Система обеспечения качества мед.помощи.

Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из 3-х элементов. К ним относятся:

1) участники контроля (т.е. те, кто должен осуществлять контроль);

2) средства (с помощью чего осуществляется контроль);

3) механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, по­следовательность действий).

Законодательная база к числу участников контроля качества медицин­ской помощи относит:

1) медицинские учреждения;

2) общественные объединения потребителей;

3) органы управления здравоохранением;

4) лицензирующие органы;

5) страховые медицинские организации;

6) профессиональные медицинские ассоциации;

7) фонды обязательного медицинского страхования;

8) государственные медицинские образовательные учреждения; меди­цинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послеву­зовское или дополнительное профессиональное образование специалистов;

9)страхователи;

10) Госстандарт России и его территориальные органы;

11) Государственный комитет по антимонопольной политике и его тер­риториальные органы;

12) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

13) органы государственного пожарного надзора;

14) государственная инспекция по охране труда;

15) комитеты по управлению государственным имуществом;

16) исполнительные органы фонда социального страхования.

Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на 2 звена. Принято выделять ведомственное и вневедомственное звенья каче­ства медицинской помощи. При этом к ведомственному звену относятся медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, к вневе­домственному — все остальные.

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи при­звана осуществлять:

1) оценку состояния и использования кадровых и материально-техни­ческих ресурсов ЛПУ (т.е. контроль структурного качества помощи, оказы­ваемой медицинским учреждениям в целом);

2) оценку профессиональных качества медицинских работников путем осуществления аттестации персонала;

3) экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным па­циентам (т.е. контроль технологического компонента качества медицин­ской помощи);

4) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи;

5) подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управ­ления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эф­фективности медицинской помощи;

6) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с сис­темой здравоохранения;

7) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффек­тивность медицинской помощи;

8) выбор наиболее рациональных и управленческих решений, проведе­ние оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи вклю­чает:

— анализ результатов оказания медицинской помощи населению;

— подготовку рекомендаций по совершенствованию организации и по­вышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением;

— изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;

— проверку выполнения договорных обязательств между страховате­лем и страховщиком;

— проверку выполнения договорных обязательств между учреждения­ми здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;

— контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удо­стоверяющих временную нетрудоспособность граждан;

— оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;

— контроль правильности применения тарифов и соответствия предъ­являемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;

— другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах сво­ей компетенции.

С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контро­ля качества медицинской помощи, всех участников системы можно объеди­нить в 3 звена:

— контроль со стороны производителя медицинских услуг (внутренний контроль качества);

— контроль со стороны потребителя медицинских услуг (потребитель­ский контроль качества);

— контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг (внешний контроль качества).

В настоящее время используется более десятка различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помо­щи. Основными средствами контроля следует признать:

— медицинские стандарты;

— показатели деятельности ЛПУ;

— экспертную оценку.

Основными элементами механизма обеспечения качества меди­цинской помощи являются:

— сбор и анализ информации;

— принятие управленческих решений (корректирующих воздействий), направленных на создание благоприятных условий для оказания качест­венной медицинской помощи;

- контроль за реализацией принятых решений.

Все многообразие корректирующих воздействий можно свести к 2-м разновидностям: ответственности и поощрениям. При этом, обеспечение структурного качества и качества результата следует основывать преиму­щественно на мерах поощрительного характера, технологического качест­ва, па мерах взыскательного характера.

Наши рекомендации