Травматизм — социально-гигиеническая проблема

Третье место среди причин смертности населения большинства экономически развитых стран занимают несчастные случаи и травмы, количество которых растет с каждым годом. Удельный вес травм и отравлений в структуре общей заболеваемости жителей Санкт-Петербурга составляет около 12%. Высока доля травм и среди подростков — 8%. Среди взрослого населения этот показатель составляет 121 случай на 1000 жителей.

Удельный вес смертности от несчастных случаев к настоящему времени возрос на 8—10%. Особенно интенсивно смертность увеличивалась в последние 20—25 лет (в 1,5—2 раза). Несчастные случаи — главная причина смерти детей, подростков, молодых лиц. В развитых странах смертность от них занимает первое место среди мужчин в возрастных группах от 1 года до 44 лет. “Эпидемия” травматизма продолжается, и каждый год его жертвами становятся сотни тысяч человек; к ним нужно добавить случаи убийств, изнасилований, число которых увеличивается с каждым годом. Тревогу вызывает возросший в последние годы транспортный травматизм, составляющий 30—40% от всех несчастных случаев. Большое число случаев смерти связано с производственными и бытовыми травмами, особенно с падениями (в быту, на производстве). Увеличилось число травм среди спортсменов.

Перенаселенность городов, загрязнение внешней среды, ускорение общего ритма жизни, увеличение количества транспортных средств и повышение скорости их передвижения, распространение новых технологических процессов на производстве и в сельском хозяйстве, широкое использование техники в быту — все это определяет уровень травматизма.

Травматизм является важной социально-гигиенической проблемой, решение ее неразрывно связано с улучшением состояния здоровья населения, со снижением уровня временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, с увеличением средней продолжительности предстоящей жизни. Травматизм наносит огромный экономический ущерб национальному хозяйству страны.

Медико-социальный анализ травматизма осуществляется с учетом: 1) обстоятельств несчастных случаев (производственные, бытовые, при пешеходном движении, при повреждении транспортом, спортивные, убийства, самоубийства и др.); 2) возрастно-половых особенностей, профессии; 3) характера травм (ушиб, перелом, ранение); 4) локализации травм; 5) места оказания медицинской помощи; 6) последствий травм (без потери трудоспособности, инвалидность, смерть). Среди причин травматизма выделяют технические, организационные, санитарно-гигиенические, индивидуально-поведенческие.

2. Статика населения, основной метод изучения статики населения. Перепись населения и ее значение для здравоохранения. Принципы проведения переписи населения. Роль врача в регистрации естественного движения населения.

Статика населенияоснована на численном составе населения. Состав населения изучают по ряду основных признаков: распреде­ление по полу, возрасту, социальной и профессиональной принад­лежности, уровню образования, семейному положению, нацио­нальности, месту жительства, работы и т.д.

Использование демографических показателей в работе врача.
Статика и динамика населения

Санитарно-демографические показатели являются важнейшими критериями оценки здоровья населения. Сведения о численности населения необходимы органам здравоохранения для разработки планов оздоровительных мероприятий, определения количества, мощности и размещения сети лечебно-профилактических учреждений, для планирования подготовки медицинских кадров.

Демография как наука изучает численный состав населения, распределение населения по полу, возрасту, социальным и профессиональным группам, размещение и движение населения на территории, причины и следствия изменения состава населения, взаимосвязь социально-экономических факторов и этих изменений. Она является самой древней отраслью санитарной статистики. Показатели демографической статистики широко используются при:

— оценке здоровья населения (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, конечные показатели воспроизводства);

— оценке закономерностей воспроизводства, формирующих структуру населения;

— планировании, размещении и прогнозировании сети кадров здравоохранения на основе численности и структуры населения;

— оценке эффективности планирования и прогнозирования медико-социальных мероприятий.

В конечном итоге без знания количественного и качественного состава населения невозможно провести глубокий статистический анализ состояния его здоровья, деятельности медицинских учреждений, четко планировать их работу.

В здравоохранении широко используются данные о статике и динамике населения. Статика характеризует население на каждый данный момент (его численность, состав, особенности расселения, занятость и т. д.).

Динамика населения подразделяется на механическое и естественное движение. Под механическим движением понимают процесс миграции населения. В зависимости от продолжительности миграцию разделяют на постоянную и сезонную. При изучении состояния здоровья населения, при других социально-гигиенических исследованиях по отдельным районам страны полезно учитывать длительность проживания в данной местности, изучать состояние здоровья, процесс акклиматизации и качество лечебно-профилактического обслуживания мигрантов. Учет механического движения населения осуществляется административными органами.

Естественное движение населения — это совокупность таких демографических явлений, как рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, данные о браках, разводах, средней продолжительности предстоящей жизни, регистрация которых производится в медицинских учреждениях и органах записи актов гражданского состояния. Статистика естественного движения населения основана на обязательной регистрации рождений, смертей, браков, разводов по специальным документам (справки о рождении, свидетельства о смерти, акты о записи).

Методика проведения переписи населения.
Основные показатели переписи населения России,
их медико-социальная оценка.

Перепись населения — это специальная научно организованная государственная статистическая операция по учету и анализу данных о численности населения, его составе и распределении по территории. Перепись характеризуется следующими особенностями.

1. Периодичность (в большинстве стран переписи проводятся через 10 лет, в экономически развитых — через 5 лет).

2. Всеобщность (охват всего населения).

3. Единство методики (наличие единой программы переписи в виде переписного листа).

4. Единовременность (численность населения учитывается на определенный момент, когда население ведет самый оседлый образ жизни).

5. Сбор сведений методом опроса при помощи переписчиков без обязательного подтверждения документами.

6. Централизованный способ обработки данных.

Данные переписи населения необходимы для перспективных расчетов численности населения, для планирования развития отраслей национального хозяйства, в том числе здравоохранения, для оценки санитарного состояния населения и расчета различных показателей здоровья. В санитарно-эпидемиологической службе данные переписи применяются для оценки санитарно-эпидемического состояния района, для разработки прогнозов эпидемической ситуации и др.

Переписи населения показали, что в экономически развитых странах постоянно наблюдается тенденция увеличения численности населения — в среднем около 1% в год, в развивающихся странах — до 2%. В большинстве стран мира преобладают женщины пожилого возраста и мужчины в возрасте до 32 лет.

В России в последнее десятилетие численность населения ежегодно уменьшалась и к 1996 г. составила около 147 млн. человек. Показатель естественного прироста, (разница между уровнем рождаемости и уровнем смертности) отрицательный (–6 на 1000 жителей). Отмечается постарение населения. Так, доля населения старших возрастных групп в Санкт-Петербурге составляет около 23%. Снижается доля детского населения (до 20%).

Урбанизация — это демографический процесс, который характеризуется ростом числа городов, увеличением их мощности и вследствие этого преобладанием доли городских жителей среди всего населения. В России доля городского населения увеличилась с 18% в
1897 г. до 67% в 1989 г. (по данным последней переписи). В перспективе городские жители будут составлять 80% от всего населения страны.

3. Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения и их использование для охраны здоровья населения.

Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами управления.

Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов самоуправления и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных санэпидслужбой штрафов за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения; средства, полученные за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности; добровольные взносы предприятий и благотворительных фондов.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план (или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду производственного и социального развития.

Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением между страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти услуги.

Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии с методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги).

Для перевода учреждений здравоохранения на экономические методы управления должны быть разработаны нормативы финансирования каждого типа учреждений. Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для оказания платных медицинских услуг. В условиях рыночной экономики и медицинского страхования вопросы ценообразования приобретают особое значение. При установлении цен следует учитывать следующие принципы:

— цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на производство товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и качество;

— цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид товаров и услуг;

— цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально работающему предприятию;

— цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение качества продукции и услуг;

— цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и только потом продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям, категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений.

Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.).

Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения. Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам; специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.

Билет №38

1. Болезни органов дыхания. Показатели заболеваемости, инвалидности и смертности. Организация медицинской помощи больным при болезнях органов дыхания. Состояние и пути совершенствования.

2. Методы оценки качества медицинской помощи. Метод экспертных оценок. Показатели, характеризующие качество медицинской помощи, методика их расчета и оценки.

В 1992 г. были утверждены «Методические рекомендации по по­рядку создания стандартов (нормативов) диагностики, лечения и стандартов качества лечения для лицензирования и аккредитации лечебных учреждений». Разработаны и разосланы руководителям органов здравоохранения федеральные медицинские стандарты, включающие 218 групп с кодовыми обозначениями в терминах МКБ. Схема представления федеральных медицинских стандартов включает класс МКБ, наименование заболевания (групп заболева­ний), шифр МКБ, диагностические процедуры, лечебные проце­дуры, требования к результатам лечения.

Минздрав РФ предложил Программу работ по стандартизации на 1998-2002 гг. Программой предусмотрена разработка 85 нор­мативных документов по стандартизации в здравоохранении. Про­блема стандартизации непосредственно связана с созданием и при­менением отраслевого стандарта «Протоколы ведения больных. Общие требования». С 1999 г. началось создание протоколов веде­ния больных. Уже созданы десятки таких протоколов из 5000-6000 протоколов, учитывающих различные заболевания, синдромы и клинические ситуации. Протоколы как развитие стандартизации способствуют улучшению качества медицинской помощи и сни­жению расходов на лечение больных.

Предложено несколько критериевоценки качества медицинско­го обслуживания. Региональное бюро ВОЗ для Европы предложи­ло следующие критерии.

Эффективность— соотношение между фактическим действием службы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях.

Экономичность— соотношение между фактическим воздействи­ем службы или программы и ее стоимостью.

Адекватность- соответствие фактического обслуживания его це­лям и методам реализации.

Научно-технический уровень- применение имеющихся меди­цинских знаний и техники при оказании медицинской помощи.

В условиях переходного периода рекомендуется использовать и такие компоненты качества, как своевременность, доступность — достаточность, репрезентативность критериев качества.

Своевременностьопределяется как соотношение между време­нем получения адекватной помощи от момента возникновения по­требности и минимальным временем, которое понадобилось бы службе здравоохранения для оказания такой помощи в идеальных условиях.

Доступность— соотношение между числом пациентов, своевре­менно получающих адекватную помощь, и общим числом нужда­ющихся.

Достаточность— минимальный набор лечебно-профилактичес­ких мероприятий, необходимых для оказания адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности.

Репрезентативность критериев качества— соотношение реально полученных величин принимаемых к анализу показателей с некой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

В НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко был разработан интегральный показатель для оценки эффективности медицинского обслуживания, включающий 3 компонента: медицинский, социальный и экономический.

Коэффициент (показатель) медицинской эффективности:

Травматизм — социально-гигиеническая проблема - student2.ru

При наличии медико-экономических стандартов можно пред­ложить соответствующий расчет экономической эффективности:

Травматизм — социально-гигиеническая проблема - student2.ru

Интегрированный коэффициент (показатель) эффективности медицинского обслуживания:

Травматизм — социально-гигиеническая проблема - student2.ru

Интегрированный коэффициент эффективности медицинско­го обслуживания равен произведению коэффициентов медицинс­кой, социальной и экономической эффективности.

Помимо коэффициента эффективности, вычисляется коэффи­циент качества (который оценивает соблюдение оптимальной тех­нологии обслуживания):

Травматизм — социально-гигиеническая проблема - student2.ru

Возможна оценка технологии обслуживания по ее медико-эко­номическим стандартам. Существовали и иные экспертные мето­дики оценки технологии обслуживания, использованные до разра­ботки стандартов.

Интегрированный показатель эффективности и коэффициент качества, характеризующий технологию обслуживания, можно объединить, рассчитав комплексный коэффициент (показатель) качества медицинского обслуживания.

Комплексный показатель качества медицинского обслуживания:

Травматизм — социально-гигиеническая проблема - student2.ru

где КП — комплексный показатель качества; Км — коэффициент медицинской эффективности; Кс — коэффициент социальной эф­фективности; Кз (или Кэ) - коэффициент экономической эффек­тивности; Кк — коэффициент качества, рассчитанный на основа­нии процессуального (технологического) подхода.

Контроль качества предполагает 5 уровней организации, кото­рые осуществляются:

— заведующим структурным подразделением;

— заместителем главного врача ЛПУ по лечебным вопросам;

— экспертной комиссией ЛПУ по контролю качества;

— экспертной комиссией при городском отделе здравоохране­ния по контролю качества;

— экспертной комиссией при областном отделе здравоохране­ния по контролю качества.

В странах с классической моделью страховой медицины, напри­мер в Германии, для обеспечения качества используется контроль по отклонению от среднего уровня (в основном по числу опреде­ленных услуг и их стоимости) в сочетании с экспертной оценкой.

Помимо названных подходов к оценке и контролю качества, в том числе международными организациями, предложены простые оценки, основанные на практическом, клиническом опыте и обоб­щенные в работах кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения РГМУ (Ю.П. Лисицын, К.А. Отдельнова). Были предложены критерии качества и факторы, на него влияющие, представленные ниже.

Критерии качества медицинской помощи. Конечный результат де­ятельности в здравоохранении и факторы, на него влияющие

I. Субъективный критерий— удовлетворенность медицинской по­мощью:

— населения;

- медицинских работников;

- руководства медицинских учреждений.

II. Объективный критерий- показатели здоровья человека (на­селения).

III. Объективный критерий— качество медицинской помощи:

- своевременность;

— квалификация персонала;

— экономическая эффективность;

— деонтологические критерии.

IV. Факторы, влияющие на качество медицинской помощи:

— общеэкономические и качества состояния медицинского уч­реждения;

— зависящие от врача, медицинского персонала;

- зависящие от больного, условий и образа его жизни.

Как отмечалось, оценка, контроль качества медицинской помо­щи и особенно управление качествомявляются наименее разрабо­танной проблемой ввиду ее сложности и зависимости от многих условий — организации, финансирования, информационного обес­печения и др. На основе специальных исследований и изучения опыта медицинских учреждений разрабатываются и успешно ис­пытываются модели управления качеством. Одна из наиболее эф­фективных моделей предложена В.П. Зиминым (Тамбов, 1997). В основе этой модели, как и других (учрежденческих, территориаль­ных и пр.), лежат: система сбора информации о контроле качества; принятие решений, направленных на создание благоприятных ус­ловий для оказания медицинской помощи; контроль за реализа­цией принятых решений. Как и в других моделях, у В.П. Зимина оценка-анализ и контроль качества медицинских услуг реализуют­ся на 3 уровнях: заведующий подразделением, экспертно-аналитическая группа, возглавляемая заместителем главного врача по ме­дико-экспертной работе, главный врач, возглавляющий комиссию по подведению итогов деятельности учреждения. При оценке, кон­троле качества медицинской помощи, т.е. основы использования всех организационных, экономических, кадровых, материально-технических, юридических, морально-нравственных и других ре­сурсов, выявляемых при изучении информации о работе учрежде­ния с целью повышения показателей качества его деятельности, использования только (или исключительно) стандартов в эксперт­ной работе недостаточно. Эксперту (группе экспертов) необходи­мо анализировать весь лечебно-диагностический процесс, в соот­ветствии с программой (алгоритмом) управления качеством. В такой алгоритм входят все составляющие оценки и контроля каче­ства. Можно сказать, что все элементы процесса контроля и оценки служат созданию технологии, более того, системы управления качеством.

3. Объединенный родильный дом. Структура, функции, показатели деятельности.

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме.

Родившая женщина в течение 2 ч после отхождения последа находится в родильном зале под наблюдением медицинского персонала. Затем родильницу на каталке перевозят в одну из палат послеродового отделения, а ребенка — в палату для новорожденных. Мать и ребенок расположены отдельно (кровать матери и ребенка имеет один и тот же номер). Однако в настоящее время в некоторых родильных домах женщину с нормальным течением родов помещают вместе с новорожденным. Матери проходят специальную предварительную подготовку и под контролем медицинского персонала сами обслуживают своего ребенка (пеленание, взвешивание, подмывание и т. д.).

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1) приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение — 50 — 55% акушерских коек; 4) обсервационное (второе) акушерское отделение — 20 — 25% акушерских коек; 5) отделение патологии беременности — 25—30% акушерских коек; 6) отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений; 7) гинекологическое отделение.

Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для прерывания беременности, и гинекологических больных, другое — для приема рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение.

Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10—12% от общего числа коек в отделении), родильные залы (число родильных коек должно составлять 6—8% от всего числа коек в отделении), комнаты обработки новорожденных, смотровую, санитарную комнату, подсобные помещения для обработки клеенок и суден, временного хранения грязного белья, уборочного маркированного инвентаря.

Обсервационное отделение (приемно-смотровое помещение, родовое отделение, послеродовые палаты, палаты для новорожденных, санитарные узлы и пр.) обеспечивают и оснащают необходимым оборудованием, как и физиологическое отделение. При переходе из физиологического отделения в обсервационное врач меняет полностью санодежду и обувь. При выходе из обсервационного отделения санодежду и обувь снимают, хранят ее до окончания смены в специально отведенном месте. Санодежду по окончании смены сдают в стирку, обувь протирают 1% раствором хлорамина. Маску меняют после каждого пользования.

Родильница во время пребывания в обсервационном отделении кормит ребенка в стерильной маске. Маску меняют перед каждым кормлением. Порядок работы в этом отделении аналогичен порядку работы в физиологическом отделении. Каждое послеродовое отделение (физиологическое или обсервационное) должно иметь отдельную комнату для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Комната должна быть оборудована электрической или газовой плитой, двумя столами (для чистой и использованной посуды), холодильником, медицинским шкафом, баками или ведрами для сбора и кипячения посуды. Выдачу молока новорожденным производят по требованию детских отделений.

Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность, палаты оснащаются бактерицидными облучателями.

Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей: для больных, нуждающихся в оперативном лечении; для больных, нуждающихся в консервативном лечении; для прерывания беременности. В структуру отделения должны входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные. В крупных городах одно из отделений должно иметь палаты (отделение) для девочек с гинекологическими заболеваниями.

Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиени­ческих мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.).

Один раз в квартал проводятся осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными полотенцами, шкафчиками для одежды. Санодежду меняют ежедневно, при возникновении внутрибольничных инфекций 4-слойные маркированные маски меняют каждые 4 ч.

Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности — 280 дней, а гинекологическая — в среднем 330—340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении — 9,7, гинекологическом — 6,5.

Основные показатели эффективности деятельности родильного дома:

— удельный вес родов, принятых вне родильного дома (отношение числа родивших вне роддома к числу принятых родов);

— медицинская помощь при родах (доля родов с медикаментозным обезболиванием от общего числа принятых родов в %);

— удельный вес женщин с осложненными родами и частота осложнений в послеродовом периоде на 1000 родивших;

— частота мертворождений (отношение числа родившихся мертвыми к числу всех родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);

— частота недоношенности (отношение числа родившихся недоношенными к общему числу родившихся, умноженное на 100);

— заболеваемость новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

— смертность новорожденных на 1000 (доношенных, недоношенных);

— перинатальная смертность (отношение суммы числа родившихся мертвыми и числа умерших в первые 168 ч к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000);

— материнская смертность (отношение числа умерших беременных, рожениц и родильниц (в течение 42 дней после родов) к числу родившихся живыми, умноженное на 100000.

Билет №39

1. Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников (в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан").

Наши рекомендации