Оценка глубины расположения предмета при монокулярном и бинокулярном зрении

Цель работы:обозначитьзначение бинокулярного зрения в оценке глубины расположения предметов и расстояния между ними.

Оборудование: пробка с двумя булавками, экран, нитки, иголка, спичечная коробка и спицы.

Методика выполнения работы.

1. Возьмите пробку с вко­лотыми в нее на разном расстоянии друг от друга булавка­ми. Пробку загородите экраном и смотрите на булавки двумя глазами, а затем поочередно то одним, то другим. Как определяется взаимоположение булавок в этих слу­чаях?

Вывод:

2. Проденьте нитку в игольное ушко, пользуясь обоими глазами и поочередно закрывая один глаз. В каком случае легче удается выполнить работу?

Вывод:

3. Поставьте спичечную коробку узкой стороной на рас­стоянии 40—50 см от глаза и рассмотрите ее поочередно то одним, то другим глазом. Одинаково ли видится спичечная коробка при рассматривании правым и левым глазом в от­дельности? Эта особенность разного видения создает пред­ставление объемности предмета, стереоскопичность виден­ного.

Вывод:

4. Попросите испытуемого фиксировать глазами близко расположенный карандаш. Экраном закройте один глаз. Выключенный глаз отклоняется. Откройте этот глаз и про­следите за его движениями, которые необходимы для уста­новления бинокулярного зрения, в обратную сторону.

Вывод:

5. Держите одну спицу в вертикальном положении и предложите испытуемому, смотря двумя глазами, приста­вить кончик второй спицы к первой, чтобы они составили одну прямую линию. То же проделайте поочередно, закры­вая один глаз. Удается ли опыт? При наличии бинокулярно­го зрения это удается легко.

Вывод:

6. К правому глазу приставьте трубку, к концу которой со стороны другого глаза приставьте ладонь и смотрите вдаль. При бинокулярном зрении в центре ладони вы види­те «отверстие», на которое накладывается участок поля зрения, который видит другой глаз через трубку (опыт Со­колова).

Вывод:

Рекомендации к оформлению работы. Отметьте разницу и объясните число неудачных попыток при моно- и бинокулярном зрении.

Контрольные вопросы.

1. Объясните значение стереоскопического зрения.

2. Перечислите опыты, способствующие выявлению наличия бинокулярного зрения.

Практическая работа № 8

РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ ЗРАЧКА

Цель работы: пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей.
Оборудование: физиологический раствор, глазной экран, иголка.
Методика выполнения работы.

1. Реакция на свет: обратите внимание на величину зрачков испытуемого, стоящего лицом к свету. Закройте глазным экраном один глаз. Наблюдайте содружественную реакцию другого глаза. Быстро отнимите руку и определите величину зрачков. Пронаблюдайте быстрое их сужение с последующим незначительным расширением.

Вывод:

2. Реакция на болевое раздражение: при уколе иглой наблюдайте за реакцией зрачков.

Вывод:

З. Реакция зрачка при разглядывании предмета вблизи и вдали: предложите испытуемому рассмотреть отдаленные предметы, а затем быстро перейти к разглядыванию предмета, близко расположенного от глаз.

Как изменяется просвет зрачка?
Рекомендации к оформлению работы. Результаты работы занесите в таблицу, дайте анатомо-физиологическое объяснение изменению просвета зрачка при действии различных раздражителей.

Вывод:

Контрольные вопросы:

1. От каких факторов зависит просвет зрачка?

2. Объясните механизм содружественной зрачковой реакции.

3. Какое значение имеет сужение зрачков при рассматривании предметов на свету?

Практическая работа № 9

Исследование анатомо-физиологических особенностей слухового анализатора

Цель работы: изучить строение и функции уха

Оборудование: анатомический атлас, таблицы.

Ход выполнения работы.

Рассмотрите в атласе:

1. Наружное ухо – ушную раковину и наружный слуховой проход

2. Среднее ухо – наковальню, молоточек и стремечко

3. Внутреннее ухо, или лабиринт.

Рекомендации к оформлению работы.

Зарисуйте и обозначьте основные элементы уха и кортиева органа.

оценка глубины расположения предмета при монокулярном и бинокулярном зрении - student2.ru оценка глубины расположения предмета при монокулярном и бинокулярном зрении - student2.ru

Рис. 8 Строение уха Рис. 9 Кортиев орган

Заполните таблицу.

Вывод:

Контрольные вопросы:

1.Назовите отдел уха, воспринимающий звук.

2.Перечислите отделы слухового анализатора.

Наши рекомендации