Особенности труда хирургов и акушеров-гинекологов.

Хирургические отделения

Хирургические отделения имеют секционную планировку. Отделение рассчитано на 30—50 коек; выделяются «чистые» и «гнойные» отделения. 20—25% коек располагаются в одноместных палатах со шлюзом, который резко снижает обсемененность воздуха в палате.

Отделения травматологии, как правило, размещаются в нижних этажах стационаров, отделения гнойной хирургии — в отдельных зданиях или блоках, изолированных от других отделений через лестнично-лифтовой узел, имеющий самостоятельную систему приточно-вытяжной вентиляции. Отделение анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, хронического гемодиализа и послеоперационные палаты приближают к операционным блокам, соблюдая все меры изоляции их друг от друга. Размещать их желательно в нижних этажах стационаров. Операционный блок - основная структурная единица лечебно-диагностического отделения. Планировка и режим работы операционного блока должны обеспечить максимальные условия асептики. Поэтому основным условием размещения операционного блока является надежная изоляция его от других подразделений и служб больницы при сохранении удобных связей с отделением анестезиологии и реанимации, палатными отделениями хирургического профиля, центральным стерилизационным отделением. С этой точки зрения наилучшим вариантом размещения операционного блока является отдельная пристройка и крыло корпуса больницы. Можно также помещать операционный блок на верхнем этаже больницы и обязательно в тупиковой зоне. Для соблюдения условий асептики в операционном блоке выделяют чистую и гнойную зону. Набор помещений и их планировка как для чистых, так и гнойных операций идентичны. В планировочном отношении помещения операционного блока условно делятся на четыре группы в зависимости от степени соблюдения правил асептики и борьбы с внутрибольничными инфекциями. Самые строгие требования в отношении асептики предъявляются к операционным, затем идут предоперационные и наркозные помещения для хранения крови, аппаратуры и, наконец, помещения для персонала, протокольные, сестринская, лаборатория срочных анализов и «чистая зона» сан­пропускника для персонала, которая состоит из шлюза, прихожей, холла, гардероба.

В «чистой зоне» допускается естественная вентиляция, устанавливаются бактерицидные лампы из расчета 2 - 2,5 Вт/м2 с экранирующей арматурой, а также бактерицидные лампы с мощность до 4—5 вТ/м2. В этой же зоне находятся наркозная, помещение, для мытья рук, склад инструментов, комната хирургического персонала. В наркозной и других помещениях обычно устраивается искусственная вентиляция.

В асептической группе помещений располагаются операционные площадью 32—42 м2 на каждый операционный стол при высоте помещения 3,6—3,8 м и стерилизационная. Эти помещения обычно ориентируются на север. Идеальное решение операционной — операционные боксы, которые представляют собой изолятор из стекла и металла с подачей в него воздуха сверху вниз (на уровне 3 м) и вытяжкой снизу, со скоростью до 12 м/с. Вентиляционный воздух подается через многоступенчатые фильтры, осаждающие пыль с осевшей на ней микрофлорой. Кондиционирование обеспечивает в операционной необходимый микроклимат (температура воздуха 18,5— 23,8 °С, влажность 50—55%). Кратность воздухообмена составляет 12—15 раз в час (оптимально — 30), создается подпор воздуха в операционной (положительное давление - 26,6 гПа, 20 мм рт. ст.). Воздух можно подавать в операционную различными способами, но всегда сверху, а удалять — снизу. При этом воздух равномерно циркулирует по всей операционной, происходит значительное разбавление и рассеивание микрофлоры; зараженность воздуха интенсивно уменьшается. Установлено, что увеличение воздухообмена в операционных блоках с 5 до 30 объемов в час приводит к снижению частоты гнойно-воспалительных осложнений более чем в 5 раз (с 12,6 до 2,3%).

Как установлено, в результате многочисленных исследований, преобладающее большинство бактерий в воздухе операционной относится к непатогенным, тем не менее были отмечены случаи обнаружения коагулазоположительных стафилококковых штаммов. Передвижение персонала по операционной способствует значительному увеличению числа бактерий в воздухе за счет как осевших на полу операционной, так и нового занесения бактерий в операционную из смежных помещений. Поэтому в операционных блоках рекомендуется обеспечить движение воздушных потоков из операционных в прилегающие к ним помещения, а из них — в коридор, где должна работать вытяжная вентиляция. Таким образом, устройство вентиляции с преобладанием притока является обязательным условием соблюдения чистоты воздуха в операционных. Операционные, предназначенные для демонстрации, должны иметь смотровые галереи, купола и снабжаться телевизионными установками. За последние годы в практике зарубежного строительства больниц появилась тенденция к проектированию операционных залов без окон с целью защиты от шума и пыли. Однако персонал, работающий в таких помещениях с искусственным освещением, предъявляет жалобы на повышенную утомляемость и плохое самочувствие.

Санитарно-гигиенический режим в операционных обеспечивается созданием асептических условий перед проведением операции, для чего за 1—I'/g ч до операции включаются бактерицидные лампы, после операции производятся влажная уборка и дезинфекция;

состоянием здоровья врачей операционной бригады, отсутствием больных, в том числе больных гнойничковыми заболеваниями, бактерионосителей; тщательной подготовкой и санитарной обработкой больного перед операцией; использованием специальной одежды для медицинского персонала с цветовой маркировкой — только для

операционной, обязательное ношение 4-слойной марлевой маски, так как известно, что в течение 3 - 4 ч она задерживает до 90—95% выделяемых при кашле и чиханье микроорганизмов; сменой белья и маски через 4 ч, но не реже 2 раз в смену.

Акушерское отделение.

Акушерские отделения и родильные дома имеют семь категорий в зависимости от числа коек (20—150). Располагаются они обычно в отдельном или изолированном крыле здания.

Планировочные решения акушерского отделения должны обеспечить строгую изоляцию здоровых рожениц от больных, поточность поступления рожениц в отделения, способствовать исключению возможности внутрибольничного заражения. В акушерском отделении имеются физиологическое и обсервационное (так . называемое второе, или сомнительное) отделения для рожениц с повышенной температурой, гнойничковыми и другими заболеваниями.

В приемно-смотровых помещениях устраивается «фильтр», через который проходит роженица из вестибюля. Предусмотрены 2 смотровые: одна для поступающих в родовое физиологическое отделение и в отделение патологии беременности, вторая — в обсервационное. После предварительного осмотра в комнате-«фильтре», где проводится термометрия, сбор краткого анамнеза, уточнение эпидемиологических данных, выявление гнойничковых заболеваний кожи, гриппа, ангины и других заболеваний, роженица направляется в смотровую, из которой она попадает в помещение для санитарной обработки, затем в отделение.

Как физиологическое так и обсервационное отделения имеют общую планировочную схему: предродовые палаты, родовой блок, палата интенсивной терапии, послеродовые палаты, палаты для новорожденных. Каждое отделение имеет самостоятельный набор лечебно-диагностических и вспомогательных помещений Медицинский персонал строго закреплен за каждым отделением. За последнее время появилась новая тенденция в планировочном решении помещений акушерских отделений—делать палаты на 1—2 родильницы с новорожденными совместно. Первый опыт существования таких отделений говорит о благоприятных условиях в них для восстановления здоровья родильниц и ребенка. С гигиенической точки зрения такая планировка не вызывает возражений.

В акушерском отделении помещения для выписки родильниц из послеродового физиологического отделения и из обсервационного должны быть раздельными. Комната для одевания родильниц и новорожденных должна располагаться рядом с помещениями для посетителей.

Размещают новорожденных либо в специальном отделении, либо в палатах с боксированными шлюзами, либо в палате с матерью. В палатах соблюдается принцип индивидуального пользования пред метами обихода (индивидуальные судна, кровать, постельное белье клеенка). После выписки родильниц в палатах производится генеральная уборка всего помещения и оборудования — влажная уборка с применением 6% раствора перекиси водорода, 0,5% раствора детергента, 5% раствора хлорамина и облучение бактерицидными лампами в течение 1,5—2 ч.

Вентиляция родовых залов и палат осуществляется по тем же принципам, что и помещений хирургических отделений.

Оценка чистоты воздуха производится по критериям, представленным в табл. 61.

С целью предупреждения заноса в отделение инфекции проводится постоянный контроль за бактериальным носительством персонала. Лица, поступающие на работу в родильный дом, обследуются врачами-специалистами, проходят 3-кратное бактериологическое обследование (мазок из носа и зева) с интервалом 5—7 дней. Не принимаются на работу в акушерское отделение лица с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и ротовой полости, особенно стафилококковой этиологии, а также бактерионосители. В случае появления у новорожденных гнойных заболеваний в тот же день направляется экстренное извещение в СЭС и отдел регистрации и госпитализации инфекционных больных станции скорой помощи.

Показателем санитарного неблагополучия родильного дома является регистрация в течение одной недели 2 и более случаев гнойных заболеваний родильниц и новорожденных, считая также 7—10 дней после выписки.

Таблица 61 Критерии оценки микробной обсемененности воздуха в родильных домах

Наши рекомендации