Проблемы отечественной методологии

Во второй половине 70-х начале 80-х появились отечественные исследования, посвященные анализу взаимодействия познавательных и институциональных идеалов и норм.

Осо­бой темой, получившей широкое признание и при­влекшей возрастающий круг исследователей, было рассмотрение социокультурных предпосылок и де­терминаций идеалов и норм науки. Эту проблемати­ку разрабатывали сложившиеся к этому времени ме­тодологические школы в Москве, Киеве, Минске, Ленинграде, Новосибирске, Ростове» (Степин, 2000.С. 150). В работах В. С. Степина разработаны проблемы периодизации развития науки, смены норм и идеалов научного познания в различные исто­рические эпохи, различий норм и идеалов в естест­венных и гуманитарных науках. Работы В. С. Степи­на оказали большое влияние на отечественную мето­дологию науки. Так, периодизация развития науки, предложенная им, прочно вошла в понятийный ап­парат методологии науки и науковедения. В. С. Сте­пин выделяет три периода в развитии науки, которые характеризовались развитием классической, некласси­ческой и постнеклассической науки.

Рефлексивность современного научного познания

Рефлексивность научного знания - его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессом его роста и функционирования.

Э. Г. Юдин (1978) отмечал, что с начала XX в. нача­лось расширение сферы рефлексии над наукой. Пользуясь терминоло­гией, предложенной П. П. Гайденко, он обозначает развитие научной рефлексии как движение от онто­логизма через гносеологизм к методологизму. Онтологизм рассматривает прежде всего отноше­ния объекта и знания. Для гносеологизма характерно, что в фокусе вни­мания оказывается отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В. С. Швырев (1978) рассматривает расшире­ние и развитие форм рефлексии научного познания как одну из важнейших линий развития науки. Само зарождение науки он связывает с переходом от до-рефлексивных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных про­цедур.

Психологические школы и направления.

Психологические школы и направления: психоаналитическое, адлерианское, поведенческое, рационально-эмоциональное, клиентцентрированное, экзистенциальное

Психоаналитическое.

Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства; основу структуры личности состовляет 3 компонента: ид, эго и суперэго; поведение мотивируется сексуальными побуждениями, агрессивными побуждениями; патология возникает из-за вытесных в детском возрасте конфликтов; нормальное развитие основывается на своеобразном чередовании стадий секс. развития и интеграции. Цель консультанта: Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт, проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность.

Адлерианское. Акцентируется позитивная природа человека; каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни; поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей; жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни Цель консультанта: Трансформировать цели жизни клиента, помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию по средствам чувства равенства с другими людьми

Поведенческое. Человек продукт среды и одновременно её творец; поведение формируется в процессе обучения; нормальному поведению обучают по средствам подкрепления. Цель конс: Исправление неадекватного поведения и обучение поведению.

Рационально-эмоциональное. Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению и одновременно со склонностью к паралогическому; он может становится жертвой иррациональных идей; жизненые проблемы возникают из-за ошибочных убеждений; в основе нормального поведения лежит рациональное мышление и своевременная коррекция принятых решений. Цель конс: Устранить саморазрушающий подход клиента к жизни; помочь в формирмировании рационального подхода.

Клиентцентрированное. Акцент на позитивную природу человека, свойством ему врожденное стремление к самореализации; проблемы возникающие при вытеснении некоторых чувтсв из поля сознания и искажении оценки опыта; основа психологического здоровья – соответствие (конгруэнтность) Я-концепции с поведением. Цель конс: Создать благоприятный климат консультирования; помощь в самоисследовании и распозании фаторов мешающих росту личности; поощрять открытость клиента.

Экзистенциональное. Познание своего внутренего мира, свободно выбирать свою судьбу, внимание ответственности и экзистенциональной тревоге, как основному мотивирующему фактору, поиску уникального опыта в бессмысленном мире, проблеме одиночества и отношений с др., временности жизни и проблемы смерти; Цель конс: Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним и идентифицировать факторы, блокирующии свободу.

Методология психологии

1. Понятие о методологии науки: предмет, методы и ее задачи. Базовые понятия методологии науки. Уровни методологического знания: философско-мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Методология науки– это система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания, а также о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений. Методология понимается как учение о методе.

Основное назначение:выполняет рефлексивную функцию. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии.

Задача:выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, ее анализ и критику.

Виды методологического знания:2 вида– дескриптивную и нормативную методологию. Дескриптивная -исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. Функций для развития научного познания:

1. Катализация, стимулирование процесса научного познания. За счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий и концепций.

2. Организация и структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов познания.

3. Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.

Нормативная - методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователькой деятельности. Выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме и по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований.

Методы: 1.исторический анализ развития науки; 2. логический анализ имеющегося научного знания; 3. методологический эксперимент.

Базовые понятия:предмет, объект исследования; познавательная. ситуация.

1.Предметомназывают совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения.

2. Объект– это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

3. Познавательная ситуация– проблема как неполнота знаний об изучаемом предмете, задачи, поставленые для решения проблемы, а также условия и совокупность средств, имеющихся для решения задач.

Уровни методологического знания:

1. Уровень философской методологии:знания, полученые при помощи методов философии и разрабатываемые профессиональными философами.

2. Уровень общенаучной методологии:содержательные научные концепции, универсальные концептуальные системы и некоторые современные общенаучно-методологические подходы.

3. Уровень конкретно-научной методологииприменим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам.

4. Уровень процедуры и техники исследованиясвязан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы.

2.Методологические принципы в психологии (общие и частные). Открытость системы принципов. Деятельностный подход в психологии. Принцип активности. Принцип системности. Принципы материалистической психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития.

Научный принцип— это конкретизация мировоззренченских пози­ций, убеждений и общих принципов в процессе научного позна­ния.

Принципы психологии:

1. Общие - применяются для анализа развития, функционирования и структуры психики независимо от ее уровня и сложности, т. е. применимы к анализу этого качества у всех его носителей;

2. Частные - для анализа развития, функционирования и структуры психики у некоторой части ее носителей в зависимости от уровня и сложности организации психики (например, принципы зоопсихологии, принципы психологии личности), а также в зависимости от того, о какой сфере проявления активности человека идет речь (принципы социальной психологии, инженерной, педагогической).

Деятельностный подход в психологии - система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность - опосредствующая все психические процессы. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. А.Н. Леонтьев разработал проблему общности строения внешний и внутреней деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности - один из основных принципов деятельного подхода в психологии, деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего - то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образающии нерасторжимое единство.

Общими объяснительными принципами психологии являются:

Принцип детерминизма или причинной обусловленности психических явлений: требует объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю; требует выяснить совокупность обстоятельств, которые предшествуют по времени данному событию и вызывают его.

Принцип развития предполагает, что все изменения происходят закономерно; психические закономерности раскрываются в процессе развития.
Оба этих типа развития ярко проявляются в фило- и онтогенезе психики.
Источником развития психики являются противоречия:
- в филогенезе - противоречие между скоростью изменения среды и организма; - в онтогенезе - между желаемым и возможным (между моим желанием принадлежать к группе и отношением группы ко мне).

Принцип активности. Активность - атрибут материи, выражающееся в ее способности: 1) к самодвижении (выход из состояния уравновешенности со средой за счет внутрених отклонений); 2) изменять другие объекты; 3) развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (ответная активность или реактивность).

Отражение – механизм, посредством которого организм превращает внешние детерминирующие факторы в моменты своего самоопределения.

В.А.Петровский: активность в целом можно определить как совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности.

Принцип активности человеческой деятельности: саморазвитие, самодвижение человеческой деятельности, через инициирование субъектом целенаправленных преобразующих действительность предметных действий; цели и средства деятятельноти черпаются не из непосредственно данной ситуации и не являются абсолютно спонтанными, а из широкого жизненного контекста.

Принцип системноститребует рассматривать все объекты как системы. Под системой понимается совокупность элементов, которые образуют определенное единство (солнечная, нервная системы). Системность требует соблюдать ряд правил в процессе исследования: выявлять зависимости объекта и среды; выявлять уровни и иерархию строения объекта; выявлять структуру и функции объекта; выявлять единицу анализа объекта (товар в экономике, био-геоциноз в экологии); выявлять механизмы, обеспечивающие целостность объекта.

Эти элементы связаны между собой прямыми и обратными связями; система, имеющая уровневое и иерархическое строение: все элементы психики функционируют на сознательном и бессознательном уровнях; каждый из элементов, выступающих как система, имеет уровневое и иерархическое строение (например, мотивы осознанные и неосознанные, смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы).

Психология труда

1.Психология труда как область знаний и отрасль науки(понятие, субъект, объект, задачи психологии труда; теории «Х, У,Z»; история зарубежной психологии труда; концепция Ф.У. Тейлора; «Ситуационный подход» в психологии труда; история психологии труда в России; «золотое правило» психологии труда).

Психология труда – самостоятельная отрасль психологи, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенноти и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Объект: труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональном сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятятельноси. Деятельность индивида в условиях производства.

Субъект:работник как таковой, и предприятие в целом.

Задачи: теоретические и прикладные.

Теоретические (связаны с психологическими особенностями человека):

1) изучение и исследование психических процессов, психических свойств субъекта

2) изучение особенностей трудовой деятельности; 3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, микроклимат в организации, удовлетворенность трудом; 4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств

5) раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе

6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы; 7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;

8) на формирование здорового образа жизни;

9) улучшение условий жизни работников;

10) улучшение условий рабочей деятельности;

11) разработку основных критериев приема на работу;

12) разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;

13) рациональную перестройку и обновление профессий.

Практические 1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности; 2) разработка психологических средств мотивации; 3) режимов труда и времени отдыха; 4) разработка теоретических обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения; 5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности; 6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур проф. подготовки и адаптации личности; 7) совершенствоание производственных отношений и повышение качества труда; 8) минимизация аварийных ситуаций; 9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.

Наши рекомендации