Как я понял это друзья-товарищи полякова

Исследование Критской: изучалось восприятие речевых стимулов у больных шизофренией. На магнитофон записывались фразы специально организованные по правилам статистической организации речи. Фразы имели контекст, в конце стояло смысловое слово. На него накладывался шум. Уровень шума был разный: сильный, средний и слабый. На каждой фразе свой шум. Смысловое слово в конце было либо высоко-, либо низковероятным.

Например: Врач надел белый фартук. - Низковероятно.

Двор порос зеленой травой. - Высоковероятно.

И больные и здоровые при высоком уровне шума затруднялись дать ответ. При слабом - одинаково успешно справлялись с заданием. Задание достаточно простое. При средней интенсивности шума - шизофреники обнаруживали большую перцептивную точность, чем норма.

Исследования Богданова: особенности зрительного восприятия больных шизофренией. С помощью тахистоскопа - аппарата, контролирующего время экспозиции стимула (например: доли секунды). Больным предъявляли карточки с различными изображениями.

При первом типе - изображение расфокусировано. Нечеткое изображение по 3 степеням: слабая расфокусировка, сильная расфокусировка, средняя. При втором типе: изображение нестандартное, изображение привычное. Например: перевернутый кораблик, ваза с фруктами, в которой лежит лампочка.

В норме у испытуемых среди фруктов в нечетком изображении - увидят грушу. В шизофреников - лампочка. Если шизофреники трудоспособны - то они очень креативны.

Эксперимент Мережко. Исследовалась мыслительная деятельность больного. 2 типа экспериментов:

1. использовались задания на исследование структуры понятий (например: исключение предметов, сравнение понятий (река-озеро, соловей - воробей).

Мережко выявил, что больные используют латентные, побочные признаки для решения заданий, хотя правильное решение для них доступно. Больным часто доступнее решение, чем норме. Например: предложить как можно больше решений воробей - соловей. Больной придумает больше признаков для сравнения, чем здоровый.

2. Использование творческих задач, которые основывались на нахождении некого признака путем изменения стереотипа. Задание: предложить больному подумать, если бы у него были весы, спички, гири, кусок свечи, карандаш, ручка. И все это нужно уравновесить для того, чтобы они через некоторое время вышли из равновесия. Ответ: поджечь свечу.

Шизофреники часто эффективнее при решении таких задач.

Независимо от дефекта и длительности заболевания больные используют латентные признаки в ситуациях решения познавательных задач.

Некие особенности мышления проявляются до заболевания. Многие до заболевания пациента с особенностями мышления - в итоге заболевали. Особенности мышления - признак предрасположенности к заболеванию.

Нарушения мотивационной сферы у данных больных есть. Нарушение мотивационной сферы также влияет на заболевание.

Дети с симптомами шизофрении - их интересы больше связаны с социально-практической деятельностью, межличностными отношениями. Формирование личности отличалось от нормы.

В основе нарушений при шизофрении лежат особенности мотивационно-личностной сферы. Они являются доминирующими в структуре патопсихологического синдрома.

БОНУС ЦЕЛАЯ ЛЕКЕЦИЯ ЗА ПОЛЯКОВА

Обзор цикла исследований в школе Ю.Ф. Полякова: ученик Зейгарник, руководил много лет лабораторией в центре психического здоровья. Всю жизнь посвятил изучению шизофрении. Выдвинул иную гипотезу относительно нарушений когнитивной сферы у больных шизофренией, не согласившись с гипотезой Зейгарник. Сначала предполагал, что нарушение когнитивных процессов неправомерно выводить из дефектов эмоционально – личностной стороны. Существует ряд фактов, которые свидетельствуют о том, что природу нарушений следует искать в структуре когнитивных процессов. Использование прошлого опыта больными шизофренией.

Первоначальнаягипотеза – у больных шизофренией нарушается вероятностная структура прошлого опыта, в следствие чего при решении различных когнитивных задач актуализируются, извлекаются из прошлого опыта с равной вероятностью как значимые, существенные признаки, так и малозначимые, несущественные, латентные признаки. Это проявляется в различных когнитивных процессах.

Было поставлено несколько серийэкспериментов.

Тип эксперимента – тестовый материал организовывался таким образом, чтобы можно было понять, как здоровые испытуемые и больные шизофрении в сравнении, оперируют прошлым опытом при решении разных задач.

· Задачи на слуховое восприятие – исследование Критской. На магнитофон записываются фразы с разными по качеству завершающими словами – окончанием фраз. Фразы составлены таким образом, что завершение фразы содеражетельно зависит от общего контекста фразы. Фразы строились таким образом, что последнее слово фразы либо было высоко вероятным, либо необычным, маловероятным. «Двор зарос зеленой ТРАВОЙ» или «Врач надел белый ???» (ФАРТУК), «Фотограф сделал хорошую ???» (коробку). Другой приём – на окончание фразы налагался шум разной степени интенсивности – он затруднял восприятие слова, заканчивающего фразу. Основной результат: на фоне слабого шума и больные шизофренией, и здоровые испытуемые одинаково хорошо-плохо опознавали окончание фразы. На фоне очень выраженного шума – результаты также были одинаковыми (одинаково плохо-хорошо). Существенные различия – в области шума средней интенсивности.

· Исследование особенностей зрительного восприятия – эксперименты Богданова (на начальном этапе работ в школе Полякова). Построен по тому же принципу, что и предыдущий. Сравнение – здоровые испытуемые и больные шизофренией. Процедура – на экран проецируются изображения различных предметов, или группы предметов, причём эти изображения различны по качеству, по содержанию. Среди этих изображений есть привичные изображения и есть непривычные изображения для опознания (необычный ракурс, сочетание предметов). Основной результат – тот же самый, что и со слуховым восприятием. Различия обнаружились при средней степени расфокусировки изображений. Больные шизофренией оказались более точными при распознавании необычных предметов. Они не руководствуются стереотипами – они свободны от давления прошлого опыта.

· Исследование мышления. Больным шизофренией и здоровым испытуемым предлагаются различные задачи – обобщение, исключение и др. ЭкспериментыМелешко - изучение особенностей решения творческих задач больными шизофренией: тип задач – необходимо найти скрытый признак и благодаря этому задача будет решена. Например, задача Секей – перед испытуемым на столе располагаются разные предметы (весы, спички и др.). Задача – уравновесить чащу весов таким образом, чтобы они спонтанно вышли из равновесия. На одну из чаш весов поставить свечу – зажечь её, она начнет гореть и – выйдет из равновесия. Больные шизофренией чаще здоровых испытуемых находят решение задачи + чаще решают эту задачу сразу, сходу – сразу находят этот скрытый признак. Оказываются более успешными, чем здоровые испытуемые. Здоровые испытуемые менее успешны, потому что они иначе работают с прошлым опытом, иначе используют его.

? С чем связано иное использование прошлого опыта? Чем это вызвано?

Этот вопрос вызвал серию новых исследований в школе Полякова – гипотезы:

· Нарушения актуализации признаков знаний из прошлого опыта связано с особенностями самого патологического процесса – степенью его злокачественности. Взяты группы больных со слабо выраженным психическим дефектом и с сильно выраженным. Оказалось, что выраженность дефекта не влияет на качество актуализации знаний из прошлого опыта.

· Это связано с клинической картиной заболевания. Сравнивались больные с разными формами шизофрении. Оказалось, что и этот фактор не значим.

· Влияние длительности болезни. Этот фактор также не оказывает влияние.

· Снижение нарушения избирательности актуализации знаний больными шихофренией не является следствием самого шизофренического процесса, а формируется предеспозиционно, то есть в преморбиде – до болезни. Для доказательства гипотезы была также поставлена серия экспериментов: участники – не только сами больные шизофренией, но и их здоровые родственники – родители, браться, сестры. Была взята группа близнецов, один из которых был болен шизофренией. Выявилось, что у здоровых родственников обнаруживается определенная совокупность черт, особенностей, свойственных и больным шизофренией – те же самые нарушения избирательности знаний из прошлого опыта с опорой на латентные признаки. У здоровых родственников - определенная совокупность эмоционально-личностных характеристик - слабая выраженность интереса к людям, признаки замкнутости и т.д. Здоровые родственники - определенный конституциональный тип – шизоидия, определенный психологический склад, который можно рассматривать как фактор психологического риска этого заболевания.

Дети, больные шизофренией: от 5 -14 лет: 5-6, 7-8, 9-10, 12-14. – метод возрастных срезов. Им предлагались все те методики исследования восприятия, мышления и др., которые были использованы при исследовании взрослых.

Результаты:

1) особенности функционирования семьи. В семье детей, больных шизофренией, – трудности общения между членами семьи, трудности установления эмоционального контакта, !отсутствие итереса к другим людям, к человеку, к практической стороне жизни.

2) Познавательная сфера – мышление детей. Обнаружилась дисгармония развития, становления мышления в онтогенезе: по сравнению с нормной раньше формируется абстрактно-логическая сторона мышления, система абстрактных понятий; одновременно наблюдается задержка темпа формирования избирательности использования прошлого опыта.

3) Развитие и становление личности в онтогенезе: по сравнению со здоровыми детьми, статистически значимо ниже, слабее выражена потребность в общении, эмоциональном контакте; в дошкольном возрасте – аутистические игры (манипуляции с предметами и др), довольно долго не осваиваются игры по правилам. Более старший возраст – наблюдается та же самая аутизация, изоляция от сверстников, ориентация на формальные аспекты жизни, а не содержательные. !трудности в сфере общения!

Эксперименты, в основе которых гипотеза – у больных шизофренией наблюдаются нарушения мотивационно-потребностного компонента социальной регуляции деятельности. Здоровые испытуемые и больные шизофренией. Эксперимент моделирует ситуацию общения. Тип эксперимента – эксперимент проводится с двумя испытуемыми одновременно (один из которых больной, другой – здоровый, могут быть разные комбинации). Испытуемые располагаются за столом напротив друг друга. Их руки отделяются непрозрачным экраном – они не могут видеть, какие манипуляции руками проводит каждый из испытуемых. В одной серии – больным предлагаются некие фигуры – их изображения. Инструкция – описать эту фигуру, так, чтобы его партнеру, который не видит эту фигуру, стало понятно, какова форма этой фигуры. Здоровые испытуемые довольно быстро находят общий язык друг с другом, в своём описании фигуры они ориентируются на вопросы, реакции своего партнера, возникает ситуация партнерства у здровых испытуемых. В паре больной – здоровый картина иная: партнерство не возникает. Больной описывает фигуру так, как ему хочется, не ориентируется на партнера. Другая серия – испытуемым предлагаются для описания человеческие лица людей с разной мимикой, с разным выражением лица. Результаты те же самые.

У больных шизофренией наблюдается нарушение избирательности признаков из прошлого опыта, но в основе этого лежит патология мотивационного компонента социальной регуляции деятельности.

Было выделено 2 варианта психического дефекта у больных шизофренией:

3) псевдо-органический синдром, в стуктуре которого – тотальной снижение активности, в сфере побуждений. Вторичные нарушения – нарушения регуляции, произвольности когнитивной сферы.

4) Порциальный тип дефекта – на первый план выступает нарушение в системе социальных коммуникаций, нарушения мотивационного компонента общения, в то время как все прочие стороны психической деятельности оказываются более сохранными.

Гипотеза (в конце 20 в, отечественная психологическая школа, автор – Курек, ученик Зейгарник, много лет работал с Поляковым) – у больных шизофренией нарушена психическая активность, то есть психическаяактивность – изменения, и материальные, отличающиеся резкой степенью осознанности и произвольности изменения субъектом или участником которых является Я.

В психической активности Курек выделяет 2 основных процесса:

3) целенаправленная активность (выбор и достижение целей) – целеполагание и целедостижение. 3 основных параметра анализа – динамический (скорость, гибкость, подвижность целеполагания и целедостижения), волевой (выбор и достижение целей в условиях препятствий, затруднений), спонтанный (выбор и достижение целей по собственной инициативе).

4) эмоциональная активность - психические изменения, отличающиеся приятным-неприятным тоном, определенной модальностью - определенным качеством переживания. 3 параметра анализа - имприссивный (восприятие, оценка, осознание эмоциогенных стимулов), субъективный (качество внутреннего переживания, само состояние субъекта), экспрессивный (внешнее, вербальное-невербальное выражение эмоций).

Методики:

2) целенаправленная активность. Различные варианты методики формирования уровня притязаний (метод разработан в школе Левина, предложен Хоппе). Суть – выбираются задачи, которые ранжируются по сложности (задачи самого разного содержания). Перед испытуемым раскладываются карточки с номерами заданий. Объясняется испытуемому - «здесь самые простые, дальше сложные, а там-самые трудные. Вы свободны в выборе. Можете выбрать любую по сложности задачу». У экспериментатора – в руках секундомер, он говорит, что каждому заданию отводится определенное время, испытуемый не знает какое. Искусство экспериментатора – с помощью секундомера может укоротить-удленить время, в зависимости от задачи. Здоровые испытуемые – делают несколько пробных выборов, чтобы понять уровень сложности, дальше – работают в среднем диапазоне сложности задач, адекватно реагируя на успех-неуспех, после успешного решения задач-повышают уровень задач, после неуспешного решения – понижают уровень сложности. Больные шизофренией – обнаруживается нарушение всех трех параметров целенаправленной активности (спонтанной активности – сниженная инициатива целеполагания), нарушается динамический аспект целеполагания (снижается скорость выполнения заданий, нарушается волевой компонент).

Билет №25

Наши рекомендации