Категория бессознательного в психологии.
Понятие о бессознательном идеалиста Лейбница (1646-1716), его вклад в научную психологию, значение для психоанализа З. Фрейда. Факты бессознательного (классификация по Ю.Б. Гиппенрейтер: неосознаваемые механизмы и побудители сознательных действий, «надсознательные» психические процессы).
Впервые идеи бессознательного рассматривались в трудах Лейбница. Он считал, что существует единство телесного и духовного. Мир состоит из бесчисленного множества монад(от греч. «монос» – единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций»,или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции,включающей внимание и память.
Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются.
Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного.
Способ рассуждения о необходимости признания бессознательного и аргументация, к которой прибегает Лейбниц оказала влияние на взгляды Фрейда на явление бессознательного.
Лейбниц указывает на нарушение связи между процессами восприятия в случае непризнания предшествующих сознанию состояний человеческой души, то аналогично построена и аргументация Фрейда. Он исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов сознания, для объяснения которых требуется признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.
В дальнейшем были выявлены несколько классов неосознаваемых процессов (3 класса):
1. неосознаваемые механизмы сознательных действий - многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни:
а) неосознаваемые автоматизмы (действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания; это врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка - сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба);
б) явления неосознаваемой установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении - напр. ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д.
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий - неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия - непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций (слезы, дрожь, расширения зрачка), сопровождающих действия и состояния человека.
2. неосознаваемые побудители сознательных действий - они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме .
3. "надсознательные" действия - это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем "вторгается" в сознательную жизнь человека и, как правило, меняет ее течение. Напр. заняты решением проблемы, о которой думаем изо дня в день в течение длительного времени. Сюда следует отнести процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы.
6. Истоки эмпирической психологии.
Джон Локк (1632-1704) как родоначальник эмпирической психологии. Дальнейшее развитие взглядов Локка в материалистическом (Гартли, Дидро, Радищев) и идеалистическом направлениях (Беркли Дж.) направлениях.
Джон Локк (1632-1704) как родоначальник:только после Локка эмпирическая линия становится одним из систематически развиваемых направлений.
Все идеи и понятия проистекают из опыта - это все то, чем наполняется душа человека в течение жизни. Содержание опыта складывается из элементарных составляющих - “идей” (ощущения, образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния). Внешний мир - первый источник идей. Нет ничего в интеллекте, чего не было бы до этого в ощущениях, человек появляется на свет с душою, подобною «чистому» листу бумаги, на котором при жизни вн. мир наносит своими воздействиями узоры.
Виды опыта: внешний (чувственные, простые идеи) - исходный материал для особой внутренней деятельности души - рефлексии (способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты - идеи об идеях(внутренний опыт - общие понятия и сложные идеи).
Рефлексия у Локка — познание идей внешнего опыта. Локк придал учению о рефлексии материалистическое звучание, но оно содержало в себе зародыш интроспективного подхода.
Качества - способности вещей вызывать в душе идеи.
Первичные — существуют вне зависимости от нашего восприятия (например, размер и форма). Вторичные - не существуют сами по себе, а только при самом акте восприятия (если не надкусить яблоко, то не возникнет ощущение вкуса).
Локк становится родоначальником интроспективной эмпирическойпсихологии (во внутреннем опыте и рефлексии он видел единственный и достоверный источник знания). Локк является предвестником ипредшественником ассоциативной психологии.
Дальнейшее развитие взглядов Локка в материалистичеком направлении:
Гартли Д. (1705–1757)начинает ассоциативное направление в английской эмпирической психологии.. Всем ассоциациям соответствуют ассоциированные дрожания нервных волокон (для ощущений и движений) или ассоциированные вибрации мозгового вещества (для сознаваемых идей и сложных психических образований). Главные условия образований ассоциаций - смежность во времени или в пространстве и повторение.
Дидро Д. (1713—1784):материя - единственная субстанция во вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю на живую и мертвую, он полагал, что органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойственна способность к отражению. На уровне органической жизни это выражается в форме активной чувствительности, на уровне мертвой материи - в виде потенциальной (пассивной) чувствительности.
Радищев А.Н. (1749–1802).Являясь совершенной частью природы, человек имеет общие черты с ней - материальное начало (тело состоит из тех же стихий, что и другие тела. Отличия от животных: прямохождение, развитие руки, речи, мышления и пр. Душа появляется только при условии развитых мозга, нервов и органов чувств. Развитие психических способностей происходит по мере физического созревания человека. Радищев приходит к выводу о существовании особой активной деятельности души, как бы независимой от тела, но оказывающей на него влияние. Эти соображения легли в основу доказательства бессмертия души.