Ретроактивное и проактивное торможение

Ретроактивное торможение – (назад направленное) Пример: проявляется в тех случаях когда вслед за заучиванием выполняется сходная деятельность требущая умственного напряжнения. (торможение регрессивное) — негативное влияние деятельности, шедшей вслед заучиванию, на последующее воспроизведение заученной информации. Обусловлено интегральным процессом нервным, замедляющим научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала оказывают тормозящее влияние на ответы, относимые к предшествующим его элементам — происходит забывание ранее полученного материала под влиянием последующего заучивания. Термин предложен М. Фуко (1928).

Сила торможения ретроактивного возрастает:

1) при высокой степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности;

2) при значительной интересности этой деятельности;

3) при ее эмоциональной насыщенности;

4) при повышенных требованиях к энергозатратам при ее выполнении.

Проактивное торможение- (вперд направленное)Пример: Если в течении длительного времени занимался умственной деятельностью, а потом предлогается что то запомнить, материал запоминается хуже. (торможение прогрессивное) — затормаживание запоминания под влиянием предшествующей деятельности — тем больше, чем более схож новый материал с тем, что был уже заучен; интегральный процесс нервный, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам. Термин предложил французский психолог М. Фуко (1928), опиравшийся на введенное И. П. Павловым понятие торможения внутреннего (условного), выделенное наряду с торможением внешним и торможением охранительным (предохраняющим центры нервные от переутомления).

Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач. Эффект незавершенного действия зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д.

фактор края -продуктивность запоминания зависит от того места, которое отдельные элементы учебного материала занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние.

Реминисценция ( припоминаю) - воспроизведение - спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

14. Воображение.

понятие воображения, виды воображения, приемы создания образов, мечта, греза, взаимосвязь воображения и эмоций.

Вооброжение (фантазия) – познавательный психический процесс создания нового образа (представления) предмета или ситуации путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений.

В. (как и мышление) – это аналитико-синтентическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств и переживаниий, которые владеют человеком в данный момент.

Виды В.:

Пасивное. В. характеризуется непроизвольностью возникновения (в сноведениях, грезах) + полный отрыв от практической деятельности человека.

Активное В. характеризуется произвольностью и человек при этом по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, оно более ориентировано на практическую деятельность.

репродуктивное В. образ или явление создается по словестному описанию, необходимо при чтении книгизучении различных схем и карт.

продуктивное В. – самостоятельное создание с новых образов без опоры на готовое описание (требует отбора из запасов памяти соответствующих представлений и их реконструкции в соответствии с замыслом).

· Если В. рисует картины, слабо соответствующие действ-сти – фантазии.

· Термин «мечта» применим к содержанию образов В., моделирующих ситуации и события, особенно желательные и значимые для человека.

Грезы – фантазия связанная с желанием.

Образы Воображения создаются различными способами:

· агглютинация – «склеивание», синтез различных в повседневной жизни несоединяемых свойств и частей предметов;

· гиперболизация – увеличение или уменьшение величины предмета, а так же изменение отд. его частей (сказочные великаны, карлики и т.д.);

· заострение (акцентуирование) - подчеркивание отдельных признаков;

· схематизация - отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

· типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях с воплощением его в одиночном образе.

Взаимосвязь воображения и эмоций –функция воображения состоит в регуляции эмоциональных состояний. Фантазия уособенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызвать некоторые заболевания. Эмоции стимулируют воображение и стенируют (мешают) работе мышления.

Мышление.

понятие мышления, характеристика мышления (отличие мышления от восприятия и воображения), операции мышления, виды и формы мышления, индивидуальные стили мышления, качества мышления.

Мышление – психический процесс отражаниея наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

· М. – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

· М. составляет своеобразное единство с речью: не связано с языком, а выражено в нем (почти каждое слово – понятие).

· Отражение мышлением наиболее существенных связей и отношений, существенных между предметами и явлениями действительности обычно совершаются в языковых формах.

Операции процесса мышления: мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций, с последующим переходом к образованию понятий.

· Анализ – мысленное расчленение целого на части

· Синтез – мысленное соединение частей в единое целое

· Сравнение – мысл. установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или их качественными особенностями.

· Абстракция (отвлечение) – мыслительное выделение существенных свойств или признаков. при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений;

· Обобщение– мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий к более общим;

· Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства или признака, иначе – мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю;

Систематизация (класс-я) – мыслительное распределение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства и различий.

· Мыслительные операции (действия) протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.

· Прежде чем стать умственными действиями, они были действиями практическими.

Виды мышления

· Наглядно-действинное (практическое) М. – опирается на непосредственные чувствственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощения и воспрития) конкретное действия с конкретными предметами (преоблодает у ребенка до года).

· Наглядно-образное. М. – характеризуеся опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности + оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план)., когда у ребенка появляется громкая речь, как сопровождение фазы ориентировки.(помощь от взрослых – а затем организация собственного внимания)

· Абстрактно-логическое. (отвлеченное, словестное, теоретическое) М. – опирается на абстрактные понятия и логические дествия с ними. Позволяет создать отвлеченную и обобщенную картину мира в виде мыслей, понятий, суждений, умозаключений, которые выражаются словами.

· териетическое (познание законов и правил + научные понятия);

· практическое (подготовка физического преобразования действительности: цель, план, проект + житейские понятия);

· аналитическое/логическое (развернуто во времени + этапы);

· интуитивное (непосредственое понимание ситуации);

· творчесое (созидательное);

· стереотипное (типичные задачи).

Наши рекомендации