Правила составления рецептов
Бытует мнение, что знания трав достаточно для того, чтобы лечить болезни, но это не так. Смешивать травы без учета их взаимодействия нельзя. Хотя у каждой травы есть свой xaрактер, вкус и соответствие (подход) тому или иному меридиану, в то же время одним лекарственным составляющим можно лечить лишь простые и несложные (односиндромные) болезни, а для более сложных болезней необходим сбор трав по конкретным правилам. Если мы хотим, чтобы лекарство подействовало, то необходимо увеличивать дозу, что, в свою очередь, ведет к токсичности при неконтролируемом приеме. Поэтому нельзя сразу использовать большое количество одной травы. Например: женьшень дает чи, а если дать его большое количество, то появятся побочные действия в виде головокружения, повышенного давления, сердцебиения. Бывают даже смертельные случаи, поэтому, если имеется комбинация различных синдромов, то используют рецепты, которые содержат более двух составляющих.
Каждое составляющее готового лекарства имеет свое название и соответствует одному из четырех ниже перечисленных названий:
1. Джун яо - основное составляющее, определяет действие всего рецепта, то есть действует на основной синдром и основную причину заболеваний. Оно обязательно включается в рецепт.
2. Чэн яо - помогает основному составляющему осуществлять свои функции. Включается в рецепт не всегда. Если функция основного лекарства сильная, то оно не включается, если же слабая - включается обязательно.
3. Цуо яо - помогает основному лекарству лечить не только основной синдром, но и второстепенные проявления болезни (например, головная боль при кашле), а также используется при жалобах, не входящих в основной синдром (то есть имеется второстепенный синдром).
4. Шы яо - несет две функции:
а) помогает основному лекарству воздействовать на тот или иной меридиан (точку приложения);
б) гармонизирует составляющие рецепта между собой (мягкое действие). Цуо яо не обязательно, если имеется только основной синдром, который убирается основным лекарственным составляющим. Шы яо не используется, если точка приложения основного лекарства известна, и оно хорошо само оказывает эффект.
При составлении рецепта для конкретных синдромов учитываются также следующие правила:
1.Тань шин - используется в рецепте только одна трава, когда симптом достаточно простой. Например, только дисменорея. И хорошо излечивается этот симптом с помощью одной травы (пустырника).
2. Шян шю - используют две травы, близкие по механизму действия для усиления их взаимодействия. Например, хвойник хвощевидный и коричник китайский используются вместе при гриппе с ветром и холодом, так как оба открывают поры и изгоняют ветер и холод.
3. Шан шы - одно лекарство играет основную роль, второе - вспомогательную. Используется в том случае, когда основному лекарству необходима помощь со стороны другого лекарства, необязательно с таким же механизмом действия, для его усиления. Например, пион и солодка. Действие пиона усиливается (дает инь печени), снижается боль.
4. Шян вэй - если лекарство содержит яд,тоиспользуется противоядие для усиления действия других веществ, входящих в это лекарство. Например, пиннелия тройчатая содержит яд, а имбирь снимает яд, вследствие чего проявляется хорошо действие пиннелии. Например, при отрыжке, мокроте, а яд нейтрализуется.
5. Шян ша - с помощью лекарства полностью убираются ядовитые действия других лекарств. Например, солодка полностью убирает яды различных составляющих лекарства.
6.Шян ву - одно лекарство уменьшает действие другого составляющего, так как по механизму действия ослабляет его действие. Например, корень женьшеня уменьшает свое действие при одновременном приеме его с семенами редьки.
7.Шян фан - не используют лекарственные составляющие, которые, проникая в организм, соединяясь, дают яд. Например, солодка, принимаемая с молочаем, дает отравление организма. При приеме солодки необходимо исключить свинину. При приеме мяты не употребляют съедобную черепаху, при приеме пиона кустарникового исключают чеснок, отменить уксус при приеме шалфея, не есть мед вместе со свежим луком.
По мнению многих авторов, китайская медицина нуждается в западной медицине и её методике, чтобы достигнуть полной научности (полной терапевтической надёжности). С другой стороны, западная медицина нуждается в привитом с помощью китайской медицины диалектическом мышлении и понимании того, что можно было бы обозначить философским понятием «единства окружающей действительности». Что это понятие единой реальности получило признание также и у современной естественной науки, нашло недавно отражение в труде западногерманского физика и философа Карла-Фридриха фон Вайцзеккера «Единство Природы» (Мюнхен 1971 г.). Понятие «целостная медицина», всё еще не принимаемая многими медиками на Западе, получает при этом новый смысл. «Единство природы» или единство действительности создаёт обрамление для новой мировой медицинской науки, которая, являясь, с одной стороны, целостной медициной, удовлетворяет, с другой стороны, требованиям современных естественных наук. Эта новая медицина явилась бы результатом диалектического процесса, при котором из современной западной медицины в качестве тезиса и традиционной китайской медицины в качестве антитезиса возникает, как синтез, новая медицина.
Вопросы для повторения
1. Назовите основные этапы истории Древнего Китая.
2. Философские основы китайской медицины. Даосизм, конфуцианство.
3. Две противостоящие субстанции «Инь» и «Янь», их взаимодействие и борьба.
4. Теоретические основы китайской медицины. Теория «Чжан-фу».
5. Китайская диагностика, общие правила китайской медицины.
6. Лечебный метод иглоукалывания и прижигания, его особенности и история становления.
7. Происхождение фитотерапии в Китае. Методы приготовления лекарств.
8. Правила приема лекарств.
9. Дайте характеристику четырех характеров действия и пяти вкусов лекарственного растения, исходя из принципов китайского траволечения.
10. Что такое «пути действия» трав? Назовите правило «Бу-Се».
11. Арсенал лекарственных средств китайской фитотерапии.
VI. Доколумбова Америка: