Гигиена как наука, её цели и задачи.

Гигиена как наука, её цели и задачи.

Гигие́на — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Основные задачи гигиены

-изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.

-научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;

-научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины. В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы (дисциплины):общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Метод санитарного обследования или описания. На основании его результатов объективно оценивается санитарная ситуация, фор­мируется рабочая гипотеза о возможном влиянии гигиенических факторов на здоровье населения. Объектом наблюдения может быть санитарное состояние населенного пункта, спортивных сооруже­ний, дошкольных и школьных общеобразовательных учебных уч­реждений, источников водоснабжения и т.д

Физические методы исследования позволяют оценить микро­климатические условия окружающей среды: уровень освещенно­сти, шума, температуры и влажности, направления и скорости движения воздуха и т. д.

Химические методы исследования необходимы для оценки хи­мического состава воздушной среды и почвы, качества воды, био­логической ценности продуктов питания и т.д.

Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных за­болеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оцен­ки действия различных химических веществ на организм человека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позволя­ют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды.

Социологические и санитарно-статистические методы иссле­дования дают возможность оценить количественные взаимодей­ствия между факторами внешней среды и здоровьем и физичес­ким развитием различных групп населения: рождаемость, забо­леваемость, продолжительность жизни, смертность и другие по­казатели.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или живот­ных как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Гигиена ф.в. и спорта.

Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; орга­низации и содержания занятий физическими упражнениями; объ­ема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в про­филактике различных заболеваний, связанных с воздействием фак­торов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физи­ческими упражнениями, повышении оздоровительной эффектив­ности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физиче­ской культурой и спортом.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как на­уки является изучение процесса взаимодействия организма чело­века с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта со­стоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической куль­туры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического раз­вития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Микроорганизмы воздуха.

Микроорганизмы воздуха. Бактериальное загрязнение воздуха, как и других объектов внешней среды (вода, почва и др.), пред­ставляет опасность в эпидемиологическом отношении. В воздуш­ной среде встречаются различные микроорганизмы: бактерии, вирусы, плесневые грибки, дрожжевые клетки.

В воздушную среду микроорганизмы попадают преимущественно с почвенной пылью, однако они сравнительно быстро погибают вследствие высыхания, бактерицидного действия солнечных уль­трафиолетовых лучей В жилых помещениях и спортивных залах при недостаточной вентиляции и избыточном скоплении людей бактериальная за­грязненность воздуха может быть значительной. Пыль, инфицированная микроорганизмами, образуется в ре­зультате высыхания осевших на пол и бытовые предметы мелких инфицированных капелек, выделившихся из дыхательных путей больного человека. Пылевые частицы с осевшими на них микробами могут дер­жаться в воздухе от нескольких минут до 2 — 4 ч в зависимости от величины. Например, в пыли вирус гриппа и дифтерийные па­лочки сохраняют жизнеспособность в течение 120—150 дней. Существует известная взаимосвязь: чем больше пыли в воздухе помещений, тем обильнее в нем содержание микрофлоры. В крытых спортивных сооружениях, несмотря на большие габа­риты, могут также наблюдаться значительная бактериальная за­грязненность и запыленность воздуха. Поэтому устранение пыли в жилищах и спортивных сооружениях — эффективное средство борь­бы с бактериальным загрязнением воздуха.

Гигиен.нормирование воды.

Прозрачность. Это важный показатель чистоты воды. Под про­зрачностью воды понимается ее способность пропускать свет и делать видимыми предметы, находящиеся на определенной глу­бине. Прозрачность воды определяется количеством содержащих­ся в ней механических и химических примесей

Цвет. Питьевая вода должна быть бесцветной. Окраска воды, как и ее мутность, делает воду неприятной для питья. Совершен­но бесцветная вода встречается редко, например в подземных во­доносных слоях. В открытых водоемах вода обычно имеет тот или иной оттенок. Желтоватый оттенок чаще всего свидетельствует о наличии в воде солей железа или гуминовых веществ, образую­щихся в процессе гниения или разложения растительных остат­ков. Он характерен для воды болот. Зеленоватый цвет воде прида­ют микроводоросли.

Запах. Чистая питьевая вода не должна иметь никакого запаха. Любой запах указывает на присутствие в воде либо продуктов био­логического распада растительных или животных организмов, либо каких-либо химических соединений, посторонних для питьевой воды. Например, запах сероводорода указывает на возможное на­личие в воде патогенных микроорганизмов. Хотя иногда это лишь следствие избыточного количества в воде солей серной кислоты, например сернистого железа. Это чаще всего характерно для опре­деленных минеральных вод. Фенольный, смоляной и другие запа­хи свидетельствуют о возможном загрязнении воды промышлен­ными сточными водами, запах хлора — об избыточных концент­рациях остаточного хлора, используемого для обеззараживания питьевой воды и воды в плавательных бассейнах (выше 0,5—0,6 мг в 1 л воды).

Вкус. Питьевая вода не должна иметь посторонних привкусов. Вкус воды зависит от ее минерального состава, температуры, концентрации растворенных в ней газов (кислорода и углекис­лого газа). Кипяченая вода менее вкусна вследствие потери газов и двууглекислых солей кальция и магния. Изменения вкуса воды или появление неприятного вкуса свидетельствуют о возможном наличии в ней органических веществ, продуктов распада раз­личных органических веществ животного или растительного про­исхождения.

Температура. Наиболее благоприятной для питьевой воды счи­тается температура +7...+12°С. Такая вода эффективнее утоляет жажду, способствует охлаждению слизистой оболочки полости рта и пищевода и вызывает усиление деятельности слюнных желез.

Температура воды имеет большое гигиеническое значение и при купании и плавании. В соответствии с гигиеническими нормативами вода в закрытых плавательных бассейнах (для взрос­лых) должна иметь температуру +25...+26°С, а для детей - не менее +26 °С. Температура воды в естественных водоемах не нор­мируется.

Химический состав воды. В природе вода практически всегда со­держит большее или меньшее количество растворенных в ней минеральных солей. Степень и минеральный состав воды опреде­ляются характером почвы или грунтов, прилегающих к водонос­ным слоям или поверхностным водоисточникам.

Количество минеральных солей, содержащихся в воде, выра­жается в мг/л.

Органические вещества. Из них самые важные — вещества жи­вотного происхождения, поскольку именно они могут содержать различные патогенные микробы. Косвенным гигиеническим по­казателем наличия или отсутствия этих веществ в воде служит окисляемость воды.

Окисляемость воды. Это количество кислорода (мг), расходуе­мого на полное окисление органических веществ, содержащихся в 1 л воды (обозначается — мг/л). Чем меньше в воде органических веществ, тем меньше величина расхода кислорода на полное окис­ление содержащихся в 1 л воды органических веществ. Например, окисляемость чистых подземных вод, как правило, не бывает бо­лее 2—4 мг/л, речных — в пределах 7 мг/л.

Жесткость воды. Она определяется содержанием в ней солей кальция и магния. Различают воду мягкую, умеренно жесткую и жесткую. Выделяют общую жесткость воды — жесткость сырой воды, устранимую жесткость, уменьшающуюся при кипячении или от­стаивании, и неустранимую, не снижающуюся даже после кипя­чения воды.

Соли железа. Вода, содержащая железо, безвредна, но в из­быточных количествах оно придает ей горьковатый металличес­кий вкус и желтую или желто-бурую окраску, снижая прозрач­ность. В питьевой воде допускается до 0,5 мг/л железа (в откры­тых водоемах) и 1,0 мг/л (в подземных источниках).

Фтор. Содержащийся в питьевой воде, он оказывает значи­тельное влияние на состояние зубов. При его повышенной кон­центрации возникает флюороз (появление темных пятен на эмали зубов), ведущий к полному их разрушению, а при недостаточном содержании учащается заболеваемость кариесом. В воде должно находиться не более 1,5 мг/л фтора, оптимальное количество — 0,7—1,0 мг/л. Если фтора не хватает, воду искусственно фторируют, т. е. добавляют фтористый натрий.

Спортивные сооружения.

Спортивное сооружение — это специализированное сооружение, обеспечивающее проведение занятий массовой оздоровительной фи­зической культурой, учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Спортивные сооружения подразделяются на основные, вспо­могательные и сооружения для зрителей. Основные сооружения предназначаются непосредственно для занятий физической куль­турой и спортом, вспомогательные — для обслуживания занима­ющихся и участников соревнований (гардеробы, душевые, массажные, бани, судейские комнаты, помещения для размеще­ния административных, хозяйственных, инженерно-технических служб).

портивные сооружения должны отвечать определенным ги­гиеническим требованиям, обеспечивающим оптимальные усло­вия лицам, занимающимся физической культурой и спортом.

Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям независимо от их типа нормируют следующие элементы:

место расположения спортивных сооружений в черте населен­ного пункта;

ориентацию спортивных сооружений;

транспортную доступность;

планировку;

состояние окружающей среды (воздуха, воды, почвы);

характер озеленения и площадь зеленых насаждений;

уровень интенсивности шума;

микроклимат спортивных сооружений (относительная темпе­ратура и влажность, скорость движения воздуха).

Спортивные сооружения строятся с наветренной стороны (с уче­том розы ветров) от промышленных и жилищно-бытовых объек­тов, загрязняющих воздух (промышленных предприятий, круп­ных автомагистралей, свалок) на расстоянии, установленном для каждого объекта, загрязняющего воздух (санитарно-защитная зона).

Особое внимание при строительстве спортивных сооружений уделяется выбору участка застройки, оценке характера почвы на нем. При проектировании спортивных сооружений учитываются климатические условия региона будущего строительства.

27. Основные требования к стройматериалам.

Спортивные сооружения строятся с наветренной стороны (с уче­том розы ветров) от промышленных и жилищно-бытовых объек­тов, загрязняющих воздух (промышленных предприятий, круп­ных автомагистралей, свалок) на расстоянии, установленном для каждого объекта, загрязняющего воздух (санитарно-защитная зона). Особое внимание при строительстве спортивных сооружений уделяется выбору участка застройки, оценке характера почвы на нем.

При проектировании спортивных сооружений учитываются климатические условия региона будущего строительства. К строительным материалам, применяемым при строительстве спортивных сооружений, предъявляются следующие основные гигиенические требования:

низкая теплопроводность;низкаязвукопроводность;малая гигроскопичность;

достаточная воздухопроницаемость.

Исходя из этих требований и выбираются основные строи­тельные материалы для возведения стен и перекрытий спортив­ных сооружений, различные отделочные и облицовочные мате­риалы.

При строительстве спортивных сооружений наиболее широко используются железобетон и кирпич, для отделки и облицовки помещений — полимерные материалы. Для полов в спортивных залах применяются деревянные по­крытия, в раздевалках, гардеробах, буфетных, массажных комна­тах, коридорах — линолеум, обладающий хорошими теплоизоля­ционными качествами.

В легкоатлетических и футбольных манежах и крытых стадио­нах широко применяются покрытия из синтетических материа­лов, обладающих высокими упругостью и эластичностью.

Выбор конкретных отделочных материалов, применяемых при строительстве спортивных сооружений, строится на основе сле­дующих основных гигиенических требований. Они должны быть:безвредными для здоровья человека; достаточно долговечными; с высокими тепло-, звуко- и гидроизоляционными свойст­вами;

удобными при уборке. Стены спортивных залов окрашиваются красками и лаками на высоту не менее 1,8 м. Это значительно облегчает влажную уборку. Для окраски стен спортивных сооружений применяют краски пре­имущественно светлых тонов с матовой поверхностью, не даю­щие бликов.

28.Осн. требования к отоплению и вентнляции.

Для различных спортивных помещений в соответствии с их функциональным назначением и со спецификой вида спорта и связанного с этим характера спортивных тренировок, возрастно-половых функциональных, психофизиологических и квалифика­ционных различий занимающихся установлены свои гигиениче­ские нормы температуры воздушной среды.

Основные гигиенические требования к системе отопления спортивных сооружений. Она должна позволять:

• поддерживать в отдельных помещениях нужную равномерную температуру воздуха при любых колебаниях температуры наруж­ного воздуха;

• поддерживать необходимое качество воздушной среды.

В спортивных залах вместимостью до 800 зрителей температу­ра воздуха для холодного периода года должна быть 18° С и не более чем на 3 °С выше этой температуры в теплый период года. В залах вместимостью более 800 зрителей расчетная температура в холодный период года составляет 18°С, в теплый — не выше 25 °С. Расчетная температура для раздевалок и душевых, сани­тарных узлов — 25 °С, физкультурно-оздоровительных сооруже­ний — не менее 18°С.

В спортивных залах радиаторы отопления должны закрывать­ся защитными решетками, находящимися в одной плоскости со стеной.

В плавательных бассейнах рекомендовано применять воздуш­ное отопление, так как подаваемый через систему отопления на­гретый воздух имеет низкую влажность, что позволяет одновре­менно снизить относительную влажность воздуха в зале ванн.

Для своевременного удаления избытка тепла, влаги и вредных газообразных загрязнителей воздуха, образующихся в результате деятельности спортсменов и зрителей, спортивные сооружения оборудуются специальными системами вентиляции, естественной и искусственной.

Естественная вентиляция. В спортивных помещениях она осу­ществляется за счет инфильтрации воздуха, возникающей вслед­ствие различий величин температуры наружного воздуха и темпе­ратуры воздуха внутри помещений.

Искусственная система вентиляции. Искусственной называется такая система вентиляции, при которой воздух перемещается как внутрь спортивного помещения, так и из него при помощи раз­личных вентиляторов

29.Основные требования к открытым водоемам.

В открытом водоеме место для размещения бассейна выбирает­ся с учетом тех же гигиенических требований, что и для других открытых спортивных сооружений (удаленность от основных ис­точников загрязнения воздуха и почвы, шума, наличие и доста­точная площадь зеленых насаждений, удобные подъездные пути). Дополнительно учитываются гигиеническое состояние воды и берегов открытого водоема, скорость движения в нем воды.

Открытые естественные бассейны лучше размещать на реках, обладающих большой способностью к самоочищению воды. В озе­рах и прудах бассейны устраиваются только в том случае, если они не загрязняются хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами; в них не купают скот, не стирают белье и т. д. Естественные бассейны располагаются на расстоянии 200—250 м выше по течению от источников загрязнения (сброс сточных вод, причалы и т. д. ). Это позволяет защитить от возможного попада­ния в них с помощью ветра или волн различных загрязнений.

Бассейны следует располагать на солнечной стороне водоема. Длинная ось бассейна должна быть направлена по течению реки, а вышка для прыжков располагаться на находящейся выше по течению воды водоема торцовой стороне бассейна, стартовые тум­бочки — на противоположной стороне

Закрытые искусственные бассейны — наиболее сложные и до­рогостоящие спортивные сооружения для круглогодичных трени­ровок в любой климато-географической зоне страны.

Постоянная принудительная циркуляция воды в бассейне че­рез различные фильтры, системы обеззараживания и подогрева позволяет поддерживать состояние воды, соответствующее гигие­ническим требованиям.

Наиболее распространенным и дешевым способом обеззара­живания воды считается хлорирование. Уровень остаточного хло­ра в воде искусственного бассейна должен быть не меньше 0,2— 0,4 мг/л

Для обеззараживания воды бассейнов используются и другие средства, например ультрафиолетовое облучение, озонирование, химические средства (медный купорос).

Длина ванн бассейнов может быть 25 м (малые) и 50 м (боль­шие), ширина - 10, 12, 15, 21 и 25 м, ширина дорожки - не меньше 2,25 м.

С внутренней стороны ванна бассейна облицовывается кафель­ной плиткой. Вдоль стен на уровне поверхности воды оборудуют­ся специальные желоба для слива в канализацию поверхностного загрязненного слоя воды. По периметру оборудуются подогревае­мые дорожки шириной 1,5 — 2 м и температурой 28 — 31 °С. Трибу­ны для зрителей отделяют от дорожек специальным барьером.

Температура воды в бассейнах нормируется. Например, для плавания она должна составлять 26—27 °С; для прыжков в воду и игры в водное поло — 28 °С.

Световой коэффициент зала бассейна должен быть не менее 1/6, уровень искусственного освещения — не менее 150 лк, а в бассей­нах для прыжков в воду уровень вертикального освещения не может быть меньше 75 лк. Температура воздуха в зале бассейна долж­на составлять 26—27°С, скорость движения воздуха — до 0,2 м/с; мощность приточно-вытяжной вентиляции в зале бассейна долж­на обеспечивать не менее чем 2—2,5-кратную смену воздуха в по­мещении в час. Вспомогательные помещения бассейна должны располагаться в строго определенной последовательности: внача­ле гардероб для верхней одежды, затем раздевалки с туалетом и только затем — душевые. Перед непосредственным выходом в зал оборудуются ножные ванны.

Спортивные сооружения школ.

Спортивные сооружения школ. Это спортивные площадки, рас­положенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные кры­тые сооружения (спортивные залы, бассейны). Размеры спортив­ных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся. В соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на территории спортивной площадки разме­щаются легкоатлетическая, гимнастическая площадки, малая (бас­кетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки для спортивных игр и метаний.

Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются санитарными правилами и нормами 2.4.2.576—96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна раз­мещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физиче­скому воспитанию, а также для проведения секционных спортив­ных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покры­тие, футбольное поле — травяной покров. Запрещается прово­дить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и вы­боины.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания учебного заведения в пристройке. Ее размеры должны быть рас­считаны на выполнение всей программы по физическому воспи­танию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразова­тельного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9х18, 12х24 и 18х30 м, высотой не менее 6 м. При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16—32 м2), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая); душевые (9 м2 каждая); туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя (9 м2). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать «зону» — тренажерный зал, а также по возможности бассейн.

Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооруже­ний. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; враздевалке - 19-23°С. Уроки физкульту­ры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Во время занятий необходимо открывать одно-два окна с подветрен­ной стороны помещения при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проходить при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время пере­мен в отсутствие учащихся. Когда температура воздуха в зале до­стигнет 15—17°С, проветривание прекращают.

Требования к естественному и искусственному освещению. В спор­тивных залах освещенность (на полу) должна составлять не менее 200 лк.

Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений, учительской и кабинета врача. Если нет возможности оборудовать собственный физкультурный зал, допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи учебного заве­дения при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам.

Гигиеническаяхар-ка урока.

Гигиеническая характеристика вводной части урока. В этой час­ти урока выполняются упражнения, повышающие работоспособ­ность организма, его систем и органов, подготавливающие к вы­полнению больших физических нагрузок. Это позволяет школь­никам, с одной стороны, справляться с более интенсивными физическими нагрузками, и с другой — уменьшить возможный риск их повреждающего действия на организм учащихся. Для пра­вильного планирования и выполнения разминки важно понима­ние ее физиологических механизмов. Простые движения без боль­шой амплитуды и отягощений вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные хрящи от непосредственного трения, и тем самым от их повреж­дения

Таким образом, вводная часть урока должна включать гимна­стические упражнения для всех суставов с умеренными усилия­ми на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к ин­тенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основной части занятия.

Гигиеническая характеристика основной части урока. Гигиени­ческая задача основной части урока — повышение функциональ­ного состояния организма школьников и их физической подго­товленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений:

• на одном занятии целесообразно развивать несколько двига­тельных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплекс­ным;

• объем физической нагрузки, направленной на развитие кон­кретного двигательного качества, должен быть достаточным для достижения выраженного срочного и отставленного тренировоч­ного эффектов, что определяется показателями врачебно-педагогического контроля и самоконтроля (например, по выраженно­сти утомления);

• физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивно­сти воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оце­нивается по ЧСС, характеру энергообеспечения (аэробный или анаэробный);

• физические нагрузки следует чередовать и по их направлен­ности на развитие определенных мышечных групп.

Гигиеническая характеристика заключительной части урока. Эта часть урока очень важна, например, для того чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интен­сивной мышечной деятельности: первые 3—5 мин он остается по­вышенным. Это обусловлено необходимостью погашения кисло­родного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определен­ной инерцией в работе сердца.

Признаки выраженных степеней утомления у некоторых детей свидетельствуют о чрезмерности нагрузки, поэтому требуется не­медленно изменить дозировку упражнений с целью предупрежде­ния перенапряжения.

Требования к содержанию, структуре,

Требования к одежде и обуви.

Оздоровительные физические упражнения в течение дня и неде­ли. При гигиеническом нормировании физических нагрузок не­обходимо прежде всего учитывать их структуру, объем и содер­жание в недельном микроцикле, который является основным циклом в системе занятий оздоровительными физическими уп­ражнениями.

Развивающие формы могут использоваться в различных вари­антах в течение недели, однако при этом необходимо соблюдать следующие основные гигиенические требования:

• не менее двух развивающих занятий (оптимально 3 — 7) в не­дельном цикле;

• примерно одинаковые по времени (при 2—4-кратных заняти­ях в неделю) интервалы между отдельными занятиями;

• занятия примерно в одно и то же время дня.

Однако здесь должно соблюдаться второе гигиеническое тре­бование к структуре недельного тренировочного цикла — пример­но одинаковые временные интервалы между занятиями

Третье гигиеническое требование — проводить развивающие тре­нировочные занятия в одно и то же время дня — также обусловле­но целесообразностью выработки определенного биоритма физи­ологических функций организма.

Тренировочные занятия могут выполняться утром или во вто­рой половине дня, после работы или учебы. Это зависит от конк­ретных условий жизни и желания занимающихся.

Если сочетать самостоятельные и коллективные развивающие тренировочные занятия, то в день коллективных занятий индиви­дуальную самостоятельную тренировку проводить не следует.

Гигиенические требования к спортивной одежде.Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировоч­но-соревновательной деятельности.

Гигиеническая оценка спортивной одежды и обуви строится на основе результатов изучения механизмов адаптации организма человека, соответствующим образом экипированного к физиче­ским нагрузкам как в комфортных, так и в неблагоприятных ус­ловиях окружающей среды.

Гигиеническое назначение спортивной одежды и обуви — со­здание и сохранение оптимального теплового баланса в системе «организм спортсмена—окружающая среда», поддержание ком­фортного теплового состояния спортсменов в процессе занятий физическими упражнениями различной интенсивности и направ­ленности.

У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде, сопровождающуюся значительным выделе­нием энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кож­ная температура быстро повышается, особенно при высоких тем­пературе окружающей среды и относительной влажности воздуха.

Основные гигиенические характеристики материалов, исполь­зуемые для изготовления спортивной одежды и обуви:

теплопроводность;

воздухопроницаемость,

гигроскопичность,

паропроницаемость,

водоемкость,

испаряемость влаги.

Гигиенические требования к спортивной обуви. Они во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде: водоупорность; достаточная вентилируемость; мягкость; легкость; эластичность. После намокания и высушивания обувь не должна менять форму и размеры, оставаясь гибкой. Общие требования: прочность, эла­стичность, соответствие времени года, условиям тренировок и соревнований, надежная защита стоп от механических ударных воздействий при беге, прыжках, отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями, а от зимней обуви требу­ется еще и хорошая теплозащитность. Материалы, применяемые для изготовления спортивной обуви, должны принимать и сохра­нять форму стопы без значительных изменений внутренней кон­фигурации и внешнего вида.

При изготовлении спортивной обуви применяются натураль­ная кожа и ее заменители, резина, синтетические материалы.

Требования к оборудованию и интвентарю.

Оборудование и спортивный инвентарь должны соответство­вать правилам занятий и соревнований по данному виду спорта. Основное гигиеническое требование к спортивному инвентарю и оборудованию — травмобезопасность.

Важны в санитарном отношении условия хранения и эксплуа­тации снарядов, канатов и средств страховки. Их нужно оберегать от повреждений и преждевременного износа и коррозии.

Администрация спортивного сооружения должна иметь пас­порта или эксплуатационные документы на технологическое обо­рудование и средства страховки, включающие инструкции по безо­пасной установке и эксплуатации спортивных снарядов.

Ежегодно перед началом спортивного сезона все спортивное оборудование и инвентарь обследуется специальной комиссией и представителями территориальных органов Санэпиднадзора.

В целом цветовое оформление спортивного сооружения не долж­но быть однотонным, нужно использовать цветовые пятна, комбинации холодных и теплых тонов.

Гигиена как наука, её цели и задачи.

Гигие́на — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Основные задачи гигиены

-изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.

-научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;

-научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины. В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы (дисциплины):общая гигиена (пропедевтика гигиены), коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.

Метод санитарного обследования или описания. На основании его результатов объективно оценивается санитарная ситуация, фор­мируется рабочая гипотеза о возможном влиянии гигиенических факторов на здоровье населения. Объектом наблюдения может быть санитарное состояние населенного пункта, спортивных сооруже­ний, дошкольных и школьных общеобразовательных учебных уч­реждений, источников водоснабжения и т.д

Физические методы исследования позволяют оценить микро­климатические условия окружающей среды: уровень освещенно­сти, шума, температуры и влажности, направления и скорости движения воздуха и т. д.

Химические методы исследования необходимы для оценки хи­мического состава воздушной среды и почвы, качества воды, био­логической ценности продуктов питания и т.д.

Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных за­болеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оцен­ки действия различных химических веществ на организм человека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позволя­ют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды.

Социологические и санитарно-статистические методы иссле­дования дают возможность оценить количественные взаимодей­ствия между факторами внешней среды и здоровьем и физичес­ким развитием различных групп населения: рождаемость, забо­леваемость, продолжительность жизни, смертность и другие по­казатели.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или живот­ных как в естественных, так и в лабораторных условия

Наши рекомендации