Организация и оказание медицинской (симптоматической)
Помощи в хосписе
Боль — один из наиболее частых и устрашающих симптомов рака. 50—60% наших больных страдают от боли в терминальной стадии. Боль у инкурабельных больных эффективно контролируется в большинстве случаев при использовании 3-ступенчатой методики обезболивания, рекомендованной ВОЗ, применяемой в зависимости от интенсивности боли и с учетом фармакодинамики обезболивающих препаратов, адъювантов и коанальгетиков. Боль у наших больных носит многокомпонентный характер, и мы не должны ограничивать понятие боли чисто физиологическим ее аспектом, поэтому при составлении схемы обезболивания необходимо:
— оценить боль по интенсивности, характеру, продолжительности и пр.
— определить удельный вес психосоциальных и духовных факторов в палитре восприятия боли.
Лекарства назначаются не "по требованию", т.е. не на "пике" боли, а "по часам", т.е. строго через регулярные временные промежутки.
Наш опыт лечения болевого синдрома показал, что при правильно подобранной медикаментозной схеме с одновременным решением психологических, социальных проблем пациентов и их близких наркотики (промедол, морфин) использовались лишь у 44,5% больных, причем 15% из них уже получали их до нашего прихода. Мы сократили потребление этих препаратов в среднем на 10%, вплоть до полного их исключения или отсрочки применения. И это при том, что в нашем арсенале отсутствует рекомендованный ВОЗ в паллиативной медицине как анальгетик выбора пероральный морфина сульфат пролонгированного действия (МСПД), применяемый во всех странах с развитой сетью хосписов. Этот препарат пришел на рынок России и даже Комитетом по контролю наркотиков уже определены нормы отпуска и суточная доза МСПД для хосписов — 300 мг. С появлением этого препарата мы сможем почти полностью отказаться от привычных инъекций промедола, омнопона и морфина. МСПД принимают 2 раза в сутки; медленное высвобождение морфина при этом вообще не дает ощущения "одурманивания". Этот препарат качественно улучшает жизнь пациента: больные становятся более самостоятельными, у них сохраняются интерес к жизни, чувство самодостаточности. Все перечисленное является целью паллиативного ухода за нашими пациентами.
52 (9,8%) наших пациента в специализированных учреждениях Москвы прошли амбулаторно лучевую терапию по поводу метастазов в кости. 49 нашим пациентам амбулаторно проведены курсы паллиативной химиотерапии в тех же учреждениях. Тошнота, рвота, икота, запоры, поносы, лимфодемы, задержка (недержание) мочи, кровотечения и другие симптомы также контролируются на дому профессионально обученным персоналом.
Паллиативный уход за онкологическим больным IV клинической группы включает в себя гигиену тела, уход за кожей, полостью рта, кормление стомированных больных, профилактику пролежней, их лечение, обработку разнообразных ран, опорожнение кишечника, катетеризацию мочевого пузыря, обработку стом и многое другое. Все это выполняется персоналом выездной службы хосписа.
Исходя из определения паллиативной медицины как активной заботы о пациентах и их семьях, нельзя игнорировать вопросы взаимодействия в команде, цель работы которой — благополучие пациента и его семьи. Команда — это врачи, медсестры, социальные работники, добровольцы, близкие, друзья и др.
При проведении паллиативного лечения сотрудникам хосписа приходится переосмысливать ряд классических положений обычной медицинской практики.
Так, при оказании паллиативной помощи первостепенная задача не продлить жизнь, а сделать оставшуюся жизнь по возможности комфортной и значимой. Вот почему та помощь, которая подходит "обычному" пациенту, может оказаться неприемлемой для умирающего.
Конечно, за цифрами и сухим изложением фактов стоит огромная кропотливая работа персонала, требующая помимо профессиональных навыков бесконечного душевного тепла, предельной искренности и сопереживания, "лечения собой", по образному выражению А. Гнездилова. Профессионализм, достигаемый постоянным обучением и приобретаемый опытом, милосердие — банальный девиз для всех, посвятивших себя медицине, для хосписа приобретает не декларативный характер, а является повседневной необходимостью.
Социальная помощь
Социальная помощь является в хосписе промежуточным звеном между медицинской и правовой работой с пациентом и его близкими по социально-психологическим аспектам. В хосписе работают 8 социальных работников (трое из них пришли из городской службы социальной защиты, двое обучаются в Московском государственном социальном университете).
Основные задачи социального работника:
— установление и поддержка связи с трудовыми коллективами, где раньше работал больной;
— содействие в оформлении необходимых документов (оформление инвалидности и т. д.);
— помощь в социально-психологической адаптации;
— реабилитационная помощь;
— различного вида услуги больным и их родственникам (организация питания, закупка продуктов, стирка, кормление, чтение книг, переписка с родственниками, друзьями и т. д.).
Социальный работник освобождает медицинский персонал, беря на себя часть его функций и обеспечивая преемственность ухода за пациентом, что резко повышает эффективность работы медицинского персонала. Для решения этих задач столь широкого диапазона социальный работник должен обладать организаторскими способностями, базовыми правовыми знаниями, широким кругозором и жизненным опытом, определенными чертами характера.