Модели объяснения в клинической психологии

Диспозиционные объяснения

· Выделение условий, вызывающих или поддерживающих расстройство.

· Выделение носителя диспозиции.

· Выделение условий манифестации.

Историко-генетические объяснения

· Установление этиологии и динамики расстройства в исторической перспективе

· Филогенетические и онтогенетические объяснения

· Среда и генотип как классические модели историко-генетического объяснения

Ситуационные объяснения

· Невозможность исчерпывающего описания и анализа условий

· Ненадёжность анамнестических данных

· Объяснения ex post facto

Модель основного эффекта

· Конституциональные особенности и среда влияют на развитие расстройства независимо друг от друга

· Конституциональная дефицитарность нарушает развитие независимо от среды

· Негативное влияние среды не может быть компенсировано конституцией

Несовершенные объяснения

· Неточные объяснения

· Рудиментарные объяснения

· Частичные объяснения

· Объяснения данные в общих чертах

Методологические проблемы объяснительных моделей

Проблема каузального объяснения. Нужно объяснить причинно-следственные отношения. Проблемы:

· Выбор причинной связи

· Ограничения каузального объяснения

· «Пересечение» каузальных цепей

· Вероятностные модели

Проблема выбора модели:

· каузальные модели

· вероятностные модели

· факторные модели

· «экологическая» валидность модели

Проблема интеракции (взаимодействия):

· место интеракции

· механизм интерактивного взаимодействия

· поиск «истинного» нарушения

· принцип «дополнительности»

Модель интеракции:

· Расстройство есть следствие взаимодействия двух и более независимых факторов

· В причинно-следственных отношениях различные факторы создают условия последовательного проявления, принципиальна их временная последовательность

· В отношении кумулятивного эффекта порядок проявления факторов не имеет значения, принципиальное значение имеет интенсивность их проявления

· В отношениях субститутивной каузальности определённый эффект у отдельного индивида производится определённым фактором, но у различных индивидов он может вызываться различными факторами

Модель трансакции:

· причиной расстройства являются два или более факторов, но эти причины имеют не стабильный характер, а имеют изменчивый характер

· расстройство является не простой реакцией индивида на патологический фактор, а динамической попыткой адаптации к патологическому процессу

· патологический процесс включает в себя динамическую структуру адаптивных реакций

Основные модели психических расстройств:

· медицинская (клиническая, биомедицинская)

· психосоциальная

· биопсихосоциальная

Медицинская модель психических расстройств:

· патологическое поведение рассматривается как симптом скрытой за ним болезни

· эта болезнь существует внутри индивида и может быть описана в терминах болезненной сущности, имеющей причину и специфическое развитие

· «истинные» причины болезни имеют органический характер, но могут существовать неорганические условии их запуска

· патологический процесс развивается как независимый от индивида и его социальной среды

Психосоциальная модель психических расстройств:

· патологическое поведение есть обученная форма поведения, не имеющая принципиальных качественных отличий от нормального поведения

· различия «нормального» и «патологического» поведения определяются в соответствии с социальными и культурными нормами

· причины патологического поведения есть следствие настоящих или прошлых социальных условий, определяющих обучение данным патологическим формам поведения

Биопсихосоциальная модель психических расстройств:

· за исключением редких случаев, патогенез как психических, так и соматических расстройств, имеет мультифакторный характер и есть результат постоянного взаимодействия множества независимых переменных

· с патогенетической точки зрения не существует принципиального отличия между соматическими и психическими расстройствами

· психосоциальные факторы могут детерминировать патогенез соматических болезней, а биологические – патогенез психических расстройств

· не существует достаточного методологического основания для выделения психосоматических болезней, поскольку все болезни являются психосоматическими

Факторы предиспозиции (что включено в причину болезни):

· факторы, существующие до начала заболевания и определяющие его дальнейшее развитие

· могут быть не реализованы при благоприятных условиях: наследственные факторы, условия пре-, пери- и постнатального развития, свойства нервной системы, темперамента, зрелости психологических защит, ресурсов адаптации и пр.

Запускающие факторы:

Внутренние и/или внешние психические условия, предшествующие проявлению расстройства, его провоцирующие, превосходящие возможности адаптации индивида: психологический или физический стресс, предшествующие заболевания, тяжёлые утраты, резкие изменение условий существования, критические периоды жизни и пр. (в острой или хронической форме).

Поддерживающие и хронифицирующие факторы

Факторы, противодействующие спонтанной ремиссии: реакция ближайшего окружения, получение «вторичной выгоды», позитивное подкрепление болезненного поведения, патологическая адаптация, инфантилизация, избегание ответственности.

Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии

· Каковы бы ни были внешние условия, прямо они не производят никаких изменений в организме животного (Ламарк)

· Изменения могут возникнуть только при наличии соответствующего внутреннего основания (Келликер)

· Внешние факторы сами по себе не создают в организме специфических изменений, но последние возникнут с неизбежностью, когда внешний фактор найдёт себе специфическое, т.е. адекватное функциональное и морфологическое преломление (И.В. Давыдовский)

· При одном и том же уровне воздействия содержание текущей ответной реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы (А.А. Ухтомский)

· Чем выше возбудимость «прибора», тем более слабые физические факторы могут воздействовать на него как сильные раздражители (А.А. Ухтомский)

· Ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия (В.М. Бехтерев)

Каузальная цепь биопсихологомедицинской модели

1. Причины болезни (биологические, психологические, социальные) →

2. Болезнь (патологические изменения (дефект) в индивиде) →

3. Плохое самочувствие (жалобы, симптомы и данные осмотра) →

4. Следствия болезни (роль больного и ограничение нормального ролевого поведения)

Следствия болезни в свою очередь оказывают обратное влияние на плохое самочувствие и болезнь.


Наши рекомендации