Тактика «как поступать в ситуациях морального выбора?»

Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму. Шаг 2. Получить все возможные факты.

Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора. Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса: 1) Это законно? 2) Это правильно? 3) Это полезно?

Шаг 5. Принятие решения. Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:

1) Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?

2) Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?

Шаг 7. Предпринять действие.

2.Работа практического психолога по профориентации. Определение профессиональной направленности личности с помощью психодиагностических методик (карта интересов, дифференциальный диагностический опросник ДДО, анкета оптанта, профессиональный план, круг интересов).

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованых мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в проф. самоопределении и трудоустройству.

Включает в себя: 1) Проф. просвещение 2) Проф. воспитание 3) Проф. консультирование; 4) Проф. развитие

Определение профессиональной направленности личности с помощью психодиагностических методик

1) Карта интересов (А.Е. Голомштока)

Испытуемого просят оценить 174 утверждения, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. В зависимости от степени выраженности в бланке ответа (матрица из 6 строк и 29 колонок) отмечают (++,+,0,-,--). В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов. Анализируют сферы, которые содержат наибольшее число положительных ответов. Сферы интересов: Биология, География, Геология, Медицина, Легкая и пищевая промышленность, Физика, Химия, Техника, Электро- и радиотехника, Металлообработка, Деревообработка, Строительство, Транспорт, Авиация, морское дело, Военные специальности, История, Литература, Журналистика, Общественная деятельность, Педагогика, Право, юриспруденция, Сфера обслуживания, торговля, Математика, Экономика, Иностранные языки, Изобразительное искусство, Сценическое искусство, Музыка, Физкультура и спорт.

Дифференциально диагностический опросник (ДДО, Климова Е.А)

Необходимо в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ». (Испытуемому предлагается представить, что после обучения он занимается какой либо деятельностью и выбрать более предпочтительный вариант). Время (20-30 мин). Возможно использование методики индивидуально и в группе.

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов.

1. «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

2. «человек–техника» – все технические профессии;

3. «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

4. «человек–знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

5. «человек–художественный образ» – все творческие специальности.

Анкета оптанта

Оптант – выбирающий профессию. Испытуемому предлагается заполнить анкету, которая позволяет получить первичную информацию об интересах, наклонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выбора профессии, уровне самооценки оптанта и о главных направлениях профориентационной работы.

Анализ результатов позволяет сформулировать выводы:

- о наличии профессионального плана и степени его сформированности

- об осознанности выбора профессии

4) Профессиональный план

«Анкета профессионального самоопределения»

Предлагается 4 вопроса с вариантами ответов, можно выбрать не более 2-х. Каждому ответу соответствует определённая «цена». Проводится количественная и качественая обработка и интерпретация результатов (представления о будущей профессии, мотивы выбора и т.д.)

5) Круг интересов (Опросник Голланда)

Выявление интересов и направленностей проводится в 2 этапа: 1 – необходимо ответить на 6 утверждений (верно / неверно / не знаю), 2 – из ряда профессий необходимо выбрать наиболее привлекательные.

Выделяют 6 типов личности:

1. Реалистический тип (ориентация на настоящее, соц.-стабильны, занимаются конкретными объектами, предпочтения занятиям, требующим моторной ловкостти)

2. Интеллектуальный тип (рациональны, независимы, оригинальны, преобладают теоретические ценности)

3. Социальный тип (коммуникабельность, активность, гуманность, ориентация на социальные нормы)

4. Артистический тип (эмоциональны, оригинальны, независимы, имеют необычный взгляд на жизнь)

5. Предприимчивый тип (энергичны, решительны, социально активны)

6. Конвенциональный тип (консервативны, зависимы, практичны, предпочитают работы, связанные с канцелярией и расчётами).

3.Психологические проблемы формирования профессиональных кадров.Деловой этикет, 3 модели взаимодействия в кадровой политике (начальник – подчиненный). Пути формирования руководителя-лидера. Влияние структуры организации на формирование профессиональных кадров. Типы взаимодействия и особенности персонала. Роль психолога в расстановке кадров.

Деловой этикет – раздел корпоративного этического кодекса, который строго регламентирует формы внешнего поведения в сфере предпринимательства и управления (не затрагивает сферы морального сознания). Система включает правила: пове­дения при устройстве на работу, перемене места работы, обращения начальника с подчиненными, разговора по служебному телефону, деловой переписки, оформления интерьера офиса, отношения мужчин и женщин в про­цессе делового общения…

Наши рекомендации