Оценка глубины расположения предмета при монокулярном и бинокулярном зрении
Цель работы:обозначитьзначение бинокулярного зрения в оценке глубины расположения предметов и расстояния между ними.
Оборудование: пробка с двумя булавками, экран, нитки, иголка, спичечная коробка и спицы.
Методика выполнения работы.
1. Возьмите пробку с вколотыми в нее на разном расстоянии друг от друга булавками. Пробку загородите экраном и смотрите на булавки двумя глазами, а затем поочередно то одним, то другим. Как определяется взаимоположение булавок в этих случаях?
Вывод:
2. Проденьте нитку в игольное ушко, пользуясь обоими глазами и поочередно закрывая один глаз. В каком случае легче удается выполнить работу?
Вывод:
3. Поставьте спичечную коробку узкой стороной на расстоянии 40—50 см от глаза и рассмотрите ее поочередно то одним, то другим глазом. Одинаково ли видится спичечная коробка при рассматривании правым и левым глазом в отдельности? Эта особенность разного видения создает представление объемности предмета, стереоскопичность виденного.
Вывод:
4. Попросите испытуемого фиксировать глазами близко расположенный карандаш. Экраном закройте один глаз. Выключенный глаз отклоняется. Откройте этот глаз и проследите за его движениями, которые необходимы для установления бинокулярного зрения, в обратную сторону.
Вывод:
5. Держите одну спицу в вертикальном положении и предложите испытуемому, смотря двумя глазами, приставить кончик второй спицы к первой, чтобы они составили одну прямую линию. То же проделайте поочередно, закрывая один глаз. Удается ли опыт? При наличии бинокулярного зрения это удается легко.
Вывод:
6. К правому глазу приставьте трубку, к концу которой со стороны другого глаза приставьте ладонь и смотрите вдаль. При бинокулярном зрении в центре ладони вы видите «отверстие», на которое накладывается участок поля зрения, который видит другой глаз через трубку (опыт Соколова).
Вывод:
Рекомендации к оформлению работы. Отметьте разницу и объясните число неудачных попыток при моно- и бинокулярном зрении.
Контрольные вопросы.
1. Объясните значение стереоскопического зрения.
2. Перечислите опыты, способствующие выявлению наличия бинокулярного зрения.
Практическая работа № 8
РЕФЛЕКТОРНЫЕ РЕАКЦИИ ЗРАЧКА
Цель работы: пронаблюдать рефлекторные реакции зрачка при действии различных раздражителей.
Оборудование: физиологический раствор, глазной экран, иголка.
Методика выполнения работы.
1. Реакция на свет: обратите внимание на величину зрачков испытуемого, стоящего лицом к свету. Закройте глазным экраном один глаз. Наблюдайте содружественную реакцию другого глаза. Быстро отнимите руку и определите величину зрачков. Пронаблюдайте быстрое их сужение с последующим незначительным расширением.
Вывод:
2. Реакция на болевое раздражение: при уколе иглой наблюдайте за реакцией зрачков.
Вывод:
З. Реакция зрачка при разглядывании предмета вблизи и вдали: предложите испытуемому рассмотреть отдаленные предметы, а затем быстро перейти к разглядыванию предмета, близко расположенного от глаз.
Как изменяется просвет зрачка?
Рекомендации к оформлению работы. Результаты работы занесите в таблицу, дайте анатомо-физиологическое объяснение изменению просвета зрачка при действии различных раздражителей.
Вывод:
Контрольные вопросы:
1. От каких факторов зависит просвет зрачка?
2. Объясните механизм содружественной зрачковой реакции.
3. Какое значение имеет сужение зрачков при рассматривании предметов на свету?
Практическая работа № 9
Исследование анатомо-физиологических особенностей слухового анализатора
Цель работы: изучить строение и функции уха
Оборудование: анатомический атлас, таблицы.
Ход выполнения работы.
Рассмотрите в атласе:
1. Наружное ухо – ушную раковину и наружный слуховой проход
2. Среднее ухо – наковальню, молоточек и стремечко
3. Внутреннее ухо, или лабиринт.
Рекомендации к оформлению работы.
Зарисуйте и обозначьте основные элементы уха и кортиева органа.
Рис. 8 Строение уха Рис. 9 Кортиев орган
Заполните таблицу.
Вывод:
Контрольные вопросы:
1.Назовите отдел уха, воспринимающий звук.
2.Перечислите отделы слухового анализатора.