Основы законодательства РФ об охране труда. Подзаконные акты по охране труда.

Классификация системы стандартов в области охраны природы

 
Шифр группы Группа стандартов  
Основные положения  
Термины, определения, классификация  
Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов  
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов  
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйства  
Требования к средствам контроля и измерений состояния среды  
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите  
Прочие стандарты  
     

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03-87.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

Согласно Трудовому кодексу РФ, правила по охране труда подразделяются на единые, межотраслевые и отраслевые. Единые распространяются на все отрасли экономики. Они закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда, которые одинаковы для всех отраслей. Межотраслевые закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда в нескольких отраслях, либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (например, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

Инструкции по охране труда делятся на типовые (для рабочих основных профессий отраслей) и действующие в масштабах предприятия, организации или учреждения.

Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О гражданской обороне». Система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС приведены в федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». При изучении закона следует обратить внимание на ст. 18 и 19 (Глава IV – «Права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС и социальная защита пострадавших»).

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1.Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

2. использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;

3. быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
4.обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5.участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
7.на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
8. на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2. соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
3.изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
4. выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
5.при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

«О гражданской обороне»

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

1.обучение населения в области гражданской обороны;

2.оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3.эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4.предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5.проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения.

6.борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7.обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

8.санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

9.восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

10.обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Система стандартов «безопасность в ЧС» (номер 22 в ГСС) начала формироваться в 1994г. и является одним из самых современных комплексов стандартов. Виновные в невыполнении законодательства, создании предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, проявившие пассивность в принятии мер по защите жизни и здоровья людей должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законами РФ.

3. Номер группы Наименование групп стандартов Кодовое наименование
Основополагающие стандарты Основные положения
Стандарты в области мониторинга Мониторинг и прогнозирование
Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства Безопасность объектов народного хозяйства
Стандарты в области обеспечения безопасности населения Безопасность населения
Стандарты в области обеспечения безопасность продовольствия, пищевого сырья и кормов Безопасность продовольствия
Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений Безопасность животных и растений
Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения Безопасность воды
Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения Управление, связь, оповещение
Стандарты в области ликвидации ЧС Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Стандарты в области технического оснащения аварийно − спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей Аварийно − спасательные средства
10, 11 Резерв  

В системе стандартов « Безопасность в чрезвычайных ситуациях» принята следующая система обозначений:

ГОСТ 22.Х.ХХ—XX,

где X.− номер группы в системе;

XX − соответственно номер стандарта в группе и год регистрации или пересмотра стандарта.

Значит, если нам нужен стандарт «БЧС. Защита населения. Основные положения», необходимо искать его в 22 системе ГСС в группе 3, где и находим его как ГОСТ 22.3.03−94.

Ядерное оружие

Поражающее действие ядерного оружия основано на энергии, выделяющейся в результате ядерных реакций (деления тяжелых ядер, например, урана или плутония; либо термоядерного синтеза легких ядер, таких как дейтерий или тритий). Ядерные боеприпасы различают по мощности на малые, средние, крупные, сверхкрупные, которые исчисляют в единицах массы тротилового эквивалента, т.е. когда говорят о мощности в 10 Мг, подразумевают, что при взрыве этого заряда выделяется такая же энергия, как при взрыве 10 мегатонн тротила (тринитротолуола). По виду ядерные взрывы могут быть высотные, воздушные, наземные и подземные (подводные).

Выделяют пять поражающих факторов ядерного взрыва (см. Глоссарий):

1) ударная волна;

2) световое излучение;

3) проникающая радиация;

4) радиоактивное заражение местности;

5) электромагнитный импульс.

Необходимо иметь представление о последствиях каждого из перечисленных факторов, критериях их оценки, способах защиты. Например, ударная волна - это область резкого сжатия среды (воздуха, воды, грунта), распространяющаяся концентрически от центра взрыва. Ее действие на человека может привести к различным травмам (подразделяются на легкие, средние, тяжелые, крайне тяжелые), а на сооружения - к их разрушениям (слабым, средним, сильным, полным). Основная характеристика ударной волны - избыточное давление ΔРф [кПа]. Наиболее надежная защита - укрытие в подземных сооружениях. При изучении данной темы следует обратить внимание, что характеристиками проникающей радиации и радиоактивного заражения местности являются те же показатели, что и при авариях на радиационно опасных объектах

Световое излучение — это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную области спектра. Источником светового излучения является светящаяся область взрыва — нагретые до высоких температур и испарившиеся части боеприпаса, окружающего грунта и воздуха. Максимальная температура поверхности светящейся области составляет обычно 5700-7700 °C. Когда температура снижается до 1700 °C, свечение прекращается. Световой импульс продолжается от долей секунды до нескольких десятков секунд, в зависимости от мощности и условий взрыва. Приближенно, продолжительность свечения в секундах равна корню третьей степени из мощности взрыва в килотоннах. При этом интенсивность излучения может превышать 1000 Вт/см² (для сравнения — максимальная интенсивность солнечного света 0,14 Вт/см²).

Проникающая радиация (ионизирующее излучение) представляет собой гамма-излучение и поток нейтронов, испускаемых из зоны ядерного взрыва в течение единиц или десятков секунд.

Радиус поражения проникающей радиации при взрывах в атмосфере меньше, чем радиусы поражения от светового излучения и ударной волны, поскольку она сильно поглощается атмосферой. Проникающая радиация поражает людей только на расстоянии 2-3 км от места взрыва

От гамма-излучения хорошо защищают материалы, имеющие элементы с высокой атомной массой (железо, свинец, низкообогащённый уран), но эти элементы очень плохо ведут себя под нейтронным излучением Нейтронное излучение в свою очередь хорошо поглощается материалами, содержащими лёгкие элементы (водород, литий, бор), которые эффективно и с малым пробегом рассеивают и поглощают нейтроны.

44) Химическое оружие

Поражающий эффект химического оружия основан на токсическом воздействии на организм человека, животных или на растения. В ХО применяются три группы веществ: отравляющие вещества, токсины и фитотоксиканты, которые могут иметь различные виды боевого состояния -пар, аэрозоль, капли. Основу ХО составляют отравляющие вещества, которые классифицируются по ряду признаков:

• по физиологическому действию на организм:

- нервно-паралитические;

- кожно-нарывные;

- общеядовитые;

- удушающие; психохимические; раздражающие;

· по времени поражающего действия:

- быстродействующие (не имеющие инкубационного периода);

- медленнодействующие (инкубационный период от одного до нескольких часов);

• по продолжительности поражающего действия:

- стойкие (долго действующие, часы недели);

- нестойкие (кратковременно действующие, минуты).

Токсины - это химические вещества белкового происхождения, например, стафилококковый энтеротоксин, токсин ботулизма, сырьем для которых могут служить яды пауков, змей, растений, микроорганизмов. Однако относят токсины к химическому, а не биологическому оружию, поскольку по своим свойствам они ближе к ОВ (не передаются от человека к человеку, не имеют инкубационного периода, могут быть искусственно синтезированы и т.д.).

Фититоксиканты используются для поражения растений. Например, для уничтожения овощных и злаковых культур (гербициды) или древесно-кустарниковой растительности (арборициды) и др.

Последствия применения химического оружия оцениваются теми же показателями, что и при химических авариях на техногенных объектах

45)Биологическое оружие

Биологическое оружие основано на использовании патогенных свойств биологических агентов: вирусов, бактерий, грибков, риккетсий и др. Заражение людей и животных происходит через пищу, воду, при контактах с заболевшими, через укусы грызунов и насекомых, воздушно-капельным путем. Опасность биологического оружия в быстром и массовом распространении инфекционных заболеваний, поскольку инфицированные люди и животные сами становятся источниками угрожающих жизни болезней, таких как сибирская язва, холера, желтая лихорадка, ботулизм, сыпной тиф, птичий грипп и др. Микроорганизмы могут поражать также культурные растения (пшеница, рис, картофель) в периоды их выращивания или хранения. Некоторые виды бактерий и грибков способны активизировать коррозийные процессы в металлах, разложение нефтепродуктов, окисление контактов электрических и электронных схем.

В качестве биологического оружия могут быть применены насекомые-вредители и грызуны как для заражения людей и животных (инфицированные комары, вши, клещи, москиты, мыши), так и для уничтожения сельскохозяйственных культур (тля, саранча, колорадский жук).

В целях поражения людей могут использоваться современные достижения в области биотехнологий: употребление трансгенных продуктов, имеющих в составе молекул нуклеиновых кислот встроенные конструкции, вызывающие биологические эффекты от аллергий до бесплодия.

Необходимо знать меры профилактики, а также основные санитарно-гигиенические мероприятия для защиты людей, животных и растений от ВО.

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

При ведении военных действий защита населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ обеспечивается службой гражданской обороны (ГО). Основными силами ГО являются войска гражданской обороны и гражданские организации ГО. Формирования ГО в мирное время (как и воинские подразделения МО, МВД, ФСБ) привлекаются для поисково-спасательных, аварийно-восстановительных работ, к выполнению задач по ликвидации последствий ЧС во взаимодействии с формированиями МЧС.

49) Основными способами защиты населения в чрезвычайных ситуациях являются:

1) инженерная защита;

2) эвакуационные мероприятия;

3) применение средств индивидуальной (СИЗ) и медицинской защиты.

Инженерная защита подразумевает укрытие людей в защитных сооружениях - убежищах, противорадиационных укрытиях, либо простейших укрытиях. Наиболее надежными с точки зрения защиты являются убежища, которые классифицируются по ряду признаков: по защитным свойствам, по вместимости, по времени возведения, по месту расположения. Необходимо знать правила поведения в защитных сооружениях. Убежищами наз. защитные сооружения герметического типа, обеспечивающие защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, а также от отравляющих веществ ( ОВ ) и биологических средств ( БС ).

Убежища классифицируются :по защитным свойствам ;по вместимости ;по месту расположения ;по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием ( ФВО )

По защитным свойствам убежища делятся на пять классов в зависимости от степени защиты от ударной волны ядерного взрыва.

По вместимости ( количеству укрывающих людей ) убежища бывают :малые – до 150 человек ;

средние – от 150 до 450 человек ;большие – более 450 человек.

По месту расположения убежища могут быть :встроенные ( расположенные в подвальных этажах зданий ) ;отдельно стоящие ( расположенные вне зданий ).

По обеспечению ФВО убежища могут быть :с промышленными ФВО ;с упрощёнными ФВО ;с постоянным объёмом воздуха ( без ФВО ).

Противорадиационными укрытиями ( ПРУ ) наз. защитные сооружения, обеспечивающие защиту укрывающихся в них людей от заражения радиоактивными веществами ( РВ ) и от радиоактивного облучения в зонах радиоактивного заражения местности.

Под эвакуационными мероприятиями понимают эвакуацию населения и рассредоточение персонала объектов экономики в загородной зоне см. Глоссарий). Следует ознакомиться с основными принципами осуществления данных мероприятий. Во время эвакуации вывозят (выводят) людей в загородную зону, т.е. в те районы и населенные пункты, где дальнейшее проживание не представляет опасности. Их удаленность может быть самой различной, от нескольких километров до сотен.
Районы (населенные пункты), где размещается эвакуированное население, как правило, находятся вблизи железных и автомобильных дорог, речных пристаней.
Семьи не разбиваются, а вывозятся вместе, также и расселяются единым коллективом в домах местных жителей, в общественных зданиях (клубах, школах, на туристских и спортивных базах, в домах отдыха, пансионатах и санаториях).

Средства индивидуальной защиты, используемые в том числе и при ЧС, классифицируются в соответствии с ГОСТ 12.4.011-89 (табл. 20 прил.). Необходимо уметь привести примеры, а также помнить, что длительное пребывание в СИЗ противопоказано.

Из медицинских средств защиты выделяют так называемые табельные: аптечка индивидуальная (АИ-2) с набором средств для оказания первой медицинской помощи, в том числе радиопротекторов, антидотов, противобактериальных и обезболивающих препаратов; индивидуальные противохимические пакеты (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10) для обеззараживания средств химического заражения на коже и одежде человека; пакеты перевязочные индивидуальные (ППИ) для наложения повязок на раны, переломы, ожоги. Следует также иметь представление о таких группах медицинских препаратов, как анестезиологические, асептические, сердечно­сосудистые, адсорбирующие.

Основы законодательства РФ об охране труда. Подзаконные акты по охране труда.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

При изучении законодательства о труде следует обратить внимание на права и обязанности работников. В частности, каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на отдых, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного в связи с исполнением работником своих должностных обязанностей, на льготы и компенсации за тяжелые работы и работы, связанные с вредными условиями труда и т.д. В число обязанностей работника входит, например, обязательное изучение вопросов охраны труда, прохождение инструктажей с последующей проверкой знаний. Согласно трудовому законодательству предусмотрены пять видов инструктажей по ОТ (ГОСТ 12.0.004-90): вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой (текущий).

При поступлении на работу следует руководствоваться положениями раздела «Трудовой договор» Трудового кодекса РФ, согласно которому заключение трудового договора (контракта) допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста. Разрешается заключение трудового договора с лицами, достигшими 15 лет, в случаях получения ими основного общего образования, либо оставления общеобразовательного учреждения в соответствии с ФЗ. С согласия одного из родителей (либо лица, их заменяющего) и органа опеки попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими 14 лет, для выполнения легких работ в свободное от учебы время.

В рамках системы стандартов безопасности труда (ССБТ), имеющей номер 12 в гос. системе стандартов (ГСС), осуществляется систематизация всей нормативной и нормативно-технической документации по ОТ как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ – многоуровневая система взаимосвязанных стандартов, разрабатываемая с 1972 г. И направленная на обеспечение безопасности труда.

Несоблюдение требований по охране труда со стороны работодателя влечет следующие виды ответственности: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.

Нормативные подзаконные акты определяют порядок исполнения законов и составляют обширную группу документов, таких как Постановления Правительства РФ и ее субъектов, гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные нормы и правила (СанПин), строительные нормы и правила (СНиП), правила безопасности (ПБ),государственные и отраслевые стандарты (ГОСТы и Осты). Необходимо иметь представления о системе стандартов безопасности труда, системе стандартов «Охраны природы».

3)Охрана труда женщин и молодежи, льготы и компенсации по условиям труда в соответствии с ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовым кодексом РФ.

Трудовое законодательство особо оговаривает труд лиц моложе 18 лет. Например, эту категорию работников запрещается использовать на тяжелых, подземных, ночных и сверхурочных работах, при вредных и травмоопасных условиях труда, на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию. Особые льготы предусмотрены при установлении отпусков и медицинском обслуживании.

Особенности охраны труда женщин состоят в определенных ограничениях труда беременных, женщин, имеющих детей, запрет привлечения женщин к тяжелым работам и работам в ночное время за исключением отраслевой экономики, где это вызывается особой необходимостью.

Беременным женщинам может быть отказано в приеме на работу по совместительству, если при рассмотрении этого вопроса будет выявлено, что дополнительная работа может повлечь за собой последствия, которые отразятся на состояние их здоровья. Беременных женщин в целях охраны их здоровья по прежнему запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Сохраняется в ТК РФ и норма, позволяющая беременной женщине при необходимости работать неполное рабочее время. Так, согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по просьбе беременной женщины работодатель обязан установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Традиционно беременным женщинам при наличии у них соответствующего медицинского заключения облегчались условия труда: снижались нормы выработки, нормы обслуживания, либо осуществлялся их перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка.

Беременные женщины не должны трудиться в условиях воздействия инфракрасного излучения, вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения, в условиях резких перепадов барометрического давления, воздействия промышленных аэрозолей, потенциально опасных химических веществ, без естественного освещения и т.д.

Оптимальная масса груза при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) не должна превышать 2,5 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 1,25 кг. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочей смены на расстояние до 5 метров с рабочей поверхности, не должна превышать 60 кг.

В целях создания женщинам условий, позволяющих сочетать труд с материнством, для них законодательством установлен дополнительный комплекс гарантий. Наиболее существенные гарантии установлены женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка. Выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период отпуска определяются федеральным законом. Система специальных норм (в дополнение к общим) представляет молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, что позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу с продолжением образования, саморазвитием. Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда.

Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены для юношей предельно допустимая масса груза 14 лет – 3 кг; 15 лет – 3 кг; 16 лет – 4 кг. Для девушек 14 лет – 2 кг; 15 лет – 2 кг; 16 лет – 3 кг; 17 лет – 3 кг. Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: для юношей 1) постоянно более 2-х раз в час; 2) при чередовании с другой работой до 2-х раз в час.
4. Основы законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Управление охраной ОС. Система стандартов «Охрана природы».

В области охраны окружающей среды, помимо ФЗ «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения» и др. действуют: Водный кодекс РФ (1995), Земельный РФ (2001), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе» и др. Система стандартов «Охрана природы» (ССОП) имеет номер 17 в ГСС. С 90-х годов в РФ в качестве национальных утверждаются международные экологические стандарты ИСО серии 14000, что подтверждает приверженность нашей страны к актуальным интернациональным тенденциям в области экологического управления.

Основные принципы охраны окружающей среды:

1.соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2.обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3.охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

4.платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

5.обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6.учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

7.приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

8.допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

9.обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

10.обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

11.сохранение биологического разнообразия;

12. запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

13.ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

14.организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

Проблема управления природоохранной деятельностью: достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью, как в России, так и за рубежом. Во многих странах мира проводятся работы по созданию эффективных инструментов управления этой сферой деятельности. Для решения задач по охране окружающей среды были разработаны административные, экономические и рыночные методы управления.

Система стандартов «Охрана природы» - составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов-совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 - организационно-методические стандарты; 1 -гидросфера, 2-атмосфера, 3 -биологические ресурсы, 4 -почвы, 5 -земли, 6 -флора, 7 - фауна, 8-ландшафты, 9-недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов.

Наши рекомендации