История психологии как теоретическое направление психологии.
Предмет и методы истории психологии. Функции истории психологии. Периодизация в истории психологии.
История психологии -наука, изучающая не саму психическую реальность, а лишь представления о ней, т.е. какими они были на различных этапах поступатупающего развития науки.
Предмет: представления о психической реальности на разных этапах развития науки.
Задачи: 1) изучение закономерномерностей развития знаний о психике, 2) раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками, 3) выявление зависимых психологических знаний от социокультурного контекста, 4) изучение роли личности в становлениии науки.
Методы: 1) теоретические реконструкции, описания и критичный анализа научных взглядов прошлого, 2) историко-генетический метод – изучения идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, 3) историко-функциональный - анализ преемственность высказываемых идей, 4) биографический и авто биографический (жизнь учёных, научн. трудов), 5) систематизация психологических высказываний.
Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критичный анализ научных систем прошлого; историко-психологический анализ (разработан Ярошевским).
Функции: 1) идеологическая - освещается с определенной филосовской позиций, обосновывая материализм/идеализм, 2) междисциплинарные связей, 3) кумулятивная обогащения и сбережения психологических знаний для развития самой теоретической психологии, 4) аксеологическая - основа для формирования у психолога оценочных суждений, 5) прогностическая - память науки, но не ради самой себя, а для будущей психологии, 6) социальная - знание для социального развития общества, для политики, для педогогических систем; 7) образовательно-воспитательный - взгляд на мир, отношениние к нему.
Истор. периоды: 1) Первобытное общество – мифологическое мышление до возникновения философии, 2) Античность – философия, 3) Средневековье – религиозные мировоззрения, 4) Возрождение – человек лучшее создание Бога, 5) Новое время – постановка психологических проблем, 6) Просвещение – зарождение психологии как науки, 7) Модернизм – кризис психологии, расцвет – появление новых направлений, 8) Постмодернизм.
Периодизация:
1) Донаучный (до 7-6 в. до н.э.): предмет: душа, методов нет, представление о душе основанно на мифах и легендах, религиозных верованиях, связ. душу с определенными живыми существами (тотемами).
2. Философский (7-6 до н.э. до конца 18 - начала 19 в.):
2.1. Античность (YII в. до н.э. – III в н.э): душа - источник активности тела, руководит поведением челавека, методы: филосовский, математический, медицинский, определение основных проблем психологии по исследованию познания, активности тела, способов регуляции поведения.
2.2. Средневековье (IY – XY вв н.э): душа - предмет для богословия, исследование чувственного познания мира; метод – интроспекция, развитие психофизического исследования.
2.3. Возрождение и новое время (XY – XYII вв.): наука стремилась стать объективной и рациональной, предмет - сознание, его содержание, пути формирования, интроспекция и частично логика, развитие рационалистического подхода в психике, теории эмоций, рефлекса. Попытки ввести бессознательное.
3. Ассоцианистическая психология (н.19-сер.19в.): сознание, познавательные процессы, поведение; интроспекция, логика + метод проб. и ошибок; первая школа, теория рефлекса, естест-научный подход изучения психики, развитие концепций безсознательного.
4. Экспериментальная психология (сер.19-н.20): элементы психики, сознание, их связь; эксперементальный метод, интроспекция + анализ творчества, 1е тесты; экспериментальные лаборатории Вундта, данные о памяти.
5. Методологич. кризис,разделение психологии на школы (10-30е 20в.): структурализм – функционализм – глубинные структуры психики - бихевиаризм – гештальт – советская; психоанализ и проективные методики; 1ые концепции личности, теории сознания.
6. Дальнейш. развитие Ψих школ. (40-60е 20в.): предмет - внутренняя сущность личности (гуманистическая, экзистенциальная), познавательные процессы, развитие интеллекта (генетический и когнитивный); опросники, новые эксперементальные методы изучения интеллекта.
7. Современная (60е-к.20в): совершенствуются методы экспериментального исследования, появляются разные диагностические методики; тенденция к синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.
4 Факты сознания и факты поведения. Понятие о фактах сознания и поведения. Сравнительный анализ субъективного и объективного методов исследования в психологии. Б. Дж. Уотсон и его теоретическая программа бихевиоризма.
В случае сознания (постижение внутреннего мира) – субьективный метод,
(регестрация внешене наблюдаемых событий) – объективный метод.
Факты сознания – это факты внутреннего, субъективного опыта. Стали предметом психологии в 17 веке. Во время бурного развития интроспективного метода познания.
Факты сознаниястали предметом психологии благодаря В. Вундту: в сознании есть объективные элементы (ощущения) и субъективные (чувства). Метод интроспекции был признан единственным методом психологии, т.к.: - процессы сознания непосредственно открываются только субъекту, - закрытость тех же процессов для внешнего наблюдателя. Психология сознания не достигла успехов. Причины:
1) ограничивались узким кругом явлений - содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) ограниченный по своим возможностям метод интроспекции.
Постулат Локкао раздвоении сознания (одновременное течение психического процесса (например, восприятие) и наблюдение за его ходом) оказался несостоятелен: интроспекция не может поставлять сведения о фактах сознания в неискаженном виде, т.к. внимание наблюдателя уже искажает их. Эти недостатки поставили под сомнение метод интроспекции и предмет психологии (факты сознания).
Факты поведения 20 гг 20в. - Революция: смена предмета психологии (поведение человека и животных).
Поведение - внешние проявления человека. Факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.
Субъективный метод исследования психики предполагает, что объектом, с которым взаимодействует психолог, выступает он сам (наблюдатель и наблюдаемый, экспериментатор и испытуемый в одном лице). Субъективный метод (интроспекции) - метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.
Самонаблюдение отличается от интроспекции:1. процессы познания себя сложнее и продолжительнее, чем обычный акт интроспекции. В них входят данные самонаблюдения, но только как первичный материал, который накапливается и подвергается обработке: сравнению, обобщению и т. п. 2. сведения о себе мы получаем не только из самонаблюдения, но и из внешних источников (объективные результаты наших действий, отношения к нам других людей и т. п.)
Самонаблюдение может дать уникальные свидетельства, недоступные внешнему исследованию.
Объективный метод основной в исследовании. Он предполагает обращение к тем аспектам, которые возможно зафиксировать средствами «стороннего» наблюдения — изменениям поведения, предметной деятельности, речи и др., за которыми предполагается определенная психическая реальность. Объективный метод предполагает тщательное построение исследования, выбор испытуемых или объектов наблюдения или диагностики (их количество, существенные характеристики, распределение по признакам), определение условий, этапов исследования с разработкой и обоснованием каждого этапа.
Бихевиоризм возник в США в 30-е гг. 20 века и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е гг. 20 века.
1913 "Психология с точки зрения бихевиориста" Дж. Уотсон: Психология должна заниматься не явлениями сознания, а фактами поведения (только то, что доступно внешнему наблюдению).. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента (стимула). S - R - единица поведения
Задачи психологии: - выявить и описать типы реакций; - исследовать процесс их образования; - изучить законы их комбинаций, т. е. образования сложного поведения. Общие окончательные задачи психологии: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле.
Уотсон обращается к работам И. П. Павлова и Б. М. Бехтерева (описание механизмов возникновения условных рефлексов). Концепция условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы бихевиаризма