Проблема развития и распада в клинической психологии. Распад как негатив развития. Закон Джексона.

См. предыдущие вопросы.

Закон Джексона

Степень «сопротивления» психической функции её расстройству прямо связана с эволюционной древностью этой функции. Иначе говоря, недавно возникшие в эволюции когнитивные функции теряются первыми; чем больше эволюционный возраст функции, тем позже она утрачивается.

Психические расстройства, связанные с регрессией и распадом

Выделяются психические расстройства, как бы имитирующие регресс больного на более ранние уровни психического и поведенческого функционирования. Обычно они проявляются как особая форма реакции на стрессовую ситуацию. Сюда относится синдром пуэрилизма, при котором манера разговора и поведения больных приобретает детские черты, они говорят с детскими интонациями, к окружающим обращаются «дяденька», «тётенька», используют детские обороты речи, постоянно в движении, фиксируют своё внимание на отдельных ярких и заметных предметах, играют с ними. Эмоциональные проявления отличаются детскостью и обидчивостью. Эти реакции проходят после разрешения психотравмирующей ситуации. Более грубый «регресс психики» проявляется психическими расстройствами, получившими название синдрома одичания. Он характеризуется редкой встречаемостью, при этом своеобразен и ярок по своим клиническим проявлениям. Это состояние развивается на фоне истерически глубоко измененного сознания. Больные как бы утрачивают человеческие навыки, передвигаются на четвереньках, лакают жидкую пищу из миски, твёрдую хватают руками, изображая при этом агрессивный настрой к окружающим. Возможно также явление «перевоплощения» в животное, например в собаку, с соответствующей формой поведения. После разрешения травмирующей ситуации это состояние обычно проходит.

Особую группу психических расстройств составляют расстройства, сопровождающиеся различной деменцией: деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция и др. Под деменцией понимается приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. В отличие от умственной отсталости, слабоумия врождённого или приобретённого в младенчестве, представляющих собой недоразвитие психики, деменция – это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга, наиболее часто – в старости (например, сенильная деменция).




Распад как специфическая форма развития. Несоответствие законов распада и развития. Роль компенсации при распаде.

Л.С. Выготский, вводя понятие высших психических функций, указывает на то, что распад не является обратным направлением развития, а имеет свои специфические черты, связанные с особыми локализационными принципами человеческого мозга. Данная точка зрения находит своё отражение в работах Б.В. Зейгарник, которая на анализе клинического материала эмпирически подтверждает положение о том, что распад не является негативом развития.

По Л.С. Выготскому, построение высших психических функций представляет собой процесс образования психических систем. В ходе детского развития изменяется внутренняя структура сознания в целом, меняются соотношения отдельных функций и отдельных видов деятельности, что приводит к возникновению новых динамических систем, интегрирующих отдельные виды и элементы психической деятельности ребёнка.

Центральную роль в построении высших психических функций играет речь и речевое мышление. Причём, с психологической стороны самым существенным для слова является обобщение, то есть способность значения слова обозначать не единичный предмет, а группу вещей.

в норме протекание многих психических процессов носит свернутый, автоматизированный и интериоризированный характер. А при нарушениях многие психические функции ломаются, а при поломке становится очень рельефно видна роль данной функции.

При любой форме патологии развитие не останавливается

При распаде какой-либо психической функции другие ВПФ могут брать на себя компенсаторные функции.

Тема 4. Проблема метода в клинической психологии

Наши рекомендации