиями в области лечебных свойств растений и прочих природных ресурсов; возможностей тела и души человека; целей и средств их врачевания. Отдавая должное медико-фармацевтическим достижениям древних народов, необходимо вместе с тем помнить о качественном различие их подходов к организму с тем, чего добилась научная медицина Запада. Диалог разных школ врачевания не должен поменяться слепым подражанием и псевдосенсационными надеждами на какую-то немыслимую мудрость, якобы зашифрованную индийскими, китайскими или египетскими лекарями. Новые победы на вечном пути борьбы человечества с недугами лежат в будущем, а не в прошлом.

Издательство Курского государственного медицинского университета

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

Лицензия ЛР № 020862 от 30.04.99 г.

Тираж 300 экз.

Отпечатано в типографии КГМУ.

305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3.

Заказ № 529.


[1][1] Генри Ф. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989. С. 13.

[2][2] Другой перевод того же афоризма: «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперёд» (Суета сует. Пятьсот лет английского афоризма. М., 1996. С. 114).

[3][3] См.: Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века. М., 2004. С. 5–6.

[4][4] Пастернак Б.Л. Что такое человек? // Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М., 1990. С. 292.

[5][5] См.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.
С. 310.

[6][6] Шторх Э. Охотники на мамонтов. М., 1993. С. 968.

[7][7] Повесть временных лет / Пер. О.В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. XI–XII века. СПб., 1997. С. 67.

[8][8] Полосьмак Н.В., Трунова В.А. Волосы из пазырыкских могил (рентгенофлуоресецентный анализ с использованием синхротронного излучения) // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2004. № 1 (17). С. 77–79.

[9][9] Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория философии. Л., 1971. С. 77–78.

[10][10] Теннер Дж. Тридцать лет среди индейцев / Пер с англ. М., 1863. С. 108–109.

[11][11] См.: Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество / Пер. с англ. М., 1989. С. 75.

[12][12] Мосс М. Набросок общей теории магии // В его кн.: Социальные функции священного. Избр. произведения. Пер. с франц. М., 2000. С. 153.

[13][13] Шульц Д.В. Моя жизнь среди индейцев // В его кн.: Ловец орлов и другие повести / Пер. с англ. М., 1991. С. 656–661.

[14][14] Щетько А.П. Шаман-фитотерапевт (на материале индейцев равнин) // Шаман и Вселенная в культуре народов мира. СПб., 1997. С. 62–66.

* При подготовке данного раздела использован материал канд. филос. н., доц.

В.Е. Никитина.

[15][15] Художественное переложение мотивов эпоса о Гильгамеше в стиле «исторического фэнтези» см. в кн.: Володихин Д. Дети Барса. СПб., 2004.

[16][16] Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984. С. 126.

[17][17] Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизаии. Ч. 1. Месопотамия. М., 1983. С. 460.

[18][18] Живописный рассказ об истории и культуре древнего Египта содержится в романе польского писателя Болеслава Пруса «Фараон» и поставленном по нему Ежи Кавалеровичем одноименном фильме.

[19][19] См.: Элебрахт П. Трагедия пирамид. 5000 лет разграбления египетских усыпальниц. М., 1984. С. 8–12.

[20][20] Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982. С. 78–79.

[21][21] Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия. Наука. Религия. М., 1980. С. 227.

[22][22] Цит. по: Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М., 1966. С. 101.
Подробнее см.: Де Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. М.–Л., 1955; Де Лас Ка-
сас Б. История Индий. Л., 1968.

[23][23] Кинжалов Р.В. Культура древних майя. Л., 1971. С. 147.

[24][24] См.: Керам К.В. Первый американец. Загадка индейцев доколумбовой эпохи. М., 1979. 103–111.

[25][25] Березкин Ю.В. Инки. Исторический опыт империи. Л., 1991. С. 158.

[26][26] Стингл М. Слава и смерть «сыновей солнца». Государство инков. М., 1986. С. 213–214.

[27][27] См. один из самых полных обзоров доколумбовых «открытий Америки»: Моуэт Ф. От ариев до викингов. М., 2004.

[28][28] См. живописное описание этих событий в романе: Хаггард Р. Дочь Монтесумы (разные издания).

Наши рекомендации