Распространенность и классификация аффективных расстройств (синдромальная, нозологическая, по течению – МКБ-10, по этиологии и др.).

Нозологическая классификация депрессий

· по этиологии

ü эндогенные

ü экзогенные

ü психогенные

ü смешанные

· классификация О.П. Вертоградовой (по содержанию ведущего аффекта):

ü тоска

ü тревога

ü апатия

ü нет аффекта

Тимический компонент, моторный компонент, идеаторный компонент.

Основные формы (МКБ-10):

· биполярное аффективное расстройство

(депрессия – светлый промежуток – мания)

· депрессивный эпизод

· маниакальный эпизод

· реккурентное депрессивное расстройство

(повторяется, хотя бы 2 эпизода)

· хронические аффективные расстройства (дистимия, циклотимия)

Дистимия – всегда подавленное настроение (траурный флёр).

Циклотимия – мягкие колебания, не достигающие выраженного эпизода («жить на качелях эмоций»).

Биологические факторы развития депрессии.

Генетические факторы

50% биполярных больных имеют хотя бы одного родителя, страдающего расстройствами настроения.

Если оба родителя имеют биполярные расстройства, вероятность заболевания ребёнка – 50-75%.

Уровень конкордантности биполярных расстройств у монозиготных близнецов – 0,67, у дизиготных – 0,20.

Другие биологические факторы. Важна роль:

· биогенных аминов: дисбаланс норадреналина и дофамина. Именно поэтому помогают соответствующие антидепрессанты.

· нейромедиаторов (ГАМК) и нейроактивных пептидов (вазопрессин и опиоиды)

· нейроэндокринной регуляции: нарушение регуляции входа биогенных аминов в таламусе

· ЦНС. Нейровизуализационные данные (ПЭТ, МРТ, КТ) говорят о том, что у депрессивных больных снижен мозговой кровоток височных и лобных долей, увеличены желудочки (впрочем, желудочки увеличены у всех психически больных).

Когнитивно-бихевиоральная модель депрессии: аффективные, поведенческие, мотивационные, физиологические и когнитивные симптомы

Ааарон Бек и Альберт Эллис – основатели когнитивно-бихевиорального подхода.

Бихевиористская модель депрессии

· стресс и травматические события

· M. Seligman – теория обученной беспомощности. Животным не давали контролировать ситуацию, они становились заторможенными, плохо спали, не хотели есть.

· P. Lewinsohn – отсутствие положительного подкрепления приводит к депрессии.

· J. Wolpe – хронические неудачи в попытках получить превосходство в межличностных отношениях. Дефицит социального интеллекта ведёт к снижению самооценки и как результат к депрессии.

Когнитивная модель депрессии

Когнитивная триада (A.A. Beck)

Под влиянием семьи и социального окружения у человека формируется определённая когнитивная схема, через которую он воспринимает действительность. Если она выстраивается по модели «тирании долженствования» (перфекционизм), неудачи приводят к накоплению негативного опыта, который приводит к расширению когнитивной схемы, что приводит к негативному восприятию себя («всё, что я делал, это цепь ошибок») и негативному образу будущего.

Когнитивные ошибки:

· произвольные умозаключения – извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.

· сверхобобщение – умозаключения, основанные на единичн6ом эпизоде, с последующей их генерализацией.

· избирательное абстрагирование – фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.

· преувеличение и преуменьшение – противоположные оценки самого себя, ситуации и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, приуменьшая свои возможности с ней справиться.

· персонализация – отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношения, когда этого нет на самом деле.

· дихотомическое мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) – причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках).

Когнитивная триада депрессии А. Бека. «Депрессивный стиль» - когнитивные ошибки при депрессии (произвольный вывод, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение или преуменьшение, персонализация, абсолютистское дихотомическое мышление)

Когнитивная модель депрессии

Когнитивная триада (A.A. Beck)

Под влиянием семьи и социального окружения у человека формируется определённая когнитивная схема, через которую он воспринимает действительность. Если она выстраивается по модели «тирании долженствования» (перфекционизм), неудачи приводят к накоплению негативного опыта, который приводит к расширению когнитивной схемы, что приводит к негативному восприятию себя («всё, что я делал, это цепь ошибок») и негативному образу будущего.

Когнитивные ошибки:

· произвольные умозаключения – извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.

· сверхобобщение – умозаключения, основанные на единичн6ом эпизоде, с последующей их генерализацией.

· избирательное абстрагирование – фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных её особенностей.

· преувеличение и преуменьшение – противоположные оценки самого себя, ситуации и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, приуменьшая свои возможности с ней справиться.

· персонализация – отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношения, когда этого нет на самом деле.

· дихотомическое мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) – причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках).


Наши рекомендации