К теме 1.5. «Клиника интеллектуальных нарушений»

Разработчик учебно-методических материалов:

Т.И.Дуброва, кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой коррекционной педагогики,

здорового и безопасного образа жизни

Сопроводительная записка

Учебно-методические материалы к теме «Клиника интеллектуальных нарушений» являются структурным компонентом дополнительной профессиональной программы – программы профессиональной переподготовки «Логопедия» и предназначены для слушателей курсов профессиональной переподготовки. Объем изучения темы в форме дистанционного обучения 6 часов.

Целью изучения темы является ознакомление слушателей с основами медицинских знаний в области этиологии и классификации олигофрении.

В результате изучения темы слушатели должны приобрести знания в сфере интеллектуальной деятельности человека, необходимые для развития следующих компетенций:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, критически анализировать и оценивать собственную деятельность (ОК-2);

- готовность к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования (ОПК-3);

- способностью к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ (ПК-2);

- готовностью к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения (ПК-5).

Контроль качества изучения слушателями темы осуществляется в форме выполнения контрольного задания – теста.

Учебно-тематический план

  №   Наименование тем Количество часов
всего Лекции ДОТ Форма контроля
1.5. Клиника интеллектуальных нарушений. тест
  Итого  

Учебные материалы (содержание)

Характеристика форм олигофрении.

Идиотия тяжелой степени тяжести.

ВНД недоразвита на столько, что отсутствуют жизненноважные рефлексы и инстинкты, связанные с едой и самозащитой. Больные не отличают съедобное от несъедобного, сладкое от соленого, пищу глотают не пережевывая. Больные могут наносить сами себе тяжелые травмы, у них низкая чувствительность к боли. Полностью отсутствует речь, у больных бессмысленное выражение лица (реакция одинакова как при приятных, так и при неприятных раздражителях). Не узнают лица окружающих людей. Отсутствует ориентировочный рефлекс. Развитие запаздывает (начинают ходить на 5 году жизни, речь отсутствует.) не обучаемы, не могут вести жизнь самостоятельно, не обладают правоспособностью и дееспособностью. До совершеннолетия содержаться в специализированных детских домах для глубоко умственноотсталых, а после совершеннолетия в специализированных интернатах для хронически больных данного профиля. Нуждаются в постоянном уходе, не обучаемы, не формируются навыки самообслуживания. Неформируются простые условные рефлексы, нет чувства привязанности к близким людям, не узнают окружающих людей.

Идиотия легкой и средней степени тяжести.

Есть элементарные эмоции – могут смеяться и плакать, понимание чужой мимики, есть ориентировочный рефлекс в пределах той комнаты, в которой они содержаться. Могут самостоятельно принимать пищу, но едят очень не опрятно, могут отличать съедобное от несъедобного, сладкое от соленого, не ориентируются во времени, появляются зачатки речи, может проявляться элементарная привязанность. Не обладают правоспособностью и дееспособностью.

Имбецильность.

Не обладают право- и дееспособностью. Более и менее развита речь, дефектна, запаздывает в развитии. Нуждаются в опеке. Такие дети не могут обучаться даже во вспомогательных школах. Могут обучаться, например, могут выучить буквы алфавита и даже могут складывать слоги, слоги в слова, могут прочитать, но не поймут прочитанного и не смогут пересказать. Могут научиться считать до 20. До совершеннолетия содержаться в специализированных детских домах для глубоко умственноотсталых, а после совершеннолетия в интернатах для хронически больных данного профиля. Над ними может устанавливаться опека, не могут вести жизнь самостоятельно. При достижении совершеннолетия содержаться в специальных интернатах. Формируются зачатки темперамента и характера. Имеются глубокие дефекты памяти, мышления, восприятия. Имеются элементы осознания собственной личности, могут назвать свой пол, имя, возраст. Не могут проявлять элементарные эмоции.

Дебильность.

Наиболее легкая степень олигофрении. Обладают право- и дееспособностью. Понижена способность ориентироваться в более сложной ситуации. Дети, страдающие дебильностью – основной контингент специальных школ, они понимают школьную ситуацию, подчиняются учителю, могут освоить программу специальной школы, трудовые навыки.

Имеются темперамент, характер, эмоции, воля. Анализ и синтез общения недоразвит, есть зачатки Свойственно употребление шаблонных выражений, фраз.

Наши рекомендации