Ненозологические классификации

Такие классификации ориентированы не на болезнь, а на синдром как на совокупность симптомов.

· замена критериев a priori на критерии a posteriori

· ситуативность критериев классификации

· эмпирический характер критериев классификации

· возможность статистической верификации

43. Структура основных классификаций (на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси, принципы отнесения.

DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders – Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Американская классификация психических расстройств

(в настоящее время готовится к выходу DSM-V)

· Подбор единиц основан на эмпирических исследованиях

· Определение единиц основано на операциональной диагностике

· Правила отнесения: существование «дерева решений», возможность автоматизированного решения

Согласно DSM при формулировке полного диагноза учитывают:

· наличие или отсутствие психического заболевания (ось I),

· фоновой психопатии (ось II),

· соматического заболевания (ось III),

· усугубляющие психосоциальные факторы (ось IV),

· общий уровень адаптации (ось V).

Первая ось (axis I) включает преходящие обратимые нарушения, которые проявляются и исчезают, например, фобии, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), депрессии, аддикции и т. д. Эти нарушения «симптомны», так как пациенты с нарушениями на данной оси часто обнаруживают у себя наличие психических нарушений («симптомов»), которые их беспокоят и нуждаются в лечении.

Вторая ось (axis II) включает личностные расстройства и другие стабильные, практически мало обратимые длительные психические расстройства, такие, как нарушения или задержка умственного развития.

Отношение пациентов к нарушениям Первой оси носит ego-дистонный, то есть чуждый, несвойственный ego характер, в то время как нарушения Второй оси, в том числе личностные расстройства, ego-синтонны и рассматриваются пациентами как присущие им характерологические особенности и/или естественные реакции на сложившуюся ситуацию.

Третья ось (axis III) содержит перечень физических нарушений или состояний, которые могут наблюдаться у пациента с психическими расстройствами, то есть все соматические и психосоматические заболевания (например, эпилепсия, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка, инфекционные заболевания и т. д.). Ось III содержит коды, заимствованные из Международной классификации болезней – (МКБ).

Четвёртая ось (axis IV) включает перенесённые психосоциальные стрессы (например, развод, травма, смерть кого-нибудь из близких людей), имеющие отношение к заболеванию; ранжируются (отдельно для взрослых и отдельно для детей и подростков) по шкале с континуумом от 1 (отсутствие стресса) до 6 (катастрофический стресс).

Пятая ось (axis V) характеризует наивысший уровень функционирования, наблюдавшийся у пациента в течение прошлого года (например, в общественной, профессиональной деятельности и психической активности); ранжирование по шкале с континуумом от 90 (верхний предел) до 1 (грубое нарушение функции).

По лекции А.Ш. Тхостова

Для детей

1. Ось I – Клинико-психиатрический синдром

2. Ось II – Описание нарушений развития

3. Ось III – Уровень интеллекта

4. Ось IV – Физическая симптоматика

5. Ось V – Взаимозависимые актуальные анормальные психосоциальные обстоятельства

6. Ось VI – Глобальная оценка психосоциальной адаптации

(для взрослых то же, но без оси III)

МКБ-10

Отечественная классификация болезней, являющая международной.

Цель классификации: статистика, исследования, коммуникация.

Логика классов: типы, диагнозы.

Свойства классов: допускает коморбидность («соболезненность», несколько параллельных диагнозов).

Основа классификации: не унифицирована, не теоретическая, дискриптивная

Способ подбора единиц: клинико-комбинаторно, базируется на соглашении.

Дефиниция единиц: глоссарий.

Правила отнесения: имплицитные, эксплицитные.

Основой классификации МКБ-10 является трехзначный код, который служит обязательным уровнем кодирования данных о смертности, которые отдельные страны предоставляют ВОЗ, а также при проведении основных международных сравнений.

Тема 7. Основные модели психических расстройств в психологии и общей медицине

Наши рекомендации